22 июля 2013

Почему убирают рестораны на воде: «Летучий Голландец», Woodbarge, «Парус» и «Кронверк»

На прошлой неделе поднялась новая волна борьбы городских властей с ресторанами на воде. На этот раз с набережной Невы решили убрать корабль «Летучий Голландец» с фешенебельным финтес-клубом и закрыть небольшой плавучий бар Woodbarge на Фонтанке. «Бумага» вспомнила, как давно идет война между городом и плавучими кафе и чем именно корабли-рестораны не угодили чиновникам.

«Летучий Голландец»: почему на Неве теперь не будут заниматься фитнесом

С Мытнинской набережной собираются убрать корабль «Летучий Голландец», на котором долгое время работает несколько ресторанов, салон красоты и фитнес-центр. При этом владельцы корабля арендовали участок у Биржевого моста еще в 2005-м. Срок действия договора должен был закончиться только в 2015 году. Но КУГИ решил расторгнуть его досрочно: с точки зрения чиновников, «Летучий Голландец» нарушил условия аренды. Причиной раздора стал плавучий понтон с летним кафе, который компания-владелец устанавливать не имела права. За аренду участка набережной «Летучий Голландец» ежеквартально выплачивал около 100 тысяч рублей. Несмотря на это, если корабль все-таки уберут, его место вряд ли займет другой плавучий объект: в комитете говорят, что новый конкурс на аренду объявлять не планируют.
«Причиной раздора стал плавучий понтон с летним кафе, который компания-владелец устанавливать не имела права»
Владельцы «Летучего Голландца» с решением КУГИ не согласны и свои права собираются отстаивать в арбитражном суде. Вместе с тем анонимный источник в интервью газете «Ведомости» выдвинул и другую причину, по которой корабль с фитнес-центром хотят убрать с Мытнинской набережной. Есть версия, что «Летучий Голландец» портит вид на Эрмитаж из нового жилого комплекса в Зоологическом переулке. Но в КУГИ какую бы то ни было связь между расторжением договора и претензиями строительной компании ЛСР отрицают.

Нева без ресторанов

Постепенно с набережных Невы убирают все корабли, которые используются не по прямому назначению — под рестораны, бары, или, как в случае с «Летучим Голландцем», под фитнес-клубы. В 2007 году в силу вступил запрет на предоставление участков под развлекательные «корабли» в центре города. С этого момента ни одного нового договора заключено не было. Сейчас на набережных могут швартоваться только транспортные суда. А их внешний вид должен соответствовать регламенту, разработанному в КГА. Об этом заявил Георгий Полтавченко в ответ на запрос депутата Закса Алексея Макарова. По закону на плавучих средствах нельзя размещать офисы, торговые точки, спортивные центры и кафе, которые действуют круглый год. Макаров отправил запрос губернатору, чтобы узнать, на каком основании на Неве работают рестораны на псевдофрегатах и шхунах. «Летучий Голландец» — не первый случай досрочного расторжения договора с арендатором. Зимой соответствующие документы отправились владельцам плавучего ресторана «Забава», до этого свои места потеряли рестораны «Европа» на Мытнинской набережной и «Кронверк». Эта шхуна появилась на Адмиралтейской набережной в начале 2000-х годов: на судне долгое время работал ресторан. В сентябре прошлого года судно отбуксировали на штрафстоянку. Выяснилось, что оно стояло на набережной незаконно три года, когда договор аренды уже истек.
«Год назад КУГИ начал сбор заявок у предпринимателей, желающих открыть плавучие кафе или гостиницы»
Радикальные меры городских властей касаются и плавсредств, которые не используются вовсе. Прошлой осенью власти решили очистить берега Невы от незаконно пришвартованных плавсредств. Под эту инициативу попал, например, дебаркадер «Парус», который стоит у стадиона «Петровский». Отбуксировать «Парус» власти решили сначала своими силами, но судно начало тонуть. После суда владельцы дебаркадера решили транспортировать его самостоятельно. Такое решение собственник принял в мае и оценил эту процедуру в 300 тысяч рублей.

Коммерция на воде: запрещать или поддерживать

Параллельно с очисткой берегов Невы от плавучих ресторанов администрация города выступила с инициативой развивать бизнес «на воде». Год назад КУГИ начал сбор заявок у предпринимателей, желающих открыть плавучие кафе или гостиницы. Город собирался сдавать участки на Неве, Фонтанке, Мойке, канале Грибоедова, Карповке и других реках на пять лет, при этом оплачивать аренду нужно будет только во время навигации — с мая по октябрь. Опрос должен был показать, насколько востребованной будет эта инициатива. КУГИ собирался запустить программу уже этим летом, но вместо этого продолжилась борьба с плавучими ресторанами.
Фото: Маргарита Полищук / «Бумага»
Последний скандал, связанный с закрытием кафе на воде, касается небольшого бара на воде Woodbarge, открытого при участии владельцев бара Wood. По словам совладельца Woodbarge Николая Предтеченского, договор аренды не подразумевал организации летнего кафе. Именно это стало поводом, для того чтобы закрыть заведение на понтоне. Окончательное решение о судьбе Woodbarge будет вынесено во вторник, 23 июля. В любом случае, с точки зрения чиновников, организация кафе на воде — это нарушение. Если его не закрыть, владельцам может грозить штраф, а также отказ продлить аренду участка набережной для транспортных компаний, которые швартуют рядом с кафе прогулочные трамвайчики и катера.
Николай Предтеченский
совладелец Woodbarge

Это полная глупость. Своими действиями город говорит, что ему неинтересно развитие как туристического центра

Инициатива городских властей расчистить акваторию от любых кораблей, на которых ведется коммерческая деятельность, пока касается только центра города. Предполагается, что плавучие рестораны можно будет размещать за пределами исторической территории. Сейчас схема размещения разрабатывается в комитете по градостроительству и комитете по благоустройству. Если же план по очистке городских набережных будет полностью реализован, то в Петербурге останется только два плавучих ресторана: «Океан» около Биржевого моста и фрегат «Благодать» на Петровской набережной. Их договоры аренды все еще действительны и повода для расторжения пока нет.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.