24 августа 2016

У Новой сцены Александринки меняется руководство. Что команде удалось сделать за три года?

Вчера стало известно, что руководство Новой сцены Александринского театра покидает площадку, развитием которой они занимались с открытия проекта. Из театра уходят главный режиссер Марат Гацалов, заместитель главрежа Дмитрий Ренанский и шеф-драматург Екатерина Бондаренко: контракт с ними не продлили. По данным «Бумаги», в том числе по финансовым и политическим причинам.

«Бумага» разобралась, какие крупные проекты реализовала бывшая команда и чем Новая сцена стала известна за первые три года работы.

Спектакль «Земля». Фото из архива Новой сцены

Новая сцена — главная площадка для экспериментальных постановок

За три с небольшим года, что работает Новая сцена, здесь выпустили полтора десятка спектаклей. Предназначенная прежде всего для экспериментального театра, площадка показала городу медиа- и хореографические постановки, остросоциальные документальные проекты (которых в городе единицы). Спектакль «Экспонат. Пробуждение» Анны Абалихиной в 2014 году получил Национальную театральную премию «Золотая маска».

Недавно на Новой сцене вышел спектакль худрука Александринки Валерия Фокина. Здесь же работали такие молодые петербургские режиссеры, как Михаил Патласов («Шум», «Теркин») и Максим Диденко («Земля»).

Сам Марат Гацалов, худрук площадки с 2013 года, выпустил только два спектакля: «Теллурию» по роману Владимира Сорокина и «Новое время». Еще над одним проектом — перформансом «Город-герой» — Гацалов работал вместе с Екатериной Бондаренко и Татьяной Рахмановой.

По количеству и статусу спикеров соперничает только с «Открытой библиотекой»

«Повестка дня» — одна из ключевых программ Новой сцены. Знаменитости из абсолютно разных областей регулярно проводили на площадке творческие встречи и отвечали на вопросы петербуржцев. Среди гостей были балерина Диана Вишнева, режиссер и кинокритик Роман Волобуев, ресторатор Алексей Зимин, дирижер Теодор Курентзис, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, журналист Юрий Сапрыкин и другие.

Единственным соперником Новой сцены — с поправкой на то, что гости были в большей степени культурными, а не общественными деятелями, — выступала «Открытая библиотека», которая недавно переехала из Петербурга в Ригу.

На Новой сцене сосредоточена современная академическая музыка в Петербурге

Еще осенью 2013-го Гацалов заявил, что новая академическая музыка — одно из центральных для площадки направлений. Здесь проходят концерты программ «Неформат» и «Открытая репетиция». 

Здесь же слабовидящие и незрячие музыканты вместе с музыкантами без нарушений зрения исполняли современную академическую музыку в программе концертов «Музыка для всех».

Новая сцена стала площадкой для «Пифийских игр»: ежегодного состязания композиторов, работы которых анонимно исполняются ключевым для современной музыки оркестром eNsemble.

Кроме того, в спектаклях Новой сцены часто использовалась новая академическая музыка: в постановках Гацалова, например, постоянно звучали произведения петербургского композитора Владимира Раннева.

Это не только театр и площадка для дискуссий, но и школа для молодых профессионалов

Еще до открытия площадки Валерий Фокин замыслил использовать Новую сцену не только как дополнительную площадку для спектаклей и репетиций, но и как школу для театральных режиссеров, художников и технологов. В итоге в здании открылись две программы — творческая и менеджерская. Молодые специалисты обучались на них в 2014 и 2015 годах.

Вместе с «Бумагой» Новая сцена проводила «Открытый университет»

На Новой сцене Александринского театра шесть раз прошел «Открытый университет» — просветительский проект, в котором преподаватели из зарубежных и российских вузов читают открытые бесплатные лекции для горожан. Послушать выступления лекторов приходили до тысячи человек.

На площадке работает книжный магазин, прошел хореографический фестиваль и регулярно проводятся выставки

В фойе Новой сцены с 2014 года работает филиал книжного магазина «Порядок слов». Здесь можно купить литературу по кино и театру, журналы и альбомы.

В этом году Новая сцена стала также ключевой площадкой для международного фестиваля современного танца Open Look. На сцене выступали танцовщики из Швейцарии, Норвегии, Франции, Бельгии, Польши и России.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.