15 декабря 2015

Что происходит с финским бизнесом после ухода туристов из России

Из-за падения рубля туристов из России, отдыхающих в Финляндии, стало меньше даже по сравнению с прошлым годом, когда курс евро вырос до рекордной отметки.
Накануне новогодних каникул «Бумага» узнала, как спад числа отдыхающих переживают магазины и отели, насколько изменился спрос на поездки в Финляндию, как бизнесмены пересматривают цены и кто заменил русских туристов.
Фото: Shutterstock

Как изменился поток россиян в Финляндию

Приезжающих в Финляндию туристов из России стало существенно меньше, что замечают как местные жители, так и сами отдыхающие. Например, по словам туристов, если раньше в выходные приходилось стоять в очереди, сейчас на границе зачастую пусто.
По данным портала nagranitse.ru, на котором отображается время ожидания в очереди, по субботам в этом декабре количество машин, проехавших за сутки в Финляндию через програнпункт «Брусничное», не превышало 129, в то время как в прошлом и позапрошлом годах самые большие очереди в разные МАПП достигали 300–400 машин.
По информации Генерального консульства Финляндии в Петербурге, число выданных виз сократилось почти в два раза по сравнению с 2013 годом, который, напротив, был рекордным по количеству обратившихся за визами россиян.
Сусанна Нииниваара, советник по прессе Генерального консульства Финляндии в Петербурге:
— Финляндия, финские города и предприниматели в сфере туриндустрии надеются, что поток как российских, так и других иностранных туристов будет как можно большим. Понятно, что невыгодный для россиян курс рубля и общая непростая экономическая ситуация уменьшают интерес российских туристов к Финляндии. К нам постоянно обращаются, чтобы узнать, какие новые туристические услуги появились и что Финляндия может предложить нового. Многие рассказывают, что они с удовольствием ездили бы в Финляндию, если бы только имелись экономические возможности.
Заметнее всего снижение туристического потока в приграничных городах Финляндии, таких как Лаппенранта. В представительстве города уточнили, что количество туристов, приезжающих через погранпункт «Нуйямаа» (на границе с «Брусничным») сократилось примерно на 20 % по сравнению с предыдущими годами, когда Лаппенранту посещало порядка 1,6 миллиона россиян ежегодно.
В то же время в Ассоциации туроператоров России накануне сообщили, что в ноябре спрос на поездки в Финляндию подрос: она осталась пятой в топе самых популярных направлений, а количество туристов выросло на 19,2 %, хотя спад по сравнению с прошлым годом всё равно значительный — 15,3 %. Наиболее популярными традиционно были паромные туры из Петербурга, а также короткие программы, рассчитанные на один-три дня пребывания в стране. «„Новый год в Финляндии“ в ноябре искали 15 618 россиян, это на 6 % чаще, чем месяцем ранее», — говорят в АТОР.

Кого и как привлекают отели вместо россиян

Сильнее всего снижение турпотока из России ощущается в отелях, говорят в консульстве. Количество ночей, которые россияне проводили в Финляндии, сократилось почти вдвое с января по сентябрь. Что ожидается в новогодние праздники, пока предсказать трудно.
Как рассказывает исполнительный директор Evilla.ru Глеб Куликов, чтобы привлечь туристов на Новый год и Рождество, финские владельцы недвижимости понизили цены примерно на 20 %, таким образом приблизив их к стоимости до падения рубля.
Глеб Куликов, исполнительный директор оператора по аренде недвижимости для отдыха Evilla.ru:
— Снижение потока заметно. Однако спрос стабильный и интерес к отдыху в коттеджах в Финляндии присутствует. Во-первых, из-за транспортной доступности. Во-вторых, благодаря снижению цен финскими операторами и владельцами коттеджей. Мы в течение года проводили встречи с финнами и объясняли ситуацию на рынке. И финны очень внимательно отнеслись к нынешнему положению, заметно снизив стоимость коттеджей для россиян на праздники.
В то же время в представительстве Лаппенранты рассказывают, что, хотя поток туристов из России и снизился существенно, общее количество ночевок в городе сократилось только на 8 %, потому что отели стали привлекать больше туристов из Финляндии и других стран.
Алина Куянсиву, директор по коммуникациям представительства Лаппенранты:
— Я слышала, что на Новый год многие отели уже полностью забронированы. Конечно, магазины и гостиницы пытаются адаптироваться к ситуации: они больше работают над маркетингом, предоставляют более выгодные предложения или просто начинают продажи раньше. Так или иначе, это вполне обычно, потому что приближается рождественское время.
По словам Глеба Куликова, в этом году сами финны действительно стали больше бронировать коттеджи на новогодние праздники. Во-первых, из-за снижения стоимости, во-вторых, из-за небольшого количества российских отдыхающих.
— Попросту говоря, раньше финны просто не успевали бронировать, так как россияне заблаговременно организовывали себе отдых.
На фоне падающего российского туризма в этом году увеличился поток отдыхающих из Азии, говорят в консульстве. Например, по данным последнего отчета, в этом году китайцы впервые потратили в Финляндии больше денег, чем россияне: в общей сложности они оставили 140 миллионов евро, один турист из Китая в среднем потратил 380 евро за поездку, в то время как российский — только 160.

Что происходит с магазинами и перевозчиками

Отсутствие желающих поехать в Финляндию ударило также по турфирмам и перевозчикам, которые организуют туры в страну. Директор компании «Константа-тур» Светлана Ткачева говорит, что расходы пришлось по максимуму сократить еще в прошлом году, когда после падения рубля резко сократилось число выезжающих за границу.
Светлана Ткачева, генеральный директор «Константа-Тур»:
— Турфирмам очень тяжело в связи с этим, и зависимые от них транспортные компании тоже страдают. Мы просто не можем возить туристов себе в убыток.
Сейчас же, по ее словам, оставшиеся туристы в основном выбирают однодневные туры. Причем спрос теперь больше не на покупки, а на экскурсионные маршруты. Это в свою очередь сказывается на бизнесе финских магазинов.
— Многие магазины разорились и закрываются. Из больших это, например, магазин «Орхидея», который открылся два года назад: он был рассчитан в основном на русских, а русских там теперь почти нет. Приграничные магазины тоже страдают от того, что нет туристов. Речь идет и о маленьких магазинах, и больших брендах, таких как «Сеппала», — говорит Ткачева.
Ранее СМИ писали о ряде случаев, когда магазины в Финляндии закрывались именно из-за недостатка туристов из России. Сообщалось, что в восточной части страны прекратили работать некоторые магазины одежды.
В представительстве Лаппенранты в то же время говорят, что массовых закрытий финских магазинов нет: закрываются те, которые были ориентированы только на русских покупателей, но это единичные случаи. Кроме того, уточняет Куянсиву, магазины испытывают трудности в первую очередь не из-за недостатка российских туристов, а из-за снижения числа финских покупателей.
Алина Куянсиву, директор по коммуникациям представительства Лаппеенранты:
— Некоторые отели и магазины, направленные только на российских покупателей, закрылись или переживают нелегкие времена, но их не так много. Надо понимать, что финская экономика в целом не в лучшем состоянии и финские покупатели также стали тратить меньше, что сказывается на магазинах и ресторанах в том числе.
В этом году туристические бюро Лаппенранты и Петербурга подписали соглашение о сотрудничестве, чтобы помогать друг другу привлекать туристов. Петербуржцев, например, пригласили на «рождественскую улицу», которая будет открыта в Лаппенранте с 5 по 20 декабря, а также на ежегодную встречу Йоулупукки и Деда Мороза.
ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.