В Таврическом саду, на площадке с большой историей и некогда скандальной славой, уже два сезона работает «Ленинград Центр»: среди колонн черного мрамора и красных бархатных кресел показывают технологичные шоу с элементами театра и цирк.
«Бумага» попросила художественного руководителя и режиссера проекта Феликса Михайлова объяснить, зачем городу такая площадка, почему они отказались от библиотеки с книгами независимых издательств и удалось ли отделаться от славы кабаре.
— Зачем, как вам кажется, Петербургу такое пространство, как «Ленинград Центр»?
— В городе всё прекрасно с оперой, балетом, драматическим театром и даже с музыкальным. Поэтому мы сразу ориентировались на то, чего в городе совсем нет, — на качественный энтертейнмент.
— Нет ли ощущения, что в Москве, в отличие от кичащегося своим консервативным характером Петербурга…
— Ничего себе консервативный! Ведь именно здесь появились «Митьки», здесь была сумасшедшая «Бродячая собака», где в 30-е в пьяном угаре балерины танцевали стриптиз на коврах среди свечей. Город внешне держится консервативным, но внутренне абсолютно оторванный. Покруче Москвы!
— То есть в Москве проекту не было бы комфортнее?
— Я скажу так: комфорт реализации проекта зависит не от города, в котором он создается, а от его качества и привлекательности для людей.
— Так в итоге что такой проект, как «Ленинград Центр», дает Петербургу?
— Москва — проездной город, поток людей там «съедает» всё, что выбрасывается на рынок. Питер же ориентирован на хрестоматийные вещи, которые нужно посещать именно здесь, которым нет аналога в Европе. Наша миссия, наверное, закрепить в сознании людей тот факт, что Петербург не только город-музей, а существующий в динамике город, в котором могут рождаться новые проекты очень высокого уровня. Здесь есть не только Мариинский театр, но и его новая сцена с современными оперными постановками. Или тот же фестиваль Open Dance: из проекта для узкого круга любителей он стал настоящим международным событием.
Занять подобную позицию в области энтертейнмента — это и есть наша цель. Я буду счастлив, если на каком-то этапе, когда люди будут спрашивать, что посмотреть в Петербурге, им ответят: сходите в Русский музей, в Эрмитаж, в Мариинку, а вот к вечеру загляните на шоу в «Ленинград Центр».
— Кто ваш зритель? Это обеспеченные люди?
— Наш зритель — это, скорее всего, человек образованный, интересующийся искусством, в том числе современным, и тот, кто хочет испытывать эмоции. Мы делаем ставку на интерес. А если человеку интересно, он найдет возможность попасть на спектакль, даже если для него это недешево.
И здесь каждый получает одинаковую порцию внимания, начиная от персонала и до кресел и бокалов в баре: у всех всё одинаковое. Поэтому достаток — не самое главное в нашей аудитории.
— Вы сталкиваетесь с разочарованием, неоправданными ожиданиями посетителей?
— У меня нет ощущения, что люди испытывают разочарование. Может быть, с точки зрения вкуса с чем-то можно согласиться или не согласиться, а вот разочарования, обманутых ожиданий точно нет.
— А с предвзятым отношением к площадке, про которую писали, что она станет кабаре и чуть ли не борделем, не сталкиваетесь?
— Сейчас нет. В какой-то момент все эти глупости типа «Ой, у вас же тут зеркала, бархатные диваны — это же бордель!» сильно раздражали. Кто вообще сказал, что бордовых бархатных кресел не может быть в других местах? Троны великих императоров были бархатные и винных оттенков. Нам пришлось быть просто молчаливо убедительными, что все эти слухи не про нас.
— Вы как-то сотрудничаете с другими культурными институциями в городе?
— У нас дружеские отношения с «Ленфильмом» и Пятым каналом, очень тесные контакты с фэшеном: Янис Чамалиди, Пиросмани, Владимир Бухинник, Ася Когель — с ними мы дружим, они создают костюмы для наших представлений.
— У вас же был опыт с библиотекой в пространстве. Повторять не будете?
— Это немного не наше. Мы не очень сочетаемся. Все-таки мы не артхаус.
— Какие проекты запланированы на новый сезон?
— В ноябре мы планируем выпустить новое шоу, которое будет некоторым образом связано с живописью. Пока подробности будем держать в секрете.
Даст бог, осенью же мы откроемся еще и как кинозал. Это будет, скорее всего, один день в неделю, возможно, воскресенье, чтобы можно было прийти с семьей. Будем работать с прокатным кино, а также знакомить с качественным авторским кино: хотим показать палитру современного кинематографа и его историю.
— Что из текущего проката могло бы у вас идти?
— «Отряд самоубийц», «Неоновый демон» и «Месть от кутюр». А к ним — ретроспектива снятых по комиксам фильмов, с первого фильма про Бэтмена, чтобы объяснить, из чего сделан «Отряд самоубийц». И еще документальное кино о фэшене, начиная от биографической картины о Диоре и Шанель. То есть утром ты можешь вникнуть в историю, а вечером — найти ей подтверждение в современном прокатном кино. Человек, который должен к нам ходить, это интересующийся человек, он с мозгами, ему нравится узнавать что-то новое.
— В «Ленинград Центре» проходит много корпоративных мероприятий. Они существуют отдельно от вашего проекта?
— Понятно, что сторонние компании и организации пользуются «Ленинград Центром» как площадкой. Но мы всегда в курсе, что именно здесь будет происходить, и если содержание не соответствует нашим принципам, то никакие матсредства не помогут.
— А что не соответствует вашим принципам?
— Пошлость и низкое качество.