11 мая 2020
текст:

Послушайте духоподъемное «Море» Дебюсси — и представьте воздух, ветер и Финский залив

Советует режиссер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Марина Монахова

Как только мне предложили поделиться рекомендацией для вашей рубрики, я даже задуматься толком не успела, а в голове уже зазвучала кульминация из «Моря» Дебюсси. На самом деле, конечно, в истории музыки огромное количество произведений, которые способны поддержать в самой трудной ситуации: целая вселенная звучит в музыке Баха, гармонии, красоты и мудрости полны партитуры Моцарта — это перечисление можно продолжать и в соображения о причинах такого эффекта можно погружаться бесконечно.

Но у меня в данном случае выбора уже нет, он произошел помимо моей воли: «Море» Дебюсси. И я могу объяснить почему. Потому что в этой музыке — простор, игра красок, воздух, ветер и солнце — всё то, чего мне так не хватает в самоизоляции.

Клод Дебюсси противился определению «импрессионизм», но именно так его стиль начали небезосновательно называть еще при его жизни. И проблемы у него были ровно те же, что у художников-импрессионистов: предложенный ими новый язык был радикальным для современников, пугал, возмущал, вызывал отторжение. Можно почитать разгромные критические подборки по поводу выставок импрессионистов; оркестранты, которые репетировали «Море» перед первым исполнением, в знак неприятия и протеста повязывали платки на смычки своих инструментов.

Что так возмущало? Отрицание привычной эстетической логики. То, что раньше составляло основу искусств — четко очерченная линия, законченная мелодия, — оказалось отодвинуто на второй план: теперь целое складывалось из суммы мазков, а мелодии и части формы оказались размыты тончайшими нюансами динамики, сметены буйством оркестровых красок.

Жанр партитуры Дебюсси — три симфонических эскиза — и названия ее частей («От зари до полудня на море», «Игра волн», «Диалог ветра и моря») явно указывают на то, что не стоит воспринимать эту музыку, воображая какой-то сюжет, ожидая итога, результата, морали.

Слушать «Море» нужно просто растворяясь в игре оркестровых тембров, пребывая в моменте, получая удовольствие от самой природы звука — точно так же, как мы не ждем какого-то результата, созерцая Финский залив. Такое смещение фокуса внимания (естественное следствие всех описанных импрессионистических новшеств) также было дико и непонятно современникам Дебюсси, а между прочим, именно этот способ слушания оказался востребован большинством музыкальных открытий XX века.

Подписывайтесь на рассылку «Бумаги» «Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.

«Море» исполняет Академический симфонический оркестр филармонии, дирижер — Александр Дмитриев

youtube.com

Группа филармонии

vk.com

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.