21 декабря 2022

«Основная претензия в бесправии». Почему бастуют курьеры: мнение профсоюза и «Яндекса»

В Петербурге и Москве 20 декабря началась пятидневная забастовка курьеров «Яндекс Еды», которую объявил профсоюз «Курьер». Сотрудники требуют увеличения платы за заказы, уменьшения зоны доставки, доплаты за ожидание от 20 минут и введения обязательного трудового договора.

Профсоюз утверждает, что к забастовке присоединились сотни курьеров. Оплата их труда якобы снизилась после покупки «Яндексом» сервиса Delivery Club в сентябре.

В «Яндексе» уверяют, что забастовки нет, а в Петербурге 20 декабря курьеров вышло на 24 % больше, чем неделей ранее. В корпорации заявили, что сомневаются, что организаторы забастовки знают об условиях труда в «Яндекс Еде».

«Бумага» поговорила с профсоюзом «Курьер» и «Яндексом» — и рассказывает, как они оценивают условия работы курьеров.

Фото: Дмитрий Грищенко

Что об условиях труда курьеров рассказывают в профсоюзе

Представитель профсоюза «Курьер»
анонимно

— Почему вы решили объявить забастовку?

— Мы решили объявить забастовку, потому что «Яндекс» никак не реагирует на жалобы курьеров. Поддержка, к которой можно обратиться в случае вопросов или проблемных ситуаций, отвечает несвоевременно и часто не по теме.

Основная претензия курьеров в том, что они бесправны. Им часто не помогают даже в случаях несправедливых штрафов: например, за отмену насильно назначенного заказа, который автоматически записывают на курьера без его выбора.

Также штрафуют за якобы подмену местоположения, хотя на деле это технические сбои в определении локации курьера самого «Яндекса». Кроме того, [курьеров наказывают] за отмену заказа, который физически не помещается в сумку и не может быть не поврежден, — например, цветы.

Скриншот: профсоюз «Курьер»

По итогу из-за всех штрафов курьеру нужно работать по 12 часов каждый день, чтобы за месяц заработать 50 тысяч рублей (в чате телеграм-чате «Рабочий союз курьеров» подтверждают эту информацию — прим. «Бумаги»).

— Сколько курьеров участвует в забастовке?

— В первый день, 20 декабря, в Москве к забастовке уже присоединилось более 600 курьеров. Точное количество назвать сложно, так как у нас нет информации по всем курьерам, но оно немаленькое. Это видно по большому количеству не взятых никем рабочих смен сейчас. В Петербурге и Москве в разных районах свободно до 80 % рабочих слотов.

— Одно из требований профсоюза — повышение оплаты труда курьеров. Сколько сейчас зарабатывают доставщики? Какие у них условия работы?

— Зарплаты сильно уменьшились для сотрудников, которые перешли в «Яндекс» в августе 2022 года после поглощения компанией Delivery Club. Их перевели на тарифы «Яндекса» — оплата за заказ упала почти в два раза: со 110 рублей до 70 в Петербурге и Москве, а в регионах — примерно до 50 рублей (о таких же суммах рассказывают сами курьеры в телеграм-чате «Рабочий союз курьеров» — прим. «Бумаги»). При этом из-за инфляции цены на всё выросли, людям стало тяжелее жить.

Для курьеров, которые продолжили работать с «Яндексом», тарифы остались такими же: 70 рублей за заказ и еще 140 рублей — почасовая оплата.

Курьерам всё еще начисляют дополнительные выплаты — например, за большое количество выполненных заказов. Но курьеры делятся, что они приходят не всегда и каждую неделю в разных суммах.

Размер выплаты в «Яндекс Еде» сильно зависит от дальности доставки. Выгоднее доставить несколько коротких заказов, чем один большой. Кроме того, иногда в ресторанах приходится ждать заказы час и более — а это время никак не оплачивается.

— Чего вы требуете?

— Мы выступаем за оформление прозрачной и справедливой оплаты труда, без подачек в виде бонусов. Сейчас в договорах с курьерами указано лишь то, что тарифы «Яндекс» определяет сам.

Курьеры «Яндекса» работают как самозанятые, поэтому у них нет оплачиваемых выходных или больничных. Доставщики застрахованы только во время выполнения заказа. При этом случай, когда курьер получил травму во время ожидания заказа, не подпадает под страховой.

Что о забастовке курьеров говорят в «Яндексе»

Елена Новикова
глава PR-направления электронной коммерции и FoodTech «Яндекса»

— Повлияла ли забастовка на работу «Яндекса»?

— Во вторник, 20 декабря, работа прошла как обычно, время доставки также было обычным. Более того, утром [этого дня] на смены в Петербурге вышло на 24 % больше курьеров, чем неделей ранее. Декабрь — время самого высокого спроса на доставку, когда курьеры зарабатывают больше всего.

У нас нет подтверждения, что члены политических организаций, которые распространяют призывы бастовать, действительно сотрудничают с «Яндекс Едой» или хотя бы знакомы с текущими условиями для курьеров.

— Профсоюз жалуется на низкие зарплаты курьеров. Сколько сейчас зарабатывают доставщики? Какие у них условия труда?

— Сейчас средний доход курьеров в Москве и Петербурге составляет 350–450 рублей в час (сумма зависит от количества выполненных заказов, чаевых и спроса в области, где работал курьер — прим. «Бумаги»), или в среднем 75 тысяч рублей в месяц, и может достигать 160 тысяч рублей вместе с дополнительными бонусами. В наших отчетах мы указываем средний показатель дохода по территории России на основании статистики «Яндекс Еды».

Доход состоит из количества выполненных заказов, времени на слоте, повышающих коэффициентов и количества пройденных километров. В среднем курьер на сервисе может выполнить за час один-два заказа. Мультизаказ оплачивается как два отдельных.

В декабре мы также традиционно вводим дополнительные новогодние бонусы для доставщиков, чтобы поддержать их в период высокого спроса. В этом году выделим на такие бонусы до 70 миллионов рублей («Яндекс» не уточнил, для какого числа сотрудников выделили эту сумму — прим. «Бумаги»).

По всем доставкам курьеры ежедневно получают отчеты, где расписано, что и почему выплачивается. Часть выплат, например полный объем чаевых, которые оставляют пользователи, приходят ежедневно, остальная часть — раз в неделю вместе с еженедельным отчетом.

Как выглядит отчет, который получают курьеры?

«Яндекс» предоставил «Бумаге» пример ежедневного отчета о доходе курьера компании.

О бонусах и доплатах курьер узнает заранее — от курьерского бота, в Pro (программа, через которую курьеры взаимодействуют с сервисом и заказами — прим. «Бумаги»), по СМС и в курьерских чатах. Доставщики также видят в приложении карту спроса: где сейчас действует повышенный коэффициент, повышающий доход. В ежедневных отчетах также обозначены все заказы с повышенным коэффициентом и указывается сам коэффициент.

Курьеры застрахованы на каждой активной смене на сумму до 2 миллионов рублей. Они получат компенсации в случае получения травмы во время работы. Также есть программа софинансирования добровольного расширенного страхования — оно покрывает временную нетрудоспособность, несчастные случаи и травмы, а также телемедицинский сервис.

— Как распределяется рабочая нагрузка на курьеров?

— Курьеры сами определяют, когда выходить на смены и сколько доставок они готовы выполнить. Есть два вида смен: плановые и свободные. Свободную смену можно начать и закончить в любое время, также в любой момент взять дополнительную паузу.

Плановые смены курьеры разбирают заранее, они видят точку старта, длительность и размер гарантированного дохода. Снять такой слот можно, предупредив поддержку за 24 часа, никаких причин называть для этого не надо.

Если курьер заболел, он может снять слот и день в день без каких-либо корректировок — также через поддержку. Эти правила помогают вовремя возвращать в систему невостребованные слоты, и их могут занять другие курьеры.

Что еще почитать:

  • Профсоюз объявил пятидневную забастовку курьеров в Петербурге и Москве. В «Яндекс Еде» утверждают, что забастовки нет.
  • Десятки курьеров «Самоката» рассказали, что им два месяца не платят зарплату. Фирма обвинила во всем подрядчика.

Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚

поддержать

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.