3 июля 2013

New Order: «В Манчестере вечно дождь, нечего делать, кроме как заниматься музыкой»

В минувшее воскресенье в Петербурге выступила группа New Order. Зачинатели современного танцевального рока, оказавшие влияние на музыкантов в диапазоне от The Killers до «Кино», собрали полный A2. «Бумага» поговорила с барабанщиком Стивеном Моррисом и гитаристом Филом Каннингемом о дожде, боязни высоты и нелюбви к фанатам Joy Division.

Фото: Анна Рассадина / «Бумага»
«Бумага»: Вас никогда не удивляла та популярность, которую обрело ваше творчество в далеких от Англии странах? Стивен Моррис: Да. Я тут (в России — прим. «Бумаги») раньше никогда не был. Мы только недавно побывали в Польше, в Южной Корее. И это вправду было удивительно: столько музыкантов, которые так или иначе вдохновлялись нашей музыкой, я не ожидал увидеть. Фил Каннингем: Тут дело еще и в интернете. «Бумага»: Манчестер — что-то вроде музыкальной столицы Британии. Вам по душе то, что сейчас в нем происходит? Моррис: В целом, да. Там до сих пор каждый год появляется куча крутых молодых групп. Каннингем: Мы когда вернемся, будем играть в месте под названием Jodrell Bank. Это такой старый радиотелескоп. Помимо всего прочего, это будет своеобразный спектакль. Мы отобрали несколько местных групп. Например, The Whip и Hot Vestry — это реально крутые молодые ребята.
«Cтолько музыкантов, которые так или иначе вдохновлялись нашей музыкой, я не ожидал увидеть»
Моррис: Вообще, всему этому разнообразию есть объяснение. Понимаете, там вечно дождь идет и, кроме как петь и играть, делать больше нечего. «Бумага»: А если сравнить с 80-ми, со временами Factory (главный лейбл Манчестера, закрывшийся из-за долгов в начале 90-ых — прим. «Бумаги»)? Моррис: Мы говорили недавно о Factory и поняли, что нельзя его создать заново. Очень изменилось и то, как работает музыка, и то, как ты ее сочиняешь, и то, как ты ее покупаешь и слушаешь. Каннингем: Раньше-то как было: несколько больших лейблов и куча крошечных, андерграундных. Моррис: А сейчас все — в интернете. И всего очень много. Это не только с музыкой связано, но и со стилем жизни. Вот сейчас ты приходишь на студию, и у тебя всего 50 минут, и если ты за это время ничего не сделаешь — вообще забудь об этом. А в прошлом у тебя было время, ты мог писаться годами, постоянно делать ошибки. В какой-то мере нам было легче. А теперь ты должен выдавать результат немедленно! И у тебя нет второго шанса. И все, что ты делаешь, появляется в сети. «Бумага»: Песни вроде Blue Monday или True Faith до сих пор кажутся современными и своевременными, и в то же время многие новые группы — в том числе и те, кто берет пример с вас — слишком завязаны на ретро-стилистике. Почему? Моррис: Модные… Слушайте, если б я знал, то был бы круче всех. Мне кажется, то, что мы делаем, — вполне оригинально. Во влиянии одной группы на другую нет ничего плохого. Но, понимаете, копировать-то легко. А вот попробуйте сделать так, чтобы все это звучало так же свежо, как, например, песни из 60-х в наше время. «Бумага»: New Order всегда были известны благодаря своему электронному звуку. А вашу, Стив, игру всегда сравнивали с драм-машиной. Вы как относитесь к этому сравнению? Моррис: Я люблю драм-машины. Но тут какая история: я долгое время думал, что играть на подобной штуке будет довольно легко. Это была ошибка. Вообще, то стремление к электронике было, во многом, из-за развития технологий. Мы начинали в 80-е, тогда все смотрели только в будущее, все эти новые звуки, новые инструменты для нас были таким «Вау!». Ты мог все воспроизвести прямо сейчас. Нам никак не терпелось все это перепробовать. Притом в средствах все были ограничены и каждый новый синтезатор для нас был в своем роде сокровищем. Это не как сейчас: ты смотришь на экран и думаешь: «Хм, что же попробовать-то?». И ты пытаешься использовать все и теряешься в этих звуках — это довольно легко.
«В 80-е в средствах все были ограничены и каждый новый синтезатор для нас был в своем роде сокровищем. Это не как сейчас: ты смотришь на экран и думаешь: „Хм, что же попробовать-то?“»
«Бумага»: О Joy Division и New Order в нулевые сняли два важных фильма: «Круглосуточные тусовщики» и «Контроль». Как они вам? Моррис: Это, конечно, две диаметрально противоположные картины. «Тусовщики» — довольно смешная лента, рассказывающая о том, каким сумасшествием был Factory Records. А «Контроль», который посвящен Йену — далеко не веселый фильм. «Бумага»: Вам тяжело было его смотреть, заново переживать? Моррис: В какой-то мере да. Сперва я пошел на премьеру — и никаких проблем. Но потом… Так было и с записями Joy Division — я их ценил, но слушать их было тяжело и грустно. И с фильмом то же самое. «Бумага»: А история с записью She’s Lost Control из «Тусовщиков» (продюсер Мартин Ханнет, недовольный чересчур мудреной игрой Морриса, заставил его играть на трех барабанах всю ночь на крыше студии — прим. «Бумаги») — правда? Моррис: Ха! Нет! Я не настолько сумасшедший. Я боюсь высоты! И никто меня не заставит играть на крыше. Но Ханнет реально провернул эту штуку с парнем из The Stone Roses. А та сцена из фильма — неправда, хотя очень хорошо показывает, каково было работать с Мартином. Такая метафора. «Бумага»: Вы же не сразу бросили гитары и перешли к синтезаторам. Что стало толчком к этому? Моррис: Мы еще в Joy Division стали использовать синтезаторы на альбоме Closer — песнях вроде Decades или The Eternal. Но по-настоящему это началось с New Order. Но при этом не было какого-то определенного момента, когда мы взяли и решили: вот, мол, будем использовать синтезаторы. Мы просто любили танцевальную музыку и электронику. Вот мы и записали песню Everything’s Gone Green, в которой был этот массивный электронный ритм. Когда на наши концерты приходили большие фанаты Joy Division, они страшно бесились. И, может, из-за того, что меня это раздражало, а может из-за чего-то еще, я решил: «Ок. Но это не Joy Division. И мы будем делать так, как хотим. И мне все равно».
«Я решил: „Ок. Но это не Joy Division. И мы будем делать так, как хотим. И мне все равно“»
«Бумага»: Вы записываете новый альбом? Как с ним дела? Моррис: Ну, мы начали делать новые песни. Вообще, очень забавно, как у нас теперь все происходит. Раньше мы могли прийти на студию, долго корпеть над одной песней, потом, чуть подустав, пойти отдыхать — и так проходило лет пять. А сейчас мы ищем возможность, чтобы это не длилось так долго. «Бумага»: В ваших песнях стало меньше электроники и больше рока, почему? Моррис: Мне нравится ощущение, когда в песне по пятнадцать гитар. New Order всегда были в какой-то мере миксом гитар и синтезаторов. Каннингем: И вы никогда не можете ничего планировать заранее. Моррис: Это как в «Форесте Гампе»: жизнь — это коробка конфет, и никогда не знаешь, что тебе попадется в следующий раз.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.