6 августа 2014

В неоплатном долгу: смогут ли туристы вернуть деньги за путевки

Очередной туроператор оказался близок к банкротству. На этот раз о приостановке деятельности объявила петербургская компания «Нордик Стар». Это уже пятая турфирма, прекратившая работу чуть больше чем за неделю. «Бумага» узнала, как туристы борются за компенсацию через банки и суды, а также почему гарантии страховых вызывают опасения.

Очередь клиентов «Лабиринта» в страховую компанию «ВСК». Фото: alexeygonchar
На сегодняшний день за границей остается порядка 13 тысяч клиентов «Лабиринта», которым может потребоваться эвакуация. Приостановка работы этого оператора оказалась самой болезненной по количеству пострадавших туристов. Сейчас их эвакуацией занимается ассоциация «Турпомощь», при этом в организации говорят, что в крайнем случае будут задействованы силы МЧС. Клиенты «Невы» почти все возвращены домой. Кто-то, тем не менее, во время отпуска самостоятельно оплачивал проживание за границей или за свой счет брал обратный билет на самолет из-за того, что туроператор вовремя не перевел деньги. Теперь им, а также клиентам, которые купили путевки, но так и не уехали на отдых, предстоит возвращать деньги через страховые компании.  

Как туристы добиваются компенсации через банк и через суд

Московские клиенты «Лабиринта» в ближайшее время планируют подавать коллективный иск к туроператору. Сейчас собирается группа пострадавших туристов, как рассказал инициатор иска Никита Бухалов, пока к ней присоединилось около 500 человек.
Никита Бухалов
клиент «Лабиринта»

Мы ждем документы от „Лабиринта“, так как он еще многие паспорта не получил из консульств. Но сейчас там работает мало сотрудников, в основном волонтеры, так как все разбежались, зарплаты не выплатили никому

Постепенно пострадавшие туристы подают заявления в страховые компании. При этом выяснилось, что «Лабиринт» частично застрахован в «Восхождении» — компании, которая сейчас должна будет выплатить более 450 миллионов рублей клиентам «Невы». Зная о ситуации, многие туристы пошли в «ВСК», вторую фирму, страховавшую «Лабиринт». В страховой сообщают, что приняли уже около 9 тысяч заявлений от клиентов «Лабиринта». Как говорится в официальном сообщении компании, она гарантирует выполнение «взятых на себя обязательств в полном объеме». Что касается «Восхождения», по состоянию на 1 августа туда обратились более 4100 туристов «Невы». По словам самих клиентов, решение о выплате компенсации им обещали сообщить в течение месяца после подачи заявления.
Иллюстрация: Екатерина Чуракова / «Бумага»
Некоторые туристы пытаются вернуть деньги через банк. Например, рассказывает Маргарита Мартынова, частично оплатившая путевку в «Неве» безналичным расчетом, ей удалось отменить операцию через «Сбербанк» и получить обратно больше половины стоимости тура.
Маргарита Мартынова
клиент «Невы»

На самом деле, все просто: часть денег, 40 из 51 тысячи, я оплатила картой. Мы сделали запрос в банк по поводу операции „чарджбек“, и в течение двух дней нам отменили операцию и вернули деньги

Пока ни один из операторов официально не объявил себя банкротом. Ранее гендиректор «Невы» Максим Пирогов говорил, что это решение останется за советом директоров. В то же время, уверен юрист общества защиты прав потребителей «Потребительский Альянс» Денис Панарин, занимающийся в том числе исками клиентов «Невы», кто-то из туроператоров будет банкротиться, так как на всех денег может не хватить, и тогда люди начнут добиваться выплат через суд.
Денис Панарин
юрист общества защиты прав потребителей «Потребительский Альянс»:

— С тем, чтобы получить решение суда в пользу туриста, как правило, проблем не возникает. Второй этап — получить компенсацию физически, и здесь порой возникают сложности, так как часто у организации нет денег. Один из инструментов для получения денег — подача заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом. Если есть ряд признаков — задолженность не гасится более трех месяцев, сумма задолженности более 100 тысяч — у туриста появляется такое право. Дальше либо организация исполняет судебный акт и выплачивает деньги, либо начинается процедура банкротства. Тогда все имущество будет аккумулировано, реализовано и распределено между людьми, которые включены в реестр кредиторов.

По словам юриста, клиентам лучше не ждать официального ответа по поводу компенсации и параллельно готовить иск к туроператору или турагенту о невыполнении обязательств — на случай, если страховая все-таки не сможет возместить ущерб.  

Чего ждать от страховых компаний

Недавно Центробанк приостановил лицензию «Восхождения», чтобы компания не брала на себя новые страховые обязательства. Опасения, что не все туристы смогут получить компенсации в полном объеме, высказывала и председатель Всероссийского союза страховщиков Галина Гуляева. По ее словам, сумма ущерба может превысить сумму страховки. После краха нескольких компаний, произошедшего буквально за пару недель, в туриндустрии подняли вопрос о гарантиях надежности туроператора. — У нас что получается: сами по себе туристические операторы — они довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. И на что бы там они ни ссылались и что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски, — прокомментировал ситуацию премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако, как отмечает пресс-секретарь Союза туриндустрии в Петербурге Павел Румянцев, большинство туркомпаний сталкивается с проблемой страхования деятельности по причине того, что многие страховые не хотят работать с турбизнесом из-за высоких рисков.
Павел Румянцев
пресс-секретарь Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии:

— Какое-то время назад предлагалось ввести механизм перестрахования самих страховых компаний. Сейчас он не используется, потому что тогда решили, что это создаст дополнительные преграды для выхода на рынок. Поскольку туристический бизнес стал менее прибыльным, менее прибыльным стало и его страхование. Это приводит к тому, что туроператоры приходят к менее известным страховщикам, которые не входят во Всероссийский союз страховщиков, а просто имеют лицензию на страхование этого вида деятельности.

Трудности, возникшие у турфирм, вызвали подозрения у следственного комитета. В ближайшее время он проведет проверку турфирм, объявивших о приостановке деятельности, на предмет незаконных финансовых операций. В частности, следователи намерены тщательно изучить деятельность компаний «Нева» и «Лабиринт».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.