Новый памятник Александру Блоку, установленный под наклоном на улице Декабристов, разделил петербуржцев: одни хвалят художественное решение, другие ругают скульптуру, считая ее пугающей, уродливой и не похожей на поэта.
Почему у экспертов по творчеству Блока не было сомнений в выбранном образе, какой период жизни поэта отражен в работе и почему «пессимистическое решение» актуально сейчас? Об этом «Бумаге» рассказала руководительница инициативной группы по установке памятника Ольга Маркарян.
Ольга Маркарян
искусствовед, руководительница инициативной группы по установке памятника Александру Блоку
Какого Блока изобразил скульптор
— Образ Блока под наклоном — это пластическое решение, созданное скульптором Евгением Ротановым. У Ротанова было много вариантов памятника Блоку, которого он любит с молодости. В начале 2010-х годов даже была выставка его работ в музее-квартире Блока.
Этот [реализованный на улице Декабристов] вариант — человек, идущий против ветра, — был признан лучшим из всех ротановских работ и отобран в экспозицию Музея городской скульптуры, где и сейчас представлен в постоянной экспозиции. Разумеется, это была модель небольшого размера.
Ротанов представил Блока революционных лет, времени поэмы «Двенадцать». А люди привыкли в школьном учебнике видеть Блока 20-летнего, который только вступает в жизнь романтическими «Стихами о прекрасной даме». Он до конца жизни не отступился от этих стихов, считал их лучшим из написанного, однако свою последнюю поэму ставил с ними наравне.
Были разные варианты места установки памятника Блоку. Обсуждалось место на Петроградской — на набережной Невки около Гренадерских казарм, где Блок жил в детстве и юности. Возможно, если бы он был установлен там, это мог бы быть памятник молодому Блоку.
Но место на Декабристов было выбрано неслучайно. Его выбрал сам Блок: он поселилися здесь, в Коломне, уходя от центра города к морю, к верфям. Здесь он написал не только «Двенадцать», но и свои поздние сложные публицистические работы. И здесь он умер. Логично, что тут не место памятнику Блоку-юноше.
Как согласовывали памятник
— Памятник прошел три рецензирования. Ни у кого из экспертов не возникло сомнений, что получившийся скульптурный образ — сильный и высокохудожественный.
Развернутые рецензии на пластическое решение писали скульпторы и искусствоведы. Архитекторы на Градсовете обсуждали архитектурные аспекты памятника и его расположение. А блоковеды — ученые из Пушкинского дома и ИМЛИ РАН, а также руководители блоковских музеев Петербурга и Москвы — рецензировали фигуру с точки зрения жизни и творчества самого Блока.
То, что памятник Блоку необходим в Петербурге, тоже ни у кого не вызывало сомнений. Есть поэты национального уровня, целый ряд таких крупных фигур породил Серебряный век. Но есть поэты, которые не просто национальные, они собою выражают нацию: их совсем мало, и все современники сходились, что Блок один из них. Блок, думается, второй, а первый — Пушкин.
При этом Блок всю свою жизнь прожил в Петербурге — и здесь не было ему памятника, это нонсенс. Маленькую статуэтку, около метра вся фигурка, во дворе филологического факультета ошибочно называют памятником. Хотя хорошо, что она там есть, — так как Блок там родился, в здании университета, в ректорском доме. Его дедушка был ректором Петербургского университета. Вот насколько глубоко Блок принадлежит петербургской культуре.
Почему памятник вызвал споры среди горожан
— В Советском Союзе много лет насаждался соцреализм, навязывалось представление о том, что искусство должно копировать жизнь. К сожалению, когда это насаждается в школе и когда на улицах ставят соответствующие памятники, люди привыкают. На иной взгляд способны только профессионалы, искусствоведы и художники либо люди высочайшей воли к познанию и самообразованию.
Тяга к дешевому реализму свойственна всем несвободным режимам. Популистский реализм им удобен, а многомерный художественный образ — никогда. Художник, который осмысляет, а не копирует реальность, не может поддерживать линию партии.
Когда Блок болел, его не выпускали на лечение в Финляндию. За него хлопотали Горький и Луначарский, и в их переписке с партийной верхушкой есть такой довод одного из функционеров Менжинского: «Блок натура поэтическая. Произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. По-моему, выпускать не стоит, а устроить Блоку хорошие условия где-нибудь в санатории».
Разрешение на выезд всё же выдали, но тогда, когда Блок уже не мог передвигаться. 7 августа он умер. А решение об улучшении условий для Блока приняли документально 8 августа.
Судя по отзывам, горожан сегодня расстраивает пессимистическое решение памятника. Но оно адекватно истории. И современности тоже. А то, что в конце 2022 года на улице Петербурга появился нереалистический памятник, — почти чудо.
Что еще почитать:
- «То, что я должен сказать» — проект с запрещенными стихотворениями. Его анонимно делает петербургское коммуникационное агентство.
- Часовая аудиопрогулка по местам Хармса в Петербурге. Маршрут БДТ и «Бумаги».
- Прогулка по центру города — от дома Ахматовой до здания, где убивал «петербургский Джек-потрошитель».