На «Ленфильме» перезапустили культурный центр. Теперь там работает филиал книжного магазина «Порядок слов» и кафе с закусками «Кино». В выставочном зале показывают работы художницы Юлдус Бахтиозиной и костюмы к фильму «Конек-горбунок», созданные Надеждой Васильевой.
Перезапуском центра руководит Константин Шавловский — кинокритик и создатель «Порядка слов». «Бумага» поговорила с ним о планах площадки на легендарной киностудии, новых выставках и авторских экскурсиях, а также работе с жителями Петроградской стороны.
Константин Шавловский
руководитель культурно-выставочного центра «Ленфильма»
— Когда вы получили предложение поработать с «Ленфильмом»?
— С «Ленфильмом» у нас долгие взаимоотношения. Впервые я пришел сюда в 2004-м в возрасте 21 года. Работал специальным корреспондентом возрождающегося тогда журнала «Сеанс», превратился из спецкора в редактора, а после — в заместителя главного редактора и редакционного директора, и проработал там до января 2017-го.
Редакция «Сеанса» исторически находится на «Ленфильме»: издание очень тесно связано с индустрией. Можно сказать, что мы жили на «Ленфильме» и наблюдали всё, что здесь происходит. А непосредственно на должность руководителя культурно-выставочного центра «Ленфильма» я вышел в октябре 2020-го.
— Какие задачи перед вами поставили?
— Мы пришли на студию в тот момент, когда из-за долговых обязательств здесь могли выключить электричество. Студия в буквальном смысле шла под банкротство. К счастью, этого не произошло, и за полгода работы долги уже на 70 процентов погашены. Это, безусловно, заслуги новой дирекции — когда мы в первый раз встретились с новым директором Федором Щербаковым, то очень быстро нашли общий язык.
Речь сразу шла о перезапуске киноцентра, новой концепции музейных пространств и открытии книжного магазина в фойе. Мы с моим партнером Сашей Ахмадщиной собрали команду и начали делать то, что и хотели все эти годы, — создавать в городе живое место, где будут проходить киновыставки, обсуждения фильмов и можно будет вкусно поесть.
Разумеется, я говорю только о той части студии, которая открыта для публики — кинофабрика продолжает жить своей жизнью. Я знаю о планах по запуску новых «ленфильмовских» фильмов, и люди, занимающиеся сейчас кинопроизводством на студии — профессионалы, которым можно доверять. В первую очередь я говорю о продюсере Наталье Дрозд, которая запускает сейчас режиссерско-сценарную лабораторию «Ленфильм-дебют».
— Что будет представлять из себя культурно-выставочное направление «Ленфильма» в этом году?
— На третьем этаже — кинотеатр и кафе «Кино», на втором — музейные пространства (в небольшом музее можно увидеть сохранившийся реквизит со съемок, например костюм Шерлока Холмса — прим. «Бумаги»), а на первом — книжный магазин (4 мая там появился филиал «Порядка слов» — прим. «Бумаги») и фойе, которое мы активно используем под временные выставки.
Мы не изобретаем велосипед. Музей на киностудии — довольно очевидная история. На «Мосфильме», например, огромный турпоток, и на «Ленфильме» он приличный. Мы ставим себе содержательные задачи, задачи по наполнению вверенных нам пространств уникальным и современным содержанием.
— О каких кинематографистах вам интересно говорить в своих выставках?
— Сейчас в партнерстве с Киностудией имени М. Горького и фестивалем «Мир знаний» мы сделали выставку про Павла Клушанцева. Это ленинградский режиссер-экспериментатор, всю жизнь проработавший на «Леннаучфильме», который снимал фильмы о космосе — «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна».
Клушанцев показал, как человек выходит в открытый космос, а люди высаживаются на Луну, еще до того, как всё это произошло на самом деле. Самое интересное, что его изобретения повлияли на многих режиссеров, которые обращались к теме космоса. Таких как Джордж Лукас, Стэнли Кубрик и Ридли Скотт. А Роберт Скотак, который получил два «Оскара» за спецэффекты к фильмам Кэмерона «Чужие» и «Терминатор 2: Судный день», в начале 1990-х даже разыскал Клушанцева, чтобы задать вопросы о том, как тому удалось сделать те или иные вещи в своих фильмах.
Мы вышли на историю Павла Клушанцева в 2015-м, когда с Сашей Ахмадщиной и Петей Лезниковым, кураторами выставки, работали в «Сеансе» и издали книгу его воспоминаний «В стороне от больших дорог», которая стала сейчас библиографической редкостью.
— У вас уже есть планы дальнейших выставок?
— Надеемся, что в июне грянем с таким событием, как 70-летие Александра Сокурова, и сделаем первую в России большую выставку-путешествие по его режиссерской вселенной. В сентябре хотим сделать выставку к 80-летию начала Блокады Ленинграда. А в ноябре, к Культурному форуму, делаем с Олегом Нестеровым первую серию проекта, посвященного советской киномузыке, героем которой будет Альфред Шнитке. Если всё пройдет успешно, в 2022 году сделаем историю, посвященную Олегу Каравайчуку.
Мы довольно давно занимаемся киновыставками — первой была «Балабанов. Перекрестки» на Невском, 20, которую мы открыли в рамках Первых Балабановских чтений. Нам нравится рассказывать об интересных и актуальных вещах, разворачивая историю в пространстве. Это совершенно особенный способ взаимодействия со зрителем, и музейное дело неслучайно сейчас во всем мире переживает настоящий ренессанс, в том числе связанный с новыми технологическими возможностями. Музей — это уже давно не какое-то скучное пространство с пыльными экспонатами. Современные музеи — это пространство диалога.
Что касается более отдаленных планов, то мы, конечно, продолжим рассказывать о режиссерах ленинградской школы кино. В следующем году исполнится 50 лет фильму Ильи Авербаха «Монолог», получившему в свое время Гран-При Каннского фестиваля, о чем, как мне кажется, многие не помнят. У Динары Асановой будет 80-летний юбилей. Обязательно будут и ретроспективы, и выставочные проекты, посвященные им. Я надеюсь, что наша деятельность в какой-то момент не будет ограничиваться только «Ленфильмом», и наши выставки начнут путешествовать по миру. Но это уже, конечно, совсем отдаленные планы.
— Можно ли ожидать выставок про иностранных кинодеятелей?
— Конечно! В декабре у нас открылась выставка к 100-летию Тонино Гуэрра. Сейчас в планах история про Криса Маркера. Но петербургские авторы, безусловно, находятся на особом положении, в особом фокусе внимания. К счастью, живы люди, которые много лет работали на студии и продолжают на ней работать, и нам хочется, чтобы в первую очередь они были героями и героинями наших историй. Очень важно, когда есть живая связь с историей, эту связь не обрывать. Это для нас не менее важная задача, чем быть модными, актуальными и осмысленными.
— Расскажите о планируемой программе «Голоса: Ленфильм». Что в нее будет входить?
— Ее создает наш товарищ Митя Ганопольский, запустивший недавно собственный проект «Голоса». Мы с осени разрабатываем с ним новую экскурсионную программу, и с 8 мая уже заработает первый маршрут, который называется «„Ленфильм“ и окрестности» — путешествие вокруг «Ленфильма», которое начинается на Троицкой площади, а заканчивается на студии. Далее планируется ввод еще двух экскурсий, а также аудиозапись ключевых фигур «Ленфильма», которые войдут в проект «Голоса».
Это партнерская история, и мы стремимся к коллаборациям с людьми, близкими нам по духу. Например, в рамках театрального фестиваля «Точка доступа», лаборатория «Вокруг да около» будет делать спектакль, посвященный женщинам «Ленфильма». Мне кажется, это очень интересная и по-настоящему важная история.
— Как «Порядок слов» пришел на «Ленфильм»?
— Не пришел, а скорее вернулся. Когда мы открылись в 2010-м, у нас было известное помещение на Фонтанке, 15 и торговая точка на «Ленфильме». Потом на студии сменилась власть, и мы закрыли этот филиал. «Порядок слов» исторически специализируется на книгах о кино и театре, он родился в неразрывной связи с журналом «Сеанс», с которым у нас есть незыблемые партнерские отношения. Мы являемся точками в Москве и в Петербурге, где журнал можно забрать самовывозом по подписке. Поэтому «Порядок слов» логичным образом возвращается на «Ленфильм».
— Ассортимент будет отличаться от Фонтанки?
— Конечно, здесь не будет такого ассортимента книг по литературоведению или философии, но будет всё про кино, театр и фотографию. А еще мы будем эксклюзивно продавать сувенирную продукцию «Ленфильма», которую как раз сейчас пытаемся концептуально переосмыслить.
Книжный магазин и кафе «Кино» (кафе на «Ленфильме» запускает команда Рината Умярова — прим. «Бумаги») открылись 4 мая. Это очень важная дата для «Ленфильма» — 125 лет первому публичному киносеансу в России, который прошел на месте, где сейчас находится четвертый павильон.
— Сейчас «Ленфильм» — это территория синефилов и кинематографистов. Как считаете, какую аудиторию вы привлечете на студию?
— Я считаю, что идея не в привлечении какой-то одной монолитной аудитории. Например, «мы хотим видеть у себя молодых, современных и продвинутых горожан». Ну, конечно, таких все хотят! Всем приятно видеть у себя платежеспособную и модную публику. Но перед нами стоит задача привести сюда совершенно разные аудитории и перемешать их между собой. Хочется, чтобы к нам в кино и на выставки приходили люди разных поколений и разного достатка. Этим, кстати, мне нравится делать выставки в фойе, куда доступ открыт всем и абсолютно бесплатный.
При этом у киноцентра, как мы поняли за полгода, есть своя лояльная аудитория, которая привыкла к нам ходить на арт-мейнстрим. Допустим, последние хиты в нашем прокате — это фильмы «Отец» и «Гунда». А «Майор Гром» проходит при пустых залах.
У нас действительно очень хороший кинозал, и на Петроградской стороне другого такого нет. Тут хочется отдельно поблагодарить сообщество «Петроградская диаспора» за поддержку — там мы рассказываем о наших новостях. И если выделять какую-то одну аудиторию, то мы настроены на работу в первую очередь с локальным сообществом, жителями Петроградки, для которых «Ленфильм» всегда был культурной доминантой.
Хочется, чтобы было так: если у человека есть свободный день, то он всегда может пойти на «Ленфильм» и найти что-то, что будет ему интересно. Даже если не найдется фильма по душе — а наш репертуар для однозальника достаточно разнообразен, — можно просто зайти в кафе, покопаться в книжках или посмотреть новую выставку. И точно не остаться разочарованным.
Читайте также рекомендации «Бумаги»: на какие выставки обратить внимание и в какие новые места сходить. Больше советов — в нашей рубрике «Гиды» и в еженедельном письме с советами на выходные.
Фото на обложке: Евгений Мироненко