1 февраля 2013

Новая сцена Мариинского театра: на что она похожа?

Петербуржцы наконец могут увидеть результаты одной из самых масштабных строек в центре города: со второй сцены Мариинского театра сняли леса. «Бумага» рассказывает, почему новое здание можно считать абсурдным и с какими другими спорными проектами оперных театров его можно сравнить.

Фото с сайта skyscrapercity.com
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, говорил о необходимости второй сцены еще в 1997 году. Два года спустя был представлен проект Эрика Мосса, отвергнутый общественностью, очевидно, из-за излишней радикальности. Ещё четыре года спустя, в 2003-м, вроде бы соглашаются возводить сцену по плану Доминика Перро, но и от этого проекта отказываются: на осознание непригодности идей французского архитектора уходит еще четыре года. В 2009 году Владимир Путин, занимая должность премьер-министра, заявляет, что для определения архитектурного облика новой сцены нужен новый конкурс. В 2011-м году начались работы по монтажу сценического оборудования. В 2012 году Петербург может оценить новую сцену. — Новая сцена Мариинского театра доказывает, что у нас могут построить только то, что никому не нравится, — комментирует постройку искусствовед и архитектурный критик Алексей Лепорк. — С точки зрения экстерьера, здесь просто не о чем говорить: здесь нет никакой архитектуры. Это просто большая коробка. Она вне категорий.

«Это просто большая коробка. Она вне категорий»

Один из самых потрясающих воображение элементов в новом здании оперного театра — открытая сцена на крыше. — Когда в нашем городе можно будет пользоваться открытой сценой? Это абсурд, — считает Лепорк. — И даже в какие-то считанные дни, когда погода позволит этой сценой воспользоваться, что будут делать с шумом автомобилей? Не движение же перекрывать. Всем понятно, что кругом театра узкие улицы, а значит, весь шум будет подниматься наверх — люди просто не услышат музыку. Еще один любопытный элемент интерьера театра — стеклянная лестница: — Вы можете себе представить, как дама поднимается по стеклянной лестнице? Это очередной провал современной архитектуры.

«Вы можете себе представить, как дама поднимается по стеклянной лестнице?»

По мнению Алексея Лепорка, единственное, что хоть как-то спасает новое здание театра — это то, что оно светлое («За счет этого оно хоть чуть-чуть меньше давит») и местами остеклено («временами в нем отражается Мариинский театр»). — Конечно, об оперном театре нужно судить изнутри. Но пока такой возможности нет, — заключает Лепорк. Оценить качество новой сцены можно будет на официальной церемонии открытия 2 мая. В конце прошлого года там уже проходили репетиции оркестра, хора и балетной труппы. По мнению Валерия Гергиева, «результаты очень, очень обнадеживающие».

Примеры других спорных проектов оперных театров

Opera de la Bastille в Париже Оперный зал на площади Бастилии, построенный в 1989 году, по замыслу должен был служить продвижению музыки в массы. После открытия в театре регулярно случались технические сбои, а фасад очень быстро износился. Finnish National Opera в Хельсинки Здание для национальной оперы было построено в 1993 году на берегу залива. До этого несколько десятилетий оперные и балетные спектакли игрались на сцене Александровского театра, одного из старейших театров страны.

Читайте также:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.