«Нам чуждо понятие элитарности». Основательница «Эрарты» — о посещаемости музея, оформлении выставок и галереях за границей

За почти десять лет работы «Эрарта» стала крупнейшим в России частным музеем современного искусства. Там проходит около 40 выставок в год — от скульптур Сальвадора Дали и живописи петербургских художников до фотографий с показов Victoria’s Secret и работ Бориса Гребенщикова. «Эрарта» регулярно входит в список лучших достопримечательностей города. 

«Бумага» поговорила с основательницей «Эрарты» Мариной Варвариной, недавно выпустившей книгу «Долина красок», о том, как музей привлекает посетителей, почему не старается быть элитарным и из-за чего закрылись галереи в Гонконге и Лондоне.

Марина Варварина. Фото предоставлено «Эрартой»

— Примерно 10 лет назад, открывая «Эрарту», вы говорили, что хотели бы повысить роль искусства в жизни Петербурга и России. Изменились ли цели музея за это время?

— «Эрарта» была задумана как место с собранием чего-то одновременно очень эстетичного и красивого и в то же время апеллирующего к разуму и помогающего установить контакт с искусством. Наша задача осталась ровно такой же, просто мы разрослись и появилось больше возможностей.

— Как вам кажется, насколько сильно различается аудитория «Эрарты» и условного Эрмитажа?

— «Эрарта» хороша тем, что она более компактная. В этом своя прелесть и огромное преимущество. Эрмитаж никогда не охватишь целиком. В «Эрарте» же получается создать ощущение единого пространства.

— Музей нацелен на привлечение туристов? Или это все-таки проект для петербуржцев?

— Это проект не для снобов, «Эрарте» чуждо понятие элитарности. Искусство — часть жизни, ее отражение. Это наша жизненная позиция. По счастью, современное искусство любят немногие, отсечка идет автоматически. Но по количеству, а не по специфике: к нам приходят самые разные люди.

Мы еще не достигли своего потолка по вместимости, но, думаю, через недолгое время достигнем. Будем работать над тем, чтобы посетителям было комфортно. Что-нибудь придумаем.

— Будете расширять площадь?

— Не думаю, расширять уже некуда. За десять лет у нас почти вдвое выросли площади, добавилось третье крыло. Появились большие залы.

Тем более, согласитесь, ходить по музею больше двух часов сложно. Нужно регулировать загрузку, чтобы она была равномерной и всё не валилось на выходные и вечер. Будем стараться, например, чтобы школьники и мамы с детьми приходили всегда с утра.

— На кого прежде всего ориентированы ваши выставки?

— Всё, что мы делаем, адресуется людям в целом. Чтобы большое количество зрителей могло проникнуться темой, мало думать о контенте, важна форма подачи. У нас куча всяких экспликаций с литературными текстами, потому что слово обычно воспринимается легче. Мы делаем мультипликации, оформляем пространства.

Огромное внимание мы уделяем нашему ресторану: чтобы было всё красиво, прекрасный сервис, мы славимся своими десертами. В первую очередь ресторан не про то, чтобы заработать денег еще и на нем, а чтобы человек у нас чувствовал себя хорошо.

Мы всегда призываем, чтобы человек не пробежался по музею, а провел здесь полдня. Очень важно успеть погрузиться [в атмосферу]. Поэтому мы следим за общей атмосферой в здании. Нам многие говорят, что к нам приятно прийти и что у нас прекрасный персонал. Мы стараемся, чтобы у нас такие [доброжелательные] люди работали, по крайней мере во фронт-офисе.

— Насколько для вас важна посещаемость музея?

— Музею очень нужны зрители, важно, чтобы люди поддерживали нас, покупая билеты. Но это не означает, что надо зарабатывать любым способом. Мы очень часто отказываемся от каких-то тем, которые могли бы принести деньги.

— Какая выставка была в «Эрарте» самой успешной?

— Если говорить о численности зрителей, то я за этим не слежу. За чем мы следим — чтобы выставки были разнообразными. У нас есть и живопись, и скульптура, и арт-объекты, и видеоарт, и машины — всё что угодно. Мы уделяем большое внимание направлению фешен. Потому что в последние десятилетия [мода] перестала быть просто одеждой. Случаются такие дизайнеры, которые реально являются художниками. Это действительно высокое искусство.

У нас единовременно проходит от семи до одиннадцати выставок. Причем мы следим, чтобы одновременно не проходили выставки в одном жанре. Мы нацелены на широкого зрителя — в том смысле, что [мы нацелены] на широкий спектр вкусов зрителей.

Единственное, с чем у меня есть проблемы, это акционизм. Мне всегда казалось, что у искусства должен быть некий зрительный образ. А акционизм — это все-таки из области личного восприятия. Это единственный вид искусства, который у нас не проходил. Кажется, мы и без этого справимся со своей задачей.

— Что сейчас происходит с международными проектами «Эрарты»? Как я понимаю, в 2016 году галереи в Гонконге и Лондоне закрылись?

— Совершенно верно. Когда «Эрарта» начиналась, у нас было такое впечатление, что, грубо говоря, музей — это убыточное звено, которому нужно помогать другими силами. Но оказалось, что музей может существовать и без этого.

Прелесть частного музея в том, что ты можешь не следовать определенным стандартам. Галереи же — это такой особый мир, очень жесткий и заточенный на деньги. Наши радостные планы о том, как мы будем популяризировать российское искусство за рубежом, разбились о простую действительность, что на рынке арт-дилеров нет ничего на тему любви к искусству. Это чистый бизнес, просто инвестиция. Люди заинтересованы именно в монетизации своих вложений. Это абсолютно противоречит духу «Эрарты», мы не понимали этого, когда в это вписывались.

— «Эрарта Сцена» закрылась из-за того, что не была приоритетным проектом?

— Мы старались расширить нашу аудиторию за счет того, чтобы люди, которые приходят к нам на концерты и встречи, плавно перетекали в музей. Этого не происходило, более того, само это направление было глубоко убыточным. Мы решили, что уж лучше этими деньгами помогать музею.

— Есть вероятность, что вы снова откроете концертное пространство?

— Точно нет. Последовательно закрыв два сопутствующих направления, мы поняли, что с самого начала надо было сосредоточиться на одном, главном деле.

— А ваша выставочная политика как-то изменилась?

— Всё то же самое. Человек не обязательно должен сказать: «О, какая прекрасная вещь», но его что-то должно зацепить. Мы стараемся, чтобы каждая работа была чем-то интересна разного типа зрителям — в плане эстетических предпочтений.

Очень часто можно увидеть на выставках тему «Сейчас мы вам расскажем, что хотел сказать автор». Но это не так важно. Это просто произведение искусства, акт самовыражения. Процесс восприятия — это тоже акт самовыражения. Зритель ушел с радостью, что работа добавила цветной пиксель в его картину мира.

— Вы выпускаете книгу «Долина красок». В описании говорится, что это серьезный разговор с подрастающим поколением о необходимости учиться видеть красоту и богатство окружающего мира. Как вам кажется, насколько сейчас актуальна эта проблема?

— Проблема стоит во весь рост, это тренд последнего — даже не одного — десятилетия. Люди становятся всё более заняты повседневными обязанностями, кроме личных проблем падает огромная масса социальных проблем, экологических. Человек живет в состоянии общей тревожности. Молодые люди не знают, как будут с этим справляться. Отсюда большая проблема одиночества, человеку начинает казаться, что до него никому нет дела.

Для себя я поняла, что простой рецепт счастья — чувствовать себя частью большого мира. Причем мир не ограничивается человеческим обществом. Нужно настраиваться на то, что в мире есть радость, и ее можно найти, если просто посмотреть вокруг.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Петербургские музеи и выставки
В Кунсткамере — многометровые очереди. Люди жалуются, что стоят там по два часа
Музей «Царское Село» завел страницу в TikTok. И публикует видео с цветущим Екатерининским парком, придворным платьем и конем Кузей 🐴
В Marina Gisich Gallery — персональная выставка Александра Шишкина-Хокусая. Там можно увидеть работы для Венецианской биеннале, механический балет и портреты людей из Африки и Азии
В Доме радио открывается «Летняя выставка». Там покажут работы Кабакова и Коллишоу, а еще проведут дискуссии о современном искусстве
На какие выставки обратить внимание в июне. Уорхол в «Севкабель Порту», нижегородское уличное искусство в Музее стрит-арта и селфи Бродского в «Полутора комнатах»
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Третья волна коронавируса
«Что будет завтра — не знаем». Петербургский Роспотребнадзор не разрабатывает документ об обязательной вакцинации — пока
Что власти говорят об обязательной вакцинации, которую ввели в Москве и Подмосковье? Ждать ли ее в Петербурге?
В Петербурге журналисты спросили чиновников о возросших госпитализациях в чате WhatsApp. Им запретили отправлять сообщения 😶
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
Петербургские исследователи проверили эффективность «Спутника V». Предварительно у абсолютного большинства нашли антитела после прививки
Евро-2020
Кокошники, костюмы Ивана Грозного и «Катюша»: как болельщики праздновали победу сборной России в Петербурге
Россия обыграла Финляндию в матче Евро-2020 в Петербурге 🥳
Участницу Pussy Riot, выбежавшую на поле в финале ЧМ-2018, задержали из-за информации о ее намерении сорвать Евро-2020 в Петербурге
Что происходило в Петербурге перед матчем Россия — Финляндия. Танцы в костюмах Ивана Грозного, ограничения на дорогах и тысячи финских фанатов
В Петербурге в среду ограничивают движение из-за Евро-2020 и подготовки к «Алым парусам». Вот список улиц
Гид по пригородам Петербурга
На Карельском перешейке — десятки озер, о которых мало кто знает. Вот шесть мест, где приятно купаться и гулять
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
В Приморске — старая финская кирха и пирс, на котором испытывают ледоколы. Прогуляйтесь по берегу залива и заказнику с морскими видами
Как всё дорожает
Производители куриных яиц предупредили о возможном дефиците продукции. Минсельхоз заявил о стабильной ситуации
Российские производители продуктов с начала года повысили цены на 6,4 %
За год в Петербурге очень сильно подорожало жилье. Почему? Ждать ли снижения цен и отмены льготной ипотеки?
Петербург вошел в топ-10 городов мира по росту цен на элитное жилье, обогнав Лос-Анджелес и Москву
С 1 мая подорожают входные билеты в Ботанический сад Петра Великого
Вакцинация от коронавируса
«Что будет завтра — не знаем». Петербургский Роспотребнадзор не разрабатывает документ об обязательной вакцинации — пока
Что власти говорят об обязательной вакцинации, которую ввели в Москве и Подмосковье? Ждать ли ее в Петербурге?
Власти Москвы объявили обязательную вакцинацию работников сферы услуг, образования и транспорта
«Были надежды, что избежим третьей волны. Но этого не произошло». Эпидемиолог Антон Барчук — о том, ждать ли петербуржцам ограничений, как в Москве
Власти Петербурга заявили, что вакцинацию тормозит либеральная молодежь. И снова призвали делать прививки
Коллеги «Бумаги»
Спасти «Медузу»
Екатерина Шульман — о «варягах», федерализме и активистах в регионах
Виталий Манский — о сорванном «Артдокфесте» в Петербурге, переезде и творчестве
В Петербурге начинается посмертный суд над погибшим в СИЗО бизнесменом Валерием Пшеничным
Лето в Петербурге
В Петербурге ухудшается погода и начинаются дожди с грозами. В воскресенье — местами ливни и град ⛈️
Реклама летней грусти и кулинарный журнал «Жарю ультрамальвин» с Иваном Дорном. На «Моей остановочке» — новая инсталляция, посвященная петербургскому лету 😍
В пятницу в Петербурге будет солнечно, в субботу возможны дожди, а в воскресенье ждут грозы ⛈
Как позагорать, не покидая центр Петербурга? К вашим услугам — пляж на Новой Голландии, в этом году очень красочный и с пальмами 🌴
Восемь плавучих ресторанов в Петербурге: двухпалубный корабль с винтажной мебелью, «винный» катер и теплоход в стиле стимпанк
Подкасты «Бумаги»
Как одеваться экологично? В этом подкасте говорим про влияние моды на климат и бережное отношение к вещам
Чем грозит таяние ледников и вечной мерзлоты и как ученые воссоздают экосистему эпохи мамонтов? В этом подкасте обсуждаем Арктику и Антарктику
«Мы выросли в ощущении безопасности — но скоро так уже не будет». Зачем школьники и студенты устраивают забастовки за климат по всему миру
«Я была абсолютно не готова к отсутствию комфорта». Горожане, переехавшие в деревни, рассказывают о сельском быте, отношениях с местными жителями и одиночестве
«Без деревьев нет человеческой жизни». Как леса влияют на климат планеты, температуру в городах и наше самочувствие — в новом подкасте

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.