В пятницу, 26 октября, на петербургской киностудии «Ленфильм» пройдёт бесплатный показ забытого экспрессионистского фильма «С утра до полуночи».
После 1920 года для немецкого кинематографа начинается золотой век
«Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине
«С утра до полуночи» режиссёра Карлхайнца Мартина — один из первых экспрессионистских фильмов. Он вышел в один год со знаменитым «Кабинетом доктора Калигари», но почему-то оказался забыт и не всегда упоминается даже в специальной литературе. Возможно, на судьбе фильма плохо отразился тот факт, что он, во-первых, не снискал успеха в прокате, а во-вторых, долгое время считался утерянным. В двадцатые годы отношение к кино было не тем, что теперь, и целенаправленно архивы фильмов никто не создавал и не поддерживал.
Счёт утерянных немых фильмов идёт на сотни, и сколько среди них потенциальных шедевров — никому не известно
«Метрополиса» Фрица Ланга
Между тем «С утра до полуночи» интересен не только как хронологически первый образец киноэкспрессионизма, но и как эксперимент, не вполне обычный даже для раннего этапа этого направления. Он полностью снят в плоских графических декорациях — с резкими контрастными линиями и ломаными формами. Похожим образом устроен всё тот же «Кабинет доктора Калигари», но Карлхайнц Мартин в своём экспериментаторстве пошёл даже дальше, чем режиссёр «Кабинета» Роберт Вине. Тема здесь похожая, характерная для первых послевоенных лет, — безумие, и именно поэтому мир, в котором живёт сумасшедший главный герой, выглядит таким неестественным и искажённым.
«С утра до полуночи» интересен не только как хронологически первый образец киноэкспрессионизма, но и как эксперимент, не вполне обычный даже для раннего этапа этого направления