23 июля 2020

Ученые из ВШЭ и Сколтеха изучили эволюцию коронавируса в России. Его завезли из Европы, а в центре Вредена произошло до четырех независимых вспышек

Группа российских ученых выяснила, что большинство завозных случаев коронавируса пришлось на конец февраля и начало марта, значительная часть из которых попала в Россию из Европы. Ни одного ввозного случая из Китая не зафиксировано. Выводы работы опубликовал научно-образовательный портал Высшей школы экономики.

Исследование провела группа ученых из ВШЭ и Сколтеха совместно со специалистами НИИ им. Смородинцева в Петербурге и ИППИ им. Харкевича РАН.

Ученым удалось выяснить, что на ранних стадиях эпидемии в России циркулировали почти все существующие на тот момент в мире штаммы, однако большинство геномов принадлежало к штаммам, доминирующим в Европе. Как отмечают ученые, первый случай внутрироссийской передачи вируса, начавший эпидемию, произошел не ранее 11 марта.

Специалисты также исследовали вспышку коронавируса в НИИ им. Вредена в Петербурге, который в начале апреля закрывали на карантин. Губернатор города Александр Беглов в начале мая объяснил вспышку в медучреждении тем, что один из сотрудников вернулся из Турции и не соблюдал режим самоизоляции. Однако анализ нескольких десятков геномов из этого медучреждения показал, что коронавирус проникал туда от двух до четырех раз.

Ученые изучили мутации 211 геномов коронавируса от пациентов из 25 регионов России, которые они получили в период с 11 марта по 23 апреля 2020 года. С помощью этого массива данных и филогенетического анализа они смогли восстановить процесс эволюции вируса. Кроме российских геномов, исследователи использовали базу данных из почти 20 тысяч геномов коронавируса со всего мира. Также в анализе использовались данные о перемещении людей через границу России и внутри страны.

Актуальные новости о распространении COVID-19 в городе читайте в рубрике «Бумаги» «Коронавирус в Петербурге».

Фото на обложке: Виктория Цвиренева