В Петербурге выбрали нового главного художника — им стал Александр Петров. Ему предстоит разобраться с внешним видом Невского проспекта, безвкусной наружной рекламой в центре города и нагромождением вывесок на фасадах зданий. Что мешало сделать это раньше и почему правила оформления фасадов часто не соблюдают?
Фото: Анна Рассадина/ «Бумага»
В сферу контроля главного художника войдут ландшафтная архитектура, фасады зданий, архитектурно-художественный регламент Невского проспекта и городская реклама. Художник Александр Петров, автор еще не реализованных проектов реконструкции Большого зала филармонии и Центра современного искусства имени Курехина, пока не рассказывает о конкретных решениях и планах, но говорит, что важно все эти проблемы решать комплексно.Кто должен отвечать за рекламу?
Когда правительство решило вернуть должность главного художника (ее не было с 2009 года), предполагалось, что он поможет разобраться с неразберихой в визуальном оформлении центра города. Несогласованность была в первую очередь в работе чиновников: разрешение на рекламу выдает комитет по градостроительству и архитектуре, но контролирует соблюдение закона комитет по печати. Таким образом, у КГА нет возможности штрафовать нарушителей. В этом году для решения проблемы создали рабочую группу, в нее вошли представители профильных комитетов, включая КГА, КГИОП и комитет по печати, а теперь присоединится и главный художник. Задача группы — совместно решать спорные случаи в размещении рекламы.Законы и регламенты: как должен выглядеть центр
По мнению предыдущего главного художника, Ивана Уралова, проблема есть и на уровне законодательства: в последние несколько лет разработали достаточно рекомендаций по устройству городской среды, но они остаются на уровне советов и не переходят в статус закона. Поэтому, считает Уралов, нужно создать четкую систему, оценивающую облик Петербурга, которая бы служила инструментом для чиновников.Сейчас в Петербурге существует единый архитектурно-художественный регламент Невского проспекта. Он устанавливает не только правила размещения рекламы, но и цветовую гамму фасадов, элементы благоустройства, подсветку. В совете по сохранению культурного наследия предлагали доработать нормы и применить их ко всем охраняемым зонам. При этом председатель КГА Олег Рыбин считает, что для остальных частей города отдельный регламент не нужен.
Рыбин также считает, что контролировать рекламу в центре проще, чем в новых районах города, где зачастую вывески не согласовывают с КГА и рекламу устанавливают самовольно. По словам главы комитета, федеральный закон, который позволяет собственникам это делать, необходимо корректировать.