Молодые программисты из Петербурга создали грузовой беспилотник R-shuttle. Вот история шаттла и видео испытаний в «Ленполиграфмаше»

В начале декабря в технопарке «Ленполиграфмаш» прошли первые испытания беспилотного грузового автомобиля R-shuttle. Его создатели — недавние выпускники петербургских вузов. Летом 2018 года они запустили стартап Ralient, а через полтора года представили первый рабочий прототип шаттла. Предполагается, что он сможет развивать скорость до 80 км/ч.

Сооснователи Ralient Тимур Игнатьев и Артем Кривич рассказали «Бумаге», кто и как придумал беспилотник, чем петербургский проект отличается от конкурентов и что позволит автомобилю приспособиться к условиям российской зимы.

Как появилась компания Ralient и кто занимается разработкой беспилотника

Артем Кривич: Мы открыли компанию Ralient в августе 2018 года. В разработке сейчас два продукта — беспилотная технология, которую можно ставить на любое транспортное средство, и грузовой шаттл.

Большая часть сотрудников компании — выпускники СПбГУ, ИТМО и Политеха с факультетов математики или прикладной математики. Нас девять человек, все так или иначе занимаются разработкой, но у каждого своя зона ответственности.

Изначально мы обсуждали более простую идею — сделать какой-нибудь автономный погрузчик или робота для складов. Но потом решили, что это задача для студенческой или даже школьной команды, и действительно талантливых людей к ней не привлечь. Тогда мы задумались о чем-то более глобальном и интересном (инвесторов компания не раскрывает — прим. «Бумаги»).

В чем главные принципы работы шаттла и как прошли первые испытания

Тимур Игнатьев: Большинство российских компаний, выпускающих беспилотные шаттлы, например, BaseTracK, основываются на базе GNSS. Их машины движутся с помощью инерционных датчиков — таких, как те, что у нас в телефонах. Когда мы заказываем такси, то видим, как машина движется по карте города. Мы же основную информацию получаем с восьми камер, которые по кругу установлены на нашем шаттле. С их помощью мы определяем объекты — измеряем расстояние, размеры и остальное. В таком случае машина едет так, как ехала бы, если бы ей управлял человек, а не робот. Она видит так, как видел бы человек.

Беспилотники других компаний получают информацию об окружающем пространстве с помощью специального датчика, который называется лидар (лазерный радар, на который данные поступают с помощью активных оптических систем — прим. «Бумаги»). Его главный минус в том, что он очень дорогой.

Испытания шаттла в «Ленполиграфмаше» в декабре 2019 года. Фото: Ralient

А. К.: Кроме того, чтобы такая машина ездила, необходимо сначала создать 3D-модель города, то есть отсканировать всё, что в нем есть, каждое здание и каждый куст. Но важно также понимать, что человек видит не так. Для него окружающий мир — это не 3D-карта. В нашей же технологии камеры оценивают всё так, как оценивал бы живой водитель. Они смотрят на знаки, светофор, другие машины, получают всю информацию, необходимую для управления автомобилем.

На нашем шаттле также есть и лидар. Но он один, и его функция скорее вспомогательная: мы используем его для уточнения информации. Нам приходят данные с камер и данные с лидара. Кроме того, мы написали программу, которая с одного лидара получает больше информации. К сожалению, мы не можем раскрыть подробности, но над ней нам пришлось изрядно помучиться.

Всю информацию мы обрабатываем — с каждого датчика отдельно, и понимаем, что, например, впереди в трех метрах едет машина и нужно спрогнозировать, куда она дальше поедет. Или идет пешеход. Мы прокладываем маршрут с учетом того, где будут все объекты окружающего мира, когда наш шаттл доедет до этого места.

Т. И.: В декабре мы провели первые испытания шаттла — прежде всего проверялась наша инженерная компетенция, нежели программистская. Не многие верят, что небольшая команда может самостоятельно с нуля собрать полноценный электромобиль от дизайна до ездящей машины. Поэтому главным результатом стало то, что он в принципе поехал.

Испытания шаттла в «Ленполиграфмаше» в декабре 2019 года. Видео: Ralient

К сожалению, в данных условиях невозможно было проверить большую часть селф-драйвинга. Но кое-что мы смогли протестировать на маленькой скорости — и испытания показали, что мы можем продемонстрировать что-то похожее на готовый продукт. Но это лишь маленькая база. Настоящие тесты по части софта нам еще предстоят.

Почему в Петербурге нельзя прокладывать путь для шаттла по 3D-картам и как беспилотник R-shuttle учат справляться с непогодой

Т. И.: У нас три главных плюса. Мы очень серьезно затачиваемся под сложные условия, например, под зиму. Один из наших специалистов занимается тем, что переписывает симулятор, написанный на базе открытого симулятора Carla, чтобы всё выглядело как в России, — добавляет туда снежные бури, туман. Иногда у нас нет разметки или дорога не выглядит как дорога, часто темно, идет дождь или снег.

Во-вторых, мы не используем 3D-карты, которые строятся лидарами. Это не сработает в России. В некоторых районах Москвы — может, а в Петербурге уже нет. Мы не можем ставить на технологию, которая работает только в идеальных условиях. Но наши шаттлы не будут нарушать ПДД, если того не требует экстренная ситуация или спасение жизни человека.

А. К.: Мы не делаем робота, мы делаем беспилотный автомобиль, близкий к вождению человека. И он иногда будет пренебрегать правилами. Наше главное правило — чтобы машина не убила человека или не создала аварийной ситуации. Кроме того, шаттл состоит из композитных материалов — они достаточно хрупкие. При столкновении другая машина не пострадает, как и люди в ней, а вот грузовой шаттл разрушится.

Какую скорость может развивать шаттл и когда его планируют выпустить

А. К.: Мы рассчитываем, что скорость шаттла будет в районе 80 км/ч, в теории его можно разгонять до 130 км/ч, но в этом нет необходимости. Это городской шаттл, а по законодательству скорость в городе ограничена 60 км/ч.

Испытания шаттла в «Ленполиграфмаше» в декабре 2019 года. Фото: Ralient

Первоначально мы ограничимся вообще 30 км/ч — для людей это будет наиболее безопасно. Что касается запаса хода, то сейчас в максимальной комплектации шаттл сможет проехать 420 км, в базовой — 240 км. Беспилотник работает на аккумуляторах. Мы создадим зарядные станции по типу заправок — там можно поменять аккумулятор на заряженный, а севший оставить заряжаться.

Когда мы выйдем на рынок с шаттлами в России, пока неизвестно. Всё зависит от российского законодательства, сейчас их нельзя даже зарегистрировать. Исходя из планов работ, мы предполагаем, что начнем продавать их в 2022 или 2023 году.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Технологии в Петербурге
Во «ВКонтакте» появится функция перевода голосовых сообщений в текст
«ВКонтакте» запускает групповые видеозвонки. Пока в них могут участвовать до восьми человек
«ВКонтакте» создала приложение о коронавирусе. Там можно проверить свои знания о COVID-19 с помощью теста
МТС обеспечит мобильную связь в метро Петербурга, пишет «Коммерсантъ». На синей линии она заработает в середине 2020 года
«Яндекс.Транспорт» и «Яндекс.Карты» объединили в одно приложение
Новые тексты «Бумаги»
Шесть мест для лесной прогулки: лиственничная роща, экотропа с озерами и сосновая аллея на берегу реки
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Семь неочевидных книжных Петербурга от сооснователя магазина «Все свободны»: киоск в метро, музыкальная лавка и фото-букшоп
Закон о «наливайках»
Мой любимый бар закроется? Там перестанут продавать алкоголь? Отвечаем на главные вопросы про закон о «наливайках»
I Believe Bar, Paloma Cantina и другие маленькие петербургские бары могут закрыться из-за закона о «наливайках». Что об этом говорят владельцы заведений
«Достаточно просто исключить из меню алкоголь» — такой совет петербургским барам дал помощник автора законопроекта о «наливайках». Вот интервью с ним
В Петербурге приняли закон, который ужесточает запрет на продажу алкоголя в маленьких барах в жилых домах
Как в Петербурге борются против запрета маленьких баров в жилых домах. Петиция, флешмоб в соцсетях и обращение к губернатору
Смягчение режима самоизоляции
В Петербурге частично открылись некоторые торговые центры, заметила «Фонтанка». Там работают арендаторы с отдельным входом
Екатерининский дворец возобновит прием посетителей с 13 июля. Там будет работать лишь один маршрут
В Петербурге решили пока не открывать общепит из-за роста заболеваемости COVID-19
Россия начнет переговоры о возобновлении международного авиасообщения с 15 июля
Петербургские автобусы, трамваи и троллейбусы 13 июля вернутся к обычному режиму работы
Давление на журналистов
Силовики пришли с обысками к сотрудникам «Открытой России» и «МБХ медиа». Это связывают с митингом против поправок к Конституции
«Сегодня понятно — они каждый день будут кого-то хватать». Как в Петербурге прошли пикеты в поддержку Ивана Сафронова и других преследуемых журналистов
У «Гостиного двора» проходит акция в поддержку журналиста Ивана Сафронова, подозреваемого в госизмене
Суд арестовал журналиста Ивана Сафронова на два месяца по делу о госизмене
От команды Бумаги. Заявление в поддержку Ивана Сафронова — и других журналистов, которых преследуют прямо сейчас
Лето в Петербурге
Полиция Петербурга провела еще один профилактический рейд по барным улицам. Во время него задержали 29 человек
Во время шторма «экс-Эдуард» ветер повалил в Петербурге 75 деревьев. Среди них — два столетних дуба на Елагином острове
Дворцовый мост залит огнем — это фанаты жгут файеры в честь чемпионства «Зенита». Одно фото
Лазурная вода, белый песок — а еще горы мусора, многометровые пробки и змеи 😱 Так этим летом выглядит озеро Донцо в Ленобласти, которое называют местными Сейшелами
Полиция провела рейд по Думской, Рубинштейна и Дворцовой. Протоколы составили на 50 человек и на три заведения
Коллеги «Бумаги»
Кто такой Дмитрий Абрамов и чем он занимался до нападения на Давида Френкеля
История отца Сергия, захватившего монастырь, — убийцы, наставника Поклонской и раскольника, которому (пока) разрешают проклинать власть и РПЦ
Мы спросили наших друзей, что изменилось в их жизни за 10 лет
Здоровье во время пандемии
«Биокад» намерен перейти к испытаниям одной из вакцин от коронавируса на людях уже летом. НИИ гриппа готовится к доклиническим исследованиям
Из детской больницы № 1 хотят уволить кардиохирурга Рубена Мовсесяна, жалуются родители. Петиция в защиту врача собрала тысячи подписей
Антитела к COVID-19 обнаружили у 16 % петербуржцев, сдавших анализы в «Хеликс» и «Инвитро»
Роспотребнадзор бесплатно протестирует петербуржцев на антитела к коронавирусу
В Петербурге болеет каждый пятый сотрудник скорой помощи, сообщили в комитете по здравоохранению
Выплаты медикам
Уборщики и буфетчики, работающие в красных зонах «ковидных» стационаров, получат надбавки от властей Петербурга
В госпитале для ветеранов войн санитарке отказали в выплатах за работу с COVID-19. Начальник учреждения заявил, что она не имеет нужного образования
В Петербурге коронавирусом заразились около 5 тысяч сотрудников медицинских учреждений. Среди них — буфетчики, бухгалтеры и уборщики
«Больные кашляют нам в лицо, а доплат нет». Петербургская уборщица рассказывает, как выполняет обязанности санитарки, но не получает выплат
Как в «нековидном» стационаре добиваются надбавок для врачей и борются с распространением инфекции. Интервью с главврачом Елизаветинской больницы

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.