22 апреля 2014

Директор «Иностранки» — о sexy библиотеках и средневековье работников

Филолог и директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени Рудомино Екатерина Гениева рассказала, стоит ли отменять читательский билет, почему чиновники подозревают сотрудников в шпионаже и как их с Людмилой Улицкой уличили в пропаганде гомосексуализма.  

«Библиотека должна быть friendly и sexy»

Первыми теоретиками библиотечного дела были Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Они освоили американско-швейцарскую модель библиотеки как центра жизни человеческого сообщества, до которого можно дойти пешком. Но освоили они ее с точки зрения идеологии, которая им была важна и согласно которой библиотеки превращались в сетку просеивания информации. Вот эта модель и существовала более 70 лет. Когда все рухнуло, куда ей было деваться? На мой взгляд, она реформируется не так плохо, поскольку у нас в регионах есть замечательные примеры открытости, которые даются нашей библиотечной ментальности очень непросто. Надо, чтобы изменилась сама концепция того, зачем нужна библиотека. В моей библиотеке идет полемика о том, как быть: нужен ли читательский билет или пусть ходят все? Мне, конечно, приятнее, чтобы ходили все, тем более это облегчит посещение выставок или социальных встреч. С другой стороны, мы с вами живем в очень взрывоопасном обществе. Несколько дней назад был этому пример: когда я уходила, меня остановила дама-полицейский и начала передо мной оправдываться, потому что она пропустила читателя с огромной виолончелью, не проверив его документы. Это был довольно специфический человек: он пришел к нам на выставку и начал объяснять, что ему не нравится болгарский костюм, потом стал играть и так далее. Как быть в этом случае? А если у него в саквояже взрывчатка? А если нож?
В моей библиотеке идет полемика о том, как быть: нужен ли читательский билет или пусть ходят все?
От поведенческого средневековья, которое царит в некоторых библиотеках, лучше освобождаться. Я начала вводить изменения с 99 года, мне было очень непросто, потому что многие коллеги просто не понимали, зачем это нужно. В итоге я подумала, что лучше пошлю их туда, где это существует. Что я и сделала: послала своих кондовых библиотекарей в Германию. Когда вернулись, они уже мне стали объяснять, что нужно сделать, чтобы не было средневековья. Есть разные способы изменения самой трудной части нашего существа — менталитета, но это требует некоторого количества времени, терпения, смирения. Я говорю, что библиотека должна быть friendly и sexy, потому что мне нравится идея, что это пространство, в котором можно просто побыть. Я относилась к библиотеке не только с точки зрения библиотечной карточки, хотя она чрезвычайно важна, а как к особому месту. Почему такие замечательные мыслители, как Борхес или Эко, так много размышляли о библиотеках? Конечно, они воспринимали это пространство не только с точки зрения учета фондов, а как очень важное подобие и отражение жизни — такой макрокосмос, отраженный в микрокосмосе библиотеки.  

«Есть дурная шутка о том, что мы самый крупный иностранный агент»

Я начала руководить Библиотекой иностранной литературы в 1989 году, то есть страна была на пороге очень важных изменений. Я со своей биографией, своими западническими исследованиями никогда в жизни не могла подумать, что смогу возглавить столь идеологизированный институт. Когда от французского посольства поступило предложение открыть Французский центр в библиотеке, я отправилась к тогдашнему министру культуры Николаю Николаевичу Губенко. Честно говоря, думала, что это дело обреченное: с какого перепуга в 1990 году открывать нам иностранный центр? Он на меня посмотрел таким тоскливым взглядом режиссера и сказал: «Как я устал от ваших капризов». Какие капризы, говорю, я хочу открыть Французский культурный центр для библиотеки. Здесь проявились черты моего упрямства, и я впервые отправилась в славный город Париж. В это время Шеварнадзе подал в отставку, и мне мои французские коллеги говорили, мол, ты, главное, держи лицо, когда тебе скажут, что не будут создавать центр. Но когда на следующий день я поняла, что ручка в моей руке и я скоро подпишу соглашение об открытии Французского центра в Библиотеке иностранный литературы, только и думать могла, что буду делать, когда вернусь на территорию Советского Союза.
Он на меня посмотрел таким тоскливым взглядом режиссера и сказал: «Как я устал от ваших капризов»
Приехав обратно, сразу начала ремонт помещения. Наши соответствующие структуры не давали аккредитации этому центру в течение четырех лет. Произошло это, только когда появился министр иностранных дел Аллен Жюппе, который сказал, что хочет вместе с Козыревым (Андрей Козырев, министр иностранных дел с 1990 по 1996 годы — прим. «Бумаги») давать пресс-конференцию только во Французском культурном центре. Собравшись, два министра рассказывали друг другу, как они замечательно создали такую площадку, а я вспоминала, как это происходило на самом деле. То был первый центр, на сегодняшний день их двенадцать. Хорошо ли это? Я думаю, что это замечательно, но, с другой стороны, конечно, у тех, кто считает, что Россия не Европа, что Россия противоположна Европе, мы как институция вызываем очень своеобразные чувства. Есть дурная шутка о том, что мы самый крупный иностранный агент. Периодически мне приходится отвечать на вопросы о том, не работают ли в наших центрах шпионы. Я честно говорю: не знаю, может, и работают. Недавно получила тот же вопрос, но в деликатной форме, от министра культуры. Я сказала: «Знаете, Владимир Ростиславович, мне кажется, что это не наша с вами территория. Наша с вами территория — культура, а это задача другого ведомства».
Периодически мне приходится отвечать на вопросы о том, не работают ли в наших центрах шпионы
Это, конечно, легко сказать, но иметь по четыре проверки комиссий каждый год врагу не пожелаю. Недавно приходил чиновник из комиссии валютного контроля и сразу же, естественно, направился в Американский центр: — Покажите мне Американский центр. Я ему с улыбкой говорю, что он уже находится на территории Американского центра. — Вы мне можете показать Американский центр? — Вы в нем стоите. И он так смотрит и говорит: — То есть мой внук тоже может сюда прийти? — Легко, — говорю. — Просто придет и что будет делать? — Не знаю, читать будет. Он так посмотрел на меня и говорит: — Так ведь это же хорошо. Однако, честно говоря, я бы предпочла некоторую такую педагогическую деятельность по воспитанию соответствующих структур свести к минимуму.  

«Традиционный читатель территорию библиотеки покидает»

Мы вошли в совершенно новую эпоху — эпоху после Гутенберга, то есть мы находимся в историческом периоде после изобретения книгопечатания, когда книгосуществование носит совершенно другой характер. Все библиотеки страдают от того, что традиционный читатель территорию библиотеки покидает. Если он и приходит к нам, то только через сеть. Это веяние времени, с которым бороться не надо. Полтора года назад я была в Швейцарии и посетила более чем богатую библиотеку, созданную компанией Rolex. Там я увидела библиотечную тележку, где лежала энциклопедия «Британика», а на ней бумажка и такая стыдливая надпись: «Забирайте». Никому не нужно. И действительно: зачем, если есть все в интернете? Я помню то время, когда все библиотеки мечтали о дорогущей «Британике». Но необходимо сделать сноску: то была Швейцария, у нас есть инновационные московские библиотеки, хорошие петербургские учреждения, а что у нас происходит на просторах необъятной страны, в селах? Там же катастрофа. Мы приехали в село, в часе езды от Орла, и посетили местную библиотеку, где я увидела на одной из полок издание «Доктора Айболита» 1972 года, которое по медицинским соображениям не должно там находиться. Кислотная бумага уже истлела, но другой книжки нет.
Я увидела библиотечную тележку, где лежала энциклопедия «Британика», а на ней бумажка и такая стыдливая надпись: «Забирайте». Никому не нужно
Я бы хотела, чтобы кто-то, думая о государственном регулировании культуры, — которую не регулировать надо, а просто помогать, — задумался, что происходит с тем населением, которое так вынуждено читать «Доктора Айболита». На мой взгляд, это преступление. В моем полемическом разговоре с министром я спрашивала, почему он отказался от 350 миллионов на закупку книг для библиотек. А министр полагает, что сейчас тенденция идет в сторону электронных книг и обычные книги не нужны. Да, особенно в каком-нибудь селе. Мы не смогли сломать эту ситуацию, но она для нашей страны носит катастрофический характер, потому что у муниципальных библиотек нет источников финансирования. В связи с этим Библиотека иностранной литературы и «Гражданская платформа» запустили проект exLibris («Из книг»), в рамках которого эксперты формируют комплекты книг, и мы их бесплатно передаем региональным библиотекам. Некоторые издания вызывают сильные эмоциональные чувства, в частности, детский проект Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других», в котором вышла книга «Семья у нас и у других». Нас обвинили вместе с Людмилой Евгеньевной, что мы пропагандируем ненормированные сексуальные отношения. Вот мне передали сотрудники, что приходил какой-то комиссар и просил сказать, что я несу личную ответственность за эту серию книг и не сегодня-завтра будет уголовное дело.
Нас обвинили вместе с Людмилой Евгеньевной, что мы пропагандируем ненормированные сексуальные отношения
Идея серии имеет отношение к толерантности. Но я не могу понять: если в Москве есть Музей толерантности, то почему это понятие вызывает бешеное сопротивление? Мы приехали в город Пермь и сразу столкнулись с атакой одного церковного иерарха. Он дал потрясающее определение: «Толерантность — это когда враг впрыгивает в твое окно, а ты ему не мешаешь». Смешно, но не смешно, поскольку что-то произошло с мозгами, не сказать с душой, что люди, в общем образованные и адекватные, что-то вроде этой чуши и произносят. А когда это повторяется много раз, то по законам, описанным Леви-Строссом, эта мысль становится частью сознания. Если не доводить до сознания общества и не обсуждать такие сложные вещи, то дело наше печальное. И вот именно это я понимаю под важностью и философией открытой библиотеки. Если это открытая площадка, то это означает, что мы сознательно идем на диалог. Библиотека — диалогическая структура, и только библиотека на сегодняшний день является такой структурой. Будущее библиотеки не в сохранении формы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.