29 ноября 2021

«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз

В Петербурге на нескольких площадках с 1 по 6 декабря пройдет фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний».

Там покажут кино о космосе, картину забытого советского классика Павла Клушанцева и первый документальный фильм оскаровской лауреатки Андреа Арнольд. На фестивале также пройдут лекции и лаборатория научного кино.

Программный директор фестиваля — Константин Шавловский, сооснователь книжного магазина «Порядок слов» и генпродюсер кинофестиваля «Зеркало». Он рассказал «Бумаге», как его команда изменила концепцию проекта, почему основной темой сделали космос и на какие фильмы стоит обратить внимание в первую очередь.


«Бумага» — информационный партнер XVI международного кинофестиваля «Мир знаний»


Константин Шавловский

программный директор фестиваля «Мир знаний»

Как новая команда изменила фестиваль «Мир знаний»

— Кинофестиваль «Мир знаний» проходит в 16-й раз. И это прекрасная традиция, ставшая еще более важной после окончательного закрытия студии «Леннаучфильм» в этом году. Это трагическое событие, хотя и неизбежное — студия уже долгие годы фактически не функционировала. Но она оставила прекрасное и удивительное наследие петербургского научно-популярного кино: мы об этом рассказываем на фестивале и будем рассказывать [в дальнейшем].

Очень важно, чтобы смерть здания «Леннаучфильма» не стала смертью научного и исследовательского кинематографа в нашем городе. Кстати, мы второй год хотим сменить название фестиваля, но из-за бюрократических проволочек это не так-то просто сделать. Нам важно концептуально уйти от фестиваля «научно-популярных и образовательных фильмов» к фестивалю «научного и исследовательского кино». Мы хотим быть в середине такого треугольника крутых российских фестивалей: политеховского «ФАНК», Beat Film Festival и Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF).

От фестиваля «ФАНК» мы берем интерес к классическому научно-популярному кино, от «Бита» — вынесенное в их подзаголовок внимание к современной культуре, а от MIEFF — страсть к экспериментальному кино, поскольку эксперимент — это основополагающее понятие как в искусстве кино, так и в научном мире.

Концепция программирования вкратце такова: конкурсную программу мы составляем из документальных блокбастеров, имеющих отношение к науке. Пример — увлекательный и зрелищный фильм о царстве грибов «Гриб говорит». То есть интерес к науке смешивается со стремлением выбрать лучшую документалистику, рассчитанную на широкий круг зрителей.

Наши зрители — это в том числе те люди, которые читают книги издательств «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина нон-фикшн» и «Бомбора». В конкурсе только один-два слота отведены под российское кино, как и полагается фестивалю с международным конкурсом. Все остальные работы — зарубежные.

А вне конкурса мы позволяем себе расширять рамки научпопа и готовы зайти в этом расширении достаточно далеко. Как я уже сказал, нас интересуют экспериментальные фильмы, ведь именно они были важнейшей частью советского научно-популярного кинематографа. Научное кино было одной из «серых» зон эскапизма, куда можно было прятаться великим художникам, таким как Владимир Кобрин, которого называют «Хлебниковым от кино», авангардистом, новатором и экспериментатором.

С таким историческим бэкграундом в научпопе мы считаем своим долгом внимательно следить за фильмами, сделанными на стыке научного и экспериментального кино. В конкурсе у нас только один фильм-эссе «Сатурн и далее», а вот в кураторских программах их намного больше. Например, в программе Карины Караевой на Новой Голландии «Галлюцинация искусственной жизни» представлены фильмы с довольно сложной концепцией и духом эксперимента.

Словом, «Мир знаний» был замечательным проектом и до прихода нашей команды, но сейчас мы внедряем в него наши стандарты в подходе к кинофестивалям: больше кураторских программ, лаборатория, ориентированность на зрителя и его интерес.

Кадр из фильма «Сатурн и далее»

Какие фильмы о космосе стоит посмотреть на фестивале

— «Мир знаний» — не тематический фестиваль, но тема космоса представлена в ряде фестивальных программ. Это, например, специальный показ фильма «Гравитация. Главная сила», снятого телеканалом «Наука». Его автор — популяризатор науки, доктор физико-математических наук Алексей Симхатов — сделал замечательную образовательную ленту, и я, как двоечник по физике, с огромным удовольствием и интересом эту картину посмотрел. На этот сеанс бесплатный вход, и мы постараемся собрать на него школьников.

В детской программе будет показана рифма к «Гравитации», фильм «Невесомость», в котором ученики средней школы Сан-Хосе соревнуются в кодировании спутников на борту МКС. В общем, космос проник почти во все фестивальные программы. Даже в жюри у нас есть режиссер Клим Шипенко, чье имя теперь надолго будет связано с космосом.

Можно сказать, что в этом году старт «Мира знаний» начался задолго до начала самого фестиваля: в апреле, когда мы открыли на «Ленфильме» выставку, посвященную Павлу Клушанцеву. Она стала первой в России экспозицией, рассказывающей об этой выдающейся фигуре — Клушанцев работал на «Леннаучфильме» и снял там почти все свои картины, многие из которых посвящены космосу.

Эти фильмы позднее смотрели в перемонтированном виде — с ними работала студия Роджера Кормана. Авторы нового Голливуда потом цитировали Клушанцева, в случае с Ридли Скоттом — практически напрямую. Про это, кстати, главред «Сеанса» Василий Степанов и кинорежиссер Михаил Архипов сделали специально к выставке небольшое видеоэссе «Голливуд Павла Клушанцева», которое потом мы выложили на ютьюб-канале «Сеанса».

Есть замечательная программа Дэна Стрейбла «Потерянные в космосе», мы покажем ее на Новой Голландии. Дэн — архивист и историк кино, преподаватель Школы искусств Tisch Нью-Йоркского университета. Он с 1999 года делает международное собрание киноархивистов, которые занимаются сохранением забытых фильмов. Для нас Дэн подготовил программу с малоизвестными фильмами о космосе — и, между прочим, там есть фильм Павла Клушанцева «Метеориты». Клушанцев забыт на родине, но в Голливуде его помнят и чтут, а мы только сейчас начинаем о нем вспоминать.

Фото: Ксения Иванова / kseniaivanova.russia

На какие еще работы обратить внимание

— Абсолютный хайлайт фестиваля — фильм закрытия, который мы повторим для обычных зрителей на «Ленфильме» 6 декабря. Это картина «Корова» классика британского кинематографа Андреа Арнольд. Показать ее на закрытии — идея креативного продюсера фестиваля Александры Ахмадщиной.

Это первый документальный фильм Арнольд, показанный в Каннах в этом году, где она была председательницей жюри конкурса «Особый взгляд». И посмотреть его стоит по крайней мере всем тем, кто уже посмотрел фильм «Гунда». А также, разумеется, всем, кто знает Андреа Арнольд, и тем, кто в принципе интересуется современным авторским кинематографом. Конечно, «Корова» не относится к научно-популярному кино — это грандиозный фильм-событие, выходящий за границы всех жанров. Один из лучших фильмов года.

Безусловно, хитовым показом будет фильм «Сахаров. Две жизни», который приедут представлять его авторы Роман Супер и Иван Проскуряков. Картина прогремела, когда было столетие Сахарова, и вызвала очень неоднозначную реакцию у зрителей: кому-то очень понравилось, кому-то наоборот. Думаю, жаркая дискуссия будет и у нас — и только ради участия в ней посмотреть ленту стоит. Это такая документальная реконструкция — там играют артисты, но звучит оригинальная звуковая дорожка, и всё это придумано довольно необычно.

Кстати, в программе есть еще одна лента о Сахарове, документальная анимация «Сахаров просит слова» — это мировая премьера нового фильма Киностудии имени Горького, организатора фестиваля, которую мы покажем на открытии на «Ленфильме» 1 декабря.

Также обращаю внимание, что практически все показы российской программы — по крайней мере, на «Лендоке» — будут бесплатными для зрителей, но, разумеется, по регистрации. Эту панорамную программу мы сделали впервые, и впервые мы вручаем в ней приз — специально для этого мы собрали отдельное жюри российских популяризаторов науки. Вообще, цены на билеты на конкурсную программу и часть специальных показов в кинотеатре «Ленфильм» и на киностудии «Лендок» мы специально сделали льготными — 150 рублей.

Вторая после космоса тема фестиваля — это северный акцент или северный след, который ощущается в конкурсе. Два российских фильма и еще один зарубежный посвящены нашему северу, вечной мерзлоте и болотам Ленобласти. Мы не планировали этого, так совпало.

«Гипотеза Зимова», например, рассказывает об ученом, который хочет остановить таяние вечной мерзлоты с помощью заселения ее крупными животными. Это нужно, чтобы они вытоптали снег — одеяло, которое прогревает мерзлоту. Пока он заселяет туда бизонов и лошадей, но ждет, когда его друг-ученый клонирует мамонтов. Также в программе есть фильм с говорящим названием «Мамонт» и фильм из национального конкурса фестиваля «Послание к человеку» «Ягодник» — про ученого, считающего, что растения Ленобласти спасут человечество от вымирания. Кажется, что петербуржцам все эти проблемы не чужды.

Кадр из фильма «Сахаров просит слова»
Кадр из фильма «Робот, я люблю тебя»

Как устроена параллельная программа с лекторием и лабораторией научного кино

— В прошлом году фестивальный лекторий собирало издательство «Альпина нон-фикшн», но в 2021-м они не смогли принять деятельное участие в нашей работе: по срокам мы пересекаемся с главным книжным событием года — ярмаркой non/fiction. Поэтому в этом году мы обратились к исследовательской артели «Поле». Во время карантина мы вместе с Сергеем Карповым, сооснователем артели и книжного магазина «Маршак», делали музыкальный марафон «Редкие виды» в поддержку независимых книжных. А на «Мире знаний» Сергей представляет свой фильм «Жизнь человека. Последнее интервью», посвященный хирургу-онкологу Андрею Павленко, и организует лекторий.

У артели «Поле» есть прекрасный проект про любительский космос, а также она собирает вокруг себя замечательных специалистов. На фестивале будут четыре тематических лекции: про любительский космос, ликвидацию космической безграмотности, космический интернет и малые аэрокосмические музеи. Мне кажется, у нас получилась невероятно интересная штука.

Пятым событием нашего лектория станет презентация книги Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Время обнимать и время уклоняться от объятий», которую представит один из кураторов «Мира знаний» Дмитрий Безуглов. Все события лектория пройдут на площадке книжного магазина «Порядок слов».

Также на фестивале впервые пройдет Лаборатория научного кино, которую собрали Ксения Гапченко и исполнительный продюсер «Мира знаний» Константин Нафиков. Для нас это пробный шар, своеобразная демо-версия. Мы ее очень быстро собирали, а такие истории нужно готовить, конечно, дольше и тщательней. Но у нас был выбор — или так, или никак, и мы решили попробовать: научного и исследовательского кино в России снимают мало, а научных документальных блокбастеров практически нет.

Задача таких лабораторий — стимулировать интерес в сообществе к научному кино, привлекать молодых профессионалов из других областей. Может быть, это даже интереснее — заявку могли подать не только режиссеры, но и, например, антропологи или другие ученые. Мы получили неожиданно много качественных, интересных прежде всего с художественной точки зрения заявок.

Участники будут несколько дней общаться друг с другом, ходить на показы и работать над своими заявками с тьюторами. В финале пройдет питчинг, победителю достанется приз от Студии Горького в 300 тысяч рублей. Сумма небольшая, но ее хватит на препродакшен или постпродакшен проекта: можно сделать тизер, отправиться на питчинги, подготовиться к съемкам. Или съездить в рабочие командировки, провести исследовательскую работу. Но даже важнее, что заявки увидят представители крупнейших киностудий и стриминговых платформ, и, возможно, подхватят какие-то проекты.

Лабораторию мы делаем прежде всего, чтобы понять — как это переформатировать в будущем. И на следующий год хотим запуститься уже с чем-то более длительным и серьезным.

Площадки: «Лендок», «Ленфильм», «Порядок слов» и Новая Голландия

Время работы: с 1 по 6 декабря

Ссылка: mir-znanij.info

Что еще почитать:

  • В декабре Филармония проведет фестиваль «Площадь Искусств». В программе — выступление musicAeterna и концерт в Спасе на Крови.
  • «Заходит ученый в бар» — ютьюб-шоу «Бумаги», в котором молодые ученые и популярные блогеры выпивают с ведущим и отвечают на популярные вопросы из своей научной области.

Арт-критик, киновед, преподавательница НИУ ВШЭ

В этом году Алексей Симхатов вошел в жюри фестиваля

В 2017 году Шипенко снял космический фильм «Салют-7», а в мае 2021 года вместе с актрисой Юлией Пересильд отправился для съемок в космос.

Советский кинорежиссер, одним из первых в мире совместивший научно-популярное кино с научной фантастикой. Автор «Планеты бурь», «Дороги к звездам» и других картин.

Американский кинорежиссер и продюсер, снявший большое количество фильмов категории В. Его называли «королем драйв-инов» — кинотеатров под открытым небом, с сотрудничества с ним началась карьера Френсиса Форда Копполы.

Британский режиссер, сценарист и актриса. Создательница фильма «Американская милашка», лауреатка «Оскара» и Каннского кинофестиваля.

Черно-белый документальный фильм Виктора Косаковского, рассказывающий о жизни свиньи Гунды и ее поросят. Получил приз за лучшую режиссуру на «Артдокфесте».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Научпоп
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.