10 октября 2018

«Норма была — пять свастик в неделю»: бывший сотрудник Центра «Э» рассказал, как работал с задержанными из-за экстремизма и почему был вынужден отправлять документацию во «ВКонтакте»

«Сноб» опубликовал монолог бывшего сотрудника Центра по противодействию экстремизму по Москве Владимира Воронцова, который, по информации издания, работал в подразделении с 2011 года по 2014 год. Он рассказал, как работал с задержанными из-за экстремизма,  где искал агентов для информирования и почему был вынужден отправлять документацию в администрацию Петербурга и во «ВКонтакте».

Воронцов рассказал, что его группа задерживала в 2011 году группировку Ирины Липской (Шавочкиной), которые якобы стреляли в людей из травматического пистолета из-за анархических взглядов.

Владимир Воронцов, бывший сотрудник Центра «Э»:

— Липскую мы задержали на факте, то есть в момент нападения, доказали еще один эпизод. Восемь месяцев мы ее разрабатывали, потом задержание, полтора года шло следствие, полгода суд. Огромное количество компьютеров, изъятых с обысков. Картинки, фотографии, где они пьяные кривляются с шарфами в подъезде, музыка — все это нужно осмотреть, закрепить, что они именно по идеологическим мотивам это делали. И тут Госдума под Pussy Riot объявляет амнистию, и она выходит на свободу. И ты просто думаешь: «Зачем, ***, было столько работы?»

По словам Воронцова, по работе он должен был ходить на митинги людей правых взглядов. Для этого у него была страница во «ВКонтакте», на аватарке которой он «зигует рядом с восковым Гитлером».

Воронцов утверждает, что до реформы отдела в 2013 году они занимались тем, что считали нужным, но потом появились установки с точным количеством дел, которые они должны были закрыть за определенное время. Для этого, по его словам, он отправлял документацию в администрацию Петербурга и «ВКонтакте».

Владимир Воронцов, бывший сотрудник Центра «Э»:

— Другая позиция как-то хитро называлась — я должен был выявить во «ВКонтакте» пять свастик в неделю и отправить пять предписаний в администрацию в Питер, в администрацию VK. Каждое предписание готовилось так: я делал документы, через два-три дня они попадали к руководителю, я шел в канцелярию, ставил исходящий номер, затем фотографировал на свой телефон, перегонял в компьютер и отправлял в службу безопасности VK. Мне было насрать, что будет дальше, и всем было насрать. В этом — корень того, что сейчас происходит с этими репостными делами.

Воронцов также утверждает, что его заставляли часто ездить в общежитие РЭУ имени Плеханова и говорить со студентами — выходцами с Северного Кавказа на предмет «какой-нибудь информации». По его словам, ему нужно было получить агента-информатора. Он утверждает, что зарплата такого агента составляла 19 тысяч рублей. Воронцов рассказал, что зачастую информатора можно было найти только при наличии компроментирующих данных.

Бывший сотрудник Центра «Э» Воронцов также утверждает, что позже у них появилась балльная система, из которой могли отниматься баллы за побег преступника или смерть бойца «СОБРа». По его словам, начальник просил сотрудников разбивать преступления на несколько составов. Например, не только изнасилования, но и действия сексуального характера и, если получится, грабеж, утверждает Воронцов.

При этом Воронцов утверждает, что каждый сотрудник Центра «Э» обязан был проверять обращения из интернета. «И ты делаешь скриншоты, документируешь, твой собственный скриншот не канает — ты должен позвать двух представителей общественности, чтобы они засвидетельствовали. Вместо того чтобы прийти к какой-то видеофиксации, внедрить программы, которые с монитора захватывают видео, ты должен вот этим всем заниматься. И не было такого дня, когда мне не приходилось бы заниматься *** (ерундой)», — утверждает он.

Воронцов также отметил, что сотрудникам Центра «Э» не приходилось пытать людей.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.