6 февраля 2020

Молодые программисты из Петербурга создали грузовой беспилотник R-shuttle. Вот история шаттла и видео испытаний в «Ленполиграфмаше»

В начале декабря в технопарке «Ленполиграфмаш» прошли первые испытания беспилотного грузового автомобиля R-shuttle. Его создатели — недавние выпускники петербургских вузов. Летом 2018 года они запустили стартап Ralient, а через полтора года представили первый рабочий прототип шаттла. Предполагается, что он сможет развивать скорость до 80 км/ч.

Сооснователи Ralient Тимур Игнатьев и Артем Кривич рассказали «Бумаге», кто и как придумал беспилотник, чем петербургский проект отличается от конкурентов и что позволит автомобилю приспособиться к условиям российской зимы.

Как появилась компания Ralient и кто занимается разработкой беспилотника

Артем Кривич: Мы открыли компанию Ralient в августе 2018 года. В разработке сейчас два продукта — беспилотная технология, которую можно ставить на любое транспортное средство, и грузовой шаттл.

Большая часть сотрудников компании — выпускники СПбГУ, ИТМО и Политеха с факультетов математики или прикладной математики. Нас девять человек, все так или иначе занимаются разработкой, но у каждого своя зона ответственности.

Изначально мы обсуждали более простую идею — сделать какой-нибудь автономный погрузчик или робота для складов. Но потом решили, что это задача для студенческой или даже школьной команды, и действительно талантливых людей к ней не привлечь. Тогда мы задумались о чем-то более глобальном и интересном (инвесторов компания не раскрывает — прим. «Бумаги»).

В чем главные принципы работы шаттла и как прошли первые испытания

Тимур Игнатьев: Большинство российских компаний, выпускающих беспилотные шаттлы, например, BaseTracK, основываются на базе GNSS. Их машины движутся с помощью инерционных датчиков — таких, как те, что у нас в телефонах. Когда мы заказываем такси, то видим, как машина движется по карте города. Мы же основную информацию получаем с восьми камер, которые по кругу установлены на нашем шаттле. С их помощью мы определяем объекты — измеряем расстояние, размеры и остальное. В таком случае машина едет так, как ехала бы, если бы ей управлял человек, а не робот. Она видит так, как видел бы человек.

Беспилотники других компаний получают информацию об окружающем пространстве с помощью специального датчика, который называется лидар (лазерный радар, на который данные поступают с помощью активных оптических систем — прим. «Бумаги»). Его главный минус в том, что он очень дорогой.

Испытания шаттла в «Ленполиграфмаше» в декабре 2019 года. Фото: Ralient

А. К.: Кроме того, чтобы такая машина ездила, необходимо сначала создать 3D-модель города, то есть отсканировать всё, что в нем есть, каждое здание и каждый куст. Но важно также понимать, что человек видит не так. Для него окружающий мир — это не 3D-карта. В нашей же технологии камеры оценивают всё так, как оценивал бы живой водитель. Они смотрят на знаки, светофор, другие машины, получают всю информацию, необходимую для управления автомобилем.

На нашем шаттле также есть и лидар. Но он один, и его функция скорее вспомогательная: мы используем его для уточнения информации. Нам приходят данные с камер и данные с лидара. Кроме того, мы написали программу, которая с одного лидара получает больше информации. К сожалению, мы не можем раскрыть подробности, но над ней нам пришлось изрядно помучиться.

Всю информацию мы обрабатываем — с каждого датчика отдельно, и понимаем, что, например, впереди в трех метрах едет машина и нужно спрогнозировать, куда она дальше поедет. Или идет пешеход. Мы прокладываем маршрут с учетом того, где будут все объекты окружающего мира, когда наш шаттл доедет до этого места.

Т. И.: В декабре мы провели первые испытания шаттла — прежде всего проверялась наша инженерная компетенция, нежели программистская. Не многие верят, что небольшая команда может самостоятельно с нуля собрать полноценный электромобиль от дизайна до ездящей машины. Поэтому главным результатом стало то, что он в принципе поехал.

Испытания шаттла в «Ленполиграфмаше» в декабре 2019 года. Видео: Ralient

К сожалению, в данных условиях невозможно было проверить большую часть селф-драйвинга. Но кое-что мы смогли протестировать на маленькой скорости — и испытания показали, что мы можем продемонстрировать что-то похожее на готовый продукт. Но это лишь маленькая база. Настоящие тесты по части софта нам еще предстоят.

Почему в Петербурге нельзя прокладывать путь для шаттла по 3D-картам и как беспилотник R-shuttle учат справляться с непогодой

Т. И.: У нас три главных плюса. Мы очень серьезно затачиваемся под сложные условия, например, под зиму. Один из наших специалистов занимается тем, что переписывает симулятор, написанный на базе открытого симулятора Carla, чтобы всё выглядело как в России, — добавляет туда снежные бури, туман. Иногда у нас нет разметки или дорога не выглядит как дорога, часто темно, идет дождь или снег.

Во-вторых, мы не используем 3D-карты, которые строятся лидарами. Это не сработает в России. В некоторых районах Москвы — может, а в Петербурге уже нет. Мы не можем ставить на технологию, которая работает только в идеальных условиях. Но наши шаттлы не будут нарушать ПДД, если того не требует экстренная ситуация или спасение жизни человека.

А. К.: Мы не делаем робота, мы делаем беспилотный автомобиль, близкий к вождению человека. И он иногда будет пренебрегать правилами. Наше главное правило — чтобы машина не убила человека или не создала аварийной ситуации. Кроме того, шаттл состоит из композитных материалов — они достаточно хрупкие. При столкновении другая машина не пострадает, как и люди в ней, а вот грузовой шаттл разрушится.

Какую скорость может развивать шаттл и когда его планируют выпустить

А. К.: Мы рассчитываем, что скорость шаттла будет в районе 80 км/ч, в теории его можно разгонять до 130 км/ч, но в этом нет необходимости. Это городской шаттл, а по законодательству скорость в городе ограничена 60 км/ч.

Испытания шаттла в «Ленполиграфмаше» в декабре 2019 года. Фото: Ralient

Первоначально мы ограничимся вообще 30 км/ч — для людей это будет наиболее безопасно. Что касается запаса хода, то сейчас в максимальной комплектации шаттл сможет проехать 420 км, в базовой — 240 км. Беспилотник работает на аккумуляторах. Мы создадим зарядные станции по типу заправок — там можно поменять аккумулятор на заряженный, а севший оставить заряжаться.

Когда мы выйдем на рынок с шаттлами в России, пока неизвестно. Всё зависит от российского законодательства, сейчас их нельзя даже зарегистрировать. Исходя из планов работ, мы предполагаем, что начнем продавать их в 2022 или 2023 году.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Технологии в Петербурге
В Петербурге презентовали беспилотный трамвай. Показываем, как он выглядит 👀
В Петербурге прошел фестиваль «Технокультура 4.0». Видео оттуда выглядят странно: на площадке почти никого нет, танцуют только роботы
Робот Алекс стал героем роликов с газового форума в Петербурге. Он ответил на вопрос о войне машин и людей и рассказал стих про бычка 🤖
В Петербурге запустили сервис для отслеживания движения машин скорой помощи. Рассказываем, зачем он нужен
Петербургский студент создал экзоскелет, с помощью которого можно поднимать тяжелые предметы. Его разработкой заинтересовались в МЧС
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Четвертая волна коронавируса
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.