20 июня 2013

По закону: пять фильмов для Государственной думы

За последний год Государственная дума не раз давала общественности повод для дискуссий: депутаты приняли сразу несколько скандальных законов, из которых многие уже успели вступить в силу. «Бумага» вспоминает фильмы, иллюстрирующие новые законодательные нормы — оскорбление чувств верующих, деятельность иностранных агентов, пропаганду гомосексуализма и другие.

Иностранные агенты


«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, 1924

В 1924 году принцип «социализм в отдельно взятой стране» еще не был поднят на знамена, сталинский изоляционизм и шпиономания не стали основой государственной политики. Более того, американские фильмы, которые советские послевоенные зрители получали в строго дозированных количествах, шли в прокате достаточно свободно. «Приключения мистера Веста» — это в первую очередь подражание эксцентрическим немым экшенам из-за океана, и уже отсюда сюжет: американец с говорящей фамилией, круглыми очками похожий на комика Гарольда Ллойда, едет в советскую Россию по заданию Ассоциации молодых христиан (та самая YMCA, которую воспели Village People в одноименном диско-шлягере). Далее в мягкой форме высмеиваются стереотипы западного общества о большевиках, в конце же мистер Вест, спасенный от злоумышленников доблестной милицией, попадает на демонстрацию и преображается в пламенного поклонника советского строя.

Клевета


«Свидетель обвинения» Билли Уайлдера, 1957

Непредставимый в российских реалиях жанр судебной драмы — один из главных шаблонов американского политического или околополитического кино. Впрочем, экранизация Агаты Кристи, сделанная на все руки мастером Билли Уайлдером, не из этой последней категории. Речь идет об уголовном процессе, практически не затрагивающем общественную тематику (кроме, пожалуй, ксенофобии — ее объектом становится героиня Марлен Дитрих). Молодой человек обвиняется в убийстве старушки, его берется защищать немолодой адвокат в исполнении великого актера Чарльза Лотона. Как полагается у Агаты Кристи, описание сюжета чревато спойлерами, поэтому вдаваться в подробности не стоит — но тема клеветы тут раскрыта достаточно интересно.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений


«Шоу ужасов Рокки Хоррора» Джима Шермана и Ричарда О’Брайена, 1975

Экранная версия успешного театрального мюзикла навсегда останется в истории как первый фильм, признанный культовым: в прокате он поначалу не имел особого успеха, но в Нью-Йорке (а потом и не только там) на полуночных показах собирал постоянную аудиторию в течение нескольких лет. Президент фан-клуба «Рокки Хоррора» входил в книгу рекордов Гиннесса как человек, посмотревший один и тот же фильм полторы тысячи раз. Корни этой необыкновенной популярности фильма в феномене «B-movies», из осколков которых и составлен сюжет. Здесь можно найти отсылки ко всем «низким» жанрам 50–60-х — хоррорам о Франкенштейне или Дракуле, околонаучной фантастике о пришельцах, байкерских фильмах и прочим явлениям, для которых придумали слово «кэмп». Все это подано в жанре мюзикла и решено в духе андрогинной эстетики 70-х — эпохи Дэвида Боуи и T.Rex. Центральный персонаж по имени Доктор Фрэнк впервые появляется на экране в чулках, корсете и макияже и исполняет песню с рефреном «Я миляга-трансвестит из транссексуальной Трансильвании» — в общем, неудивительно, что в сериале о маргиналах Glee сделали ремейк «Рокки Хоррора». Фильм не создает представления о социальной равноценности традиционных отношений нетрадиционным, но привлекательность последних, пожалуй, формирует. По сюжету фильма доктор Фрэнк соблазняет обоих главных героев — как невесту, так и жениха.

Оскорбление чувств верующих


«Фанатик» Генри Бина, 2001

Большой хит американского независимого кино начала 2000-х (впрочем, провалившийся в прокате) — очередная попытка подойти к теме фашизма с точки зрения индивидуальной психологии. Нынешний всеобщий кумир Райан Гослинг, которому здесь 20, играет лидера нацистской группировки, преследующей евреев. Одна из самых их масштабных акций — осквернение синагоги; это ключевое событие, за которым следуют третий акт и развязка. Собственно драматический конфликт заключается в том, что герой, несмотря на арийскую внешность, — чистокровный еврей, в детстве обучавшийся в религиозной школе, но неспособный поверить в бога. Сюжет напоминает о распространенном, но малоубедительном аргументе в спорах о гомосексуальности («А что вы так волнуетесь, сами-то часом не из них?»). Но вообще-то не стоит рассматривать фильм Бина как проблематичное социальное кино.

Курение в общественных местах


«Любовь в сигаретном дыму» Пан Хо Чена, 2010

Сигареты оказали большое влияние на кино, став одной из узнаваемых черт фильмов нуар или французской «новой волны» (в ключевом для этого движения фильме Годара «На последнем дыхании» герой Бельмондо, подражая Хамфри Богарту, курит едва ли не в каждом кадре). Кино, в свою очередь, оказало большое влияние на распространение курения — не секрет, что табачные компании платили голливудским студиям за скрытую рекламу. Тем удивительнее, что на яростную законодательную борьбу с вредной привычкой кинематографисты отреагировали довольно вяло. Гонконгский хит «Любовь в сигаретном дыму» — один из немногих примеров: это ромком, сюжет которого крутится вокруг государственных запретов и ограничений на курение. Главные герои знакомятся в курилке возле бизнес-центра, сближаются на почве пристрастия к сигаретам, а кульминационная сцена происходит накануне повышения табачных пошлин. В остальном, правда, это довольно типичный фильм про любовь в большом городе.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.