Партнерский материал
30 июня 2021

«Очень важно не проиграть заранее». 18-летняя гонщица Ирина Сидоркова — об участии женщин в «Формуле-1», любви к адреналину и умении сохранять спокойствие

Ирина Сидоркова профессионально занимается автоспортом с шести лет, завоевывая чемпионские титулы в кольцевых автогонках и призовые места в гонках на онлайн-симуляторах. Ирина выросла в Петрозаводске, много тренировалась на картодромах Финляндии и Петербурга, а сейчас живет в Москве. В этом году ей исполнилось 18 лет, она сдала ЕГЭ, планирует поступление в университет и готовится к новому сезону женских гонок серии W — формульному турниру для женщин-пилотов. 

«Бумага» вместе с МегаФоном поговорила с Ириной о том, за что она любит автоспорт, как справляется с волнением перед гонками и каким образом социальные сети помогают ей в карьере.

— Как вы пришли к автоспорту?

— С детства меня тянуло к игрушечным машинкам, я играла с ними и коллекционировала. В 2006 году, когда мне было три года, мы с семьей пошли на премьеру мультика «Тачки», и после его просмотра я сказала папе, что так же хочу гонять. Спустя полгода я увидела рекламу картодрома по телевизору и уговорила папу сходить. Мы пришли, я села в карт и поехала. После подошел тренер и сказал, что мне нужно заниматься серьезно. Так я начала ездить на прокатном карте, потом уже на боевом — и шла всё дальше и дальше, ступенька за ступенькой.

— Что лучшее в гонках?

— Разные пилоты дадут разные ответы. Я очень сильно люблю драйв, адреналин и скорость. Скорость меня никогда не пугала. Хотя раньше было страшно во время обгонов и поздних торможений: я тогда еще не умела это делать. 

Такую порцию адреналина мне дарит только автоспорт. У меня есть и другие увлечения, но сейчас на них нет времени. В этом году я участвую в гонках серии W, сдала ЕГЭ, и всё мое время уходит на тренировки, подготовку и экзамены.

— Гоночная карьера занимает большую часть вашей жизни. Что мотивирует продолжать ее все эти годы?

— Желание. Так в любом спорте. Когда оно пропадает, пропадают и результаты. Ты начинаешь халявить, пропускать тренировки. Я хочу развиваться, потому что это было моей мечтой с детства. Я давно решила, что автоспорт — не просто хобби, а профессия.

— Вы одна из самых молодых гонщиц России и одержали множество побед. Не устаете от вопросов в стиле: «А тяжело ли быть девушкой в автоспорте?»

— На самом деле, нет. Когда я только пришла в спорт, никто не знал, кто я, что могу и умею. Многие говорили, мол, просто покататься пришла, заняться ей нечем. Со временем, когда появляются результаты и успехи, у окружающих меняется отношение к тебе. Могу сказать, что теперь большинство людей ко мне относится по-другому.

Ко мне никто не подходил, [чтобы высказать что-то лично], но в интернете или между собой, конечно, меня обсуждали. Я считаю так: если у тебя есть цель, то тебе не интересно, что сказал Вася, а что Петя. Просто иди и занимайся своим делом.

— Есть ли женское сообщество автоспортсменок в России?

— У нас в России много автоспортсменок. Есть девушки, которые ездят в российской серии кольцевых гонок, например Татьяна Добрынина, она выступает на «шорткатах» (спортивных автомобилях для трековых гонок — прим. «Бумаги»). Наталья Фрейдина ездила в GT (категория спортивно-гоночных автомобилей Gran Turismo — прим. «Бумаги»). Правда, сейчас за рубежом выступает не так много человек, больше всего в картинге. Можно без лишнего хвастовства сказать, что в Европу от России на формульные гонки езжу только я одна сейчас. 

Если говорить про мировой женский автоспорт, то, конечно, женщины сильные есть. И в GT, и в Ле-Мане, и в формульных сериях. Даже наш чемпионат серии W сам по себе очень сильный, потому что в нем ездят лучшие спортсменки со всего мира.

— Но при этом в «Формуле-1» уже давно не было женщин-пилотов?

— Да, я надеюсь, что в скором времени это изменится (в последний раз женщина-пилот участвовала в «Формуле-1» в 1992 году — это была Джованна Амати — прим. «Бумаги»).

Конечно, у нас есть сильные девушки, но «Формула-1» — это очень тяжелый вид спорта. Он очень дорогой, требуется много финансов для подготовки. Ведь до этого ты должен поучаствовать в «Формуле-4», «Формуле-3», «Формуле-3 Лайт», «Формуле-2».

— Как вы сами готовитесь в гонкам?

— Я занимаюсь физическими тренировками в зале. Для участия в «Формуле» это очень важно, потому что машина для этих гонок действительно тяжелая. Там нет гидроусилителя, бешеная аэродинамика, слики (гладкие шины — прим. «Бумаги»), жара. Ты должен быть выносливым. К работе в зале у меня добавляются тренировки на профессиональном симуляторе. Это не просто руль, прикрученный к столу, в нем всё практически как в реальной машине. Даже кокпит (кабина гоночного автомобиля — прим. «Бумаги») от машины для «Формулы» взят.

Вообще, для участия в гонках каждый пилот следует индивидуальной программе тренировок. Надо развивать реакцию, выносливость. И даже от мыслей очень многое зависит. Например, есть люди, которые могут «перегореть» еще до старта — от ужасного волнения забыть, где газ, а где тормоз. Очень важно себя правильно настроить, не проиграть заранее и не «сгореть» во время самой гонки. Это же автоспорт, случиться может что угодно.

Ты сам должен понимать, как контролировать свое волнение. А если что-то [идет не так], говорить себе: всё нормально, со всем разберемся, гонка еще не закончилась. Всё это время ты проводишь на самоконтроле.

Есть люди, которые делятся методиками [самоконтроля], но у меня всегда это происходило само собой. Я могла и расслабиться, и настроить себя. Конечно, бывали моменты, когда я из-за волнения проигрывала. Но понимание этого приходит с опытом. Чтобы понять, нужно почувствовать.

— Современным спортсменам необходимо не только поддерживать физическую форму, но и всегда быть на связи. Успеваете?

— Да, для спортсмена очень важна медиачасть. Помимо того, что тренируешься, ты должен уделять время медиа и соцсетям, работать над своей узнаваемостью. Потому что узнаваемость — это спонсоры, а спонсоры — это тренировки, чемпионаты и так далее. Стараюсь много внимания уделять инстаграму. Я пользуюсь МегаФоном и в России, и на соревнованиях в Европе. Мобильный интернет работает везде, поэтому в моем распорядке дня всегда есть время на посты и сториз.

— Общение с болельщиками не выматывает?

— Мне нравится общаться со своими болельщиками, как очно, так и в интернете. Всегда стараюсь отвечать на вопросы в директе, если людей что-то интересует. Когда я вижу, что вопросы накапливаются, то предпочитаю сделать прямой эфир, поговорить с болельщиками — мне кажется, что это интереснее и приятнее для всех.

— Вам приходится много путешествовать — гонки, соревнования, тренировки. Получается ли вовремя записывать сториз?

— На гонках не всегда получается пилить много сториз. Всё ведь забито, график плотный, тренировки идут. Тем не менее я всегда стараюсь найти минутку, чтобы быстро рассказать, что происходит, и выложить это в инстаграм. Бывает, конечно, что после гоночного дня ты выжат полностью, тут уж не до сториз, лишь бы лечь спать. В таких ситуациях я отдыхаю, а потом с утра пишу пост.

— В 2020 году из-за пандемии пришлось перенести сезон гонок серии W, и вы попробовали себя на пространстве виртуальных гонок W Series ESports League. Понравился ли вам такой формат?

— Да, в прошлом году был электронный чемпионат, организаторы специально нам прислали рули и кресла, чтобы у всех было одинаковое оборудование. Я не фанат симрейсинга (гонок на виртуальных симуляторах — прим. «Бумаги»), до этого особо не ездила в нем. Но когда карантин и скучно сидеть дома, почему бы и нет, — можно хоть трассы выучить.

— Вы недавно сдавали ЕГЭ. Получалось ли учиться дистанционно?

— Первое полугодие было дистанционным из-за коронавируса, поэтому я могла ездить на соревнования, не прерывая учебный процесс. Всегда можно было зайти со смартфона на учебные сервисы и выполнить задания онлайн. Хорошо, что сейчас есть программы, которые не позволяют списать, и учителя могут им полностью доверять. Второе полугодие выдалось очным, приходилось пропускать много занятий в школе из-за подготовки к W серии, тем не менее я сдала все контрольные.

— Как считаете, какие существуют ложные представления о профессии пилота?

— Многим кажется, что это всё очень легко. Казалось бы, что сложного — садишься в автомобиль, педальки нажимаешь, руль крутишь и тебе миллионы с неба капают. Меня иногда спрашивают: «А зачем вы так много тренируетесь? Что тут может быть тяжелого, это же классно — едешь на машине по красивой трассе, дует воздух, всё супер». Люди иногда могут посмотреть в интернете фотографии Льюиса Хэмилтона (британский автогонщик, семикратный чемпион мира «Формулы-1» — прим. «Бумаги»), на которых он такой быстрый, богатый и всё у него хорошо. Кто-то даже думает, что все автоспортсмены такие. К сожалению, не всегда это так.

Даниил Рази
Авторы: Даниил Рази
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Свободу Саше Скочиленко
Сашу Скочиленко, арестованную по делу о «фейках» про ВС РФ, перевели в новую камеру и обеспечили безглютеновым питанием
Что известно о травле Саши Скочиленко в СИЗО. Ее девушка узнала о запрете открывать холодильник и требованиях ежедневно стирать одежду
«У меня уже отняли семью. Что мне теперь терять?». Девушка Саши Скочиленко — о жизни после ее задержания и проблемах с передачами
Лауреатка «Золотой маски» передаст премию петербургской художнице Саше Скочиленко
Саше Скочиленко не предоставили обещанную диету в ИВС. У нее случился приступ, рассказала адвокатка
Военные действия России в Украине
Заявления Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО и попытки поджога российских военкоматов. Главное к 15 мая
Что произошло в Украине 14 мая? Возможное отступление России из Харьковской области и продолжающийся штурм «Азовстали»
Власти Петербурга говорят про возможный завоз холеры беженцами из Украины. Этому стоит верить? Разбираемся с инфекционистом
Что произошло в Украине 11 мая? Планы по присоединению Херсонской области к России и запрет Instagram в ДНР
Провластное движение «Поколение Z» сменило название. Его лидер назвал военные действия в Украине катастрофой
Экономический кризис — 2022
Bloomberg: ВВП России снизится на 12% в 2022 году. Это будет самый большой спад с 1994 года
Минпромторг утвердил список товаров для параллельного импорта в Россию. Что это значит?
«А остальным что?». В комздраве заявили о завозе в аптеки дефицитного лекарства «Эутирокс» — но не для всех. Обновлено
Власти подготовили список товаров для ввоза в Россию без согласия правообладателей. Что об этом известно?
Российским авиакомпаниям рекомендовали подготовиться к полетам без GPS. Рогозин предложил заменить эту систему на ГЛОНАСС
Давление на свободу слова
Как писать письма в СИЗО? Рассказывает адвокат задержанной по делу о фейках об армии России Ольги Смирновой
Как силовики изобрели и опробовали новый метод давления на активистов — подозрение в лжеминировании. Истории 7 петербуржцев
Ходят слухи, что «Алые паруса» проведут без Ивана Урганта впервые за десятилетие. Это правда?
Илья Красильщик запускает новое медиа «Служба поддержки». Его частью станет анонимный чат для тех, кто пострадал от российских властей
Петербургских активистов массово преследуют перед 9 Мая. Главное о делах против «Весны», феминисток и людей с антивоенной позицией
Хорошие новости
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
В Петербурге в 2022 году обустроят более девяти километров велодорожек
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.