3 июня 2020

«Лэнд» и «Карусель» закрывают несколько магазинов в Петербурге, у других сетей падают продажи. Что происходит с продуктовыми во время пандемии?

В Петербурге закрыли четыре супермаркета сети «Лэнд», которая работает в городе почти 22 года. Параллельно с этим гипермаркеты «Карусель» массово переформатируют в более компактные «Перекрестки». Аналитики не связывают происходящее с пандемией напрямую, но не исключают ее влияния на решения ретейлеров.
Объем продаж снижается почти во всех продуктовых точках Петербурга — в том числе из-за падения реальных доходов населения. По оценкам экспертов, под угрозой закрытия находятся региональные сети и магазины в сегменте «средний-плюс». «Бумага» объясняет, что происходит на рынке продуктового ретейла.

Почему закрываются супермаркеты «Лэнд»?

В начале 2020 года петербургская сеть супермаркетов «Лэнд», работающая в сегменте «средний-плюс», управляла десятью одноименными точками, расположенными в центре города, и гастрономом «Стокманн». К середине года работать продолжают лишь семь точек. Руководство сети не исключает и дальнейших закрытий.
В начале мая прекратили работу два новых магазина «Лэнд» — на Фурштатской улице и Комендантском проспекте. Они занимали площади обанкротившегося «Интерторга» (Spar, «Народная семья»). Как объясняла гендиректор сети Олеся Мальцева, из-за режима самоизоляции окупаемость этих точек существенно снизилась, а держать убыточные магазины компания посчитала нецелесообразным.
К концу мая стало известно, что «Лэнд» закрывает гастроном «Стокманн» на минус первом этаже «Невского центра», которым сеть управляла по сублицензии, и флагманский супермаркет во «Владимирском пассаже». Их оборот также снизился во время пандемии на 80 %, говорила Мальцева.
Источник «Коммерсанта» сообщал, что сеть планировала закрыть и магазин в торговом центре «Пассаж» на Невском проспекте, но этого не произошло из-за строгого договора аренды. Гендиректор «Пассажа» Дмитрий Абрамов подтверждал изданию, что это долгосрочный договор, который не может быть расторгнут досрочно при надлежащем исполнении сторонами своих обязательств.
Мальцева говорила, что оборот сети в Петербурге упал на 30 %, в Центральном районе — на 72 %. «РБК» со ссылкой на Мальцеву писал, что большинство магазинов «Лэнда» находятся в закрытых из-за коронавируса торговых центрах, при супермаркетах также не работают кафе, которые приносили существенную часть прибыли.
На закрытие повлияло и то, что многие магазины сети были рассчитаны на туристов, которые перестали приезжать в город из-за коронавируса, признает Мальцева. Как говорит «Бумаге» гендиректор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков, восполнить объем продаж за счет местных жителей в текущей ситуации не получается, так как сегмент «средний-плюс» в целом находится под давлением из-за падения реальных доходов населения.
К тому же, как отмечает «Коммерсантъ», с февраля по май к «Лэнду» было подано 53 иска на сумму 47,6 миллиона рублей. В подобной ситуации сеть оказалась и в прошлом году: поставщики жаловались, что компания перестала платить по счетам. Тогда же появились сообщения о продаже «Лэнда» «Мираторгу», но они не подтвердились.

Почему переформатируют «Карусели»?

В мае в Петербурге закрылись четыре магазина сети «Карусель», принадлежащей X5 Retail Group. Они находились на улице Руставели, на Коломяжском и Ленинском проспектах, а также на улице Карбышева. Три из них будут реконструированы в супермаркеты «Перекресток». Точку на улице Руставели купила сеть «О’кей».
В X5 Retail Group говорят, что это плановое закрытие магазинов. Впервые о грядущей трансформации «Каруселей» компания рассказала в конце 2019 года, еще до пандемии. По планам, она должна проходить в течение двух лет.
Согласно решению X5, 34 гипермаркета «Карусель» по всей России переформатируют в «Перекрестки», 20 точек закроют. К июню в Петербурге продолжают работу семь магазинов сети.
Большинство опрошенных «Бумагой» экспертов из сферы продовольственного ретейла сходятся в том, что формат гипермаркетов становится всё менее актуальным.
Иван Федяков
генеральный директор INFOLine

— «Карусель» вынуждена покидать рынок, потому что у X5 нет уверенности в перспективах такого крупноформатного объекта, как гипермаркет. Потому что теперь [из-за падения реальных доходов] потребители не будут использовать те конкурентные преимущества, которые есть у гипермаркета: широкий ассортимент, большой ассортимент непродовольственной группы. Следовательно, магазин не будет работать эффективно.

Сейчас востребованы магазины меньшего формата, но с более широкой матрицей товаров высокого качества, которые ориентированы на определенную аудиторию, считает директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева. В Garnet говорят, что ситуация с ограничениями из-за коронавируса подтолкнула X5 быстрее переформатировать магазины.
При этом вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина рассказала «Бумаге», что некоторые сети сейчас, наоборот, отказываются от идеи трансформации гипермаркетов в другие форматы. Шарыгина объясняет это тем, что гипермаркеты в условиях ограничений становятся «местом паломничества, поскольку здесь можно купить и продукты, и непродовольственные товары».

Что происходит с другими продуктовыми сетями?

Продуктовые сети — одни из немногих объектов, которым официально разрешили работать во время пандемии, — к июню несут потери на петербургском рынке. Но это еще не убытки. Основные проблемы продуктовых ретейлеров могут проявиться ближе к концу лета или началу осени, говорят опрошенные «Бумагой» эксперты.
В наиболее выигрышном положении во время пандемии оказались так называемые магазины у дома, к которым относят «Пятерочки» и «Дикси», — у них не возникало серьезных экономических проблем и до пандемии.
Еще в начале года продуктовый ретейл постоянно увеличивал выручку, говорит руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталья Киреева. По ее данным, в первом квартале продуктовый ретейл занимал 8 % в структуре открытий в торговых центрах, а закрытий там не было вовсе. Среди открывавшихся в жилых домах магазинов 22 % также занимал продуктовый ретейл.
Однако уже в апреле по всей России, по данным INFOLine, произошло снижение продаж продуктов питания на 9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Гендиректор агентства Иван Федяков связывает это с падением реальных доходов населения, которое, по оценке его компании, может достигать 20 %. По данным Федякова, покупатели сейчас чаще выбирают продукты по специальным ценам или продукты низшей категории, что не позволяет сетям увеличить продажи. Из-за этого компании активно корректируют стратегии развития, считает Федяков.
Основные потери несут продуктовые магазины, находящиеся на туристических маршрутах и встроенные в торговые центры. Это объясняют сильным снижением посещаемости. Но в целом ситуация на рынке не хуже, чем в 2019 году, когда закрылись сразу объекты «Интерторга», «Полушка» и «Лайм», говорят в Becar Asset Managment.
Ольга Шарыгина
вице-президент Becar Asset Managment

— Прошлый год выдался насыщенным с точки зрения закрытия продуктового ретейла: как отдельных объектов, так и сетей. Самыми громкими стали закрытия сетей «Семья» и SPAR, ушли с рынка «Полушка» и «Лайм». И если сравнивать по количеству, то 2020 год еще не превысил показатели прошлого года. Ретейлеры отмечают падение посещаемости, поскольку часть горожан предпочла уехать на дачу, некоторые стали реже ходить за покупками в силу обстоятельств. У продуктовых магазинов ситуация не критическая, в отличие от других сегментов.

Лучше всего в условиях пандемии себя чувствуют крупные федеральные сети. Как говорит гендиректор INFOLine Иван Федяков, они получили возможность навязывать поставщикам ценовые условия. В свою очередь от этого страдают, по словам Федякова, маленькие региональные сети, за счет которых поставщики и восполняют недополученную прибыль. Иван Федяков говорит, что это приводит к повышению цен на продукты в региональных сетях, из-за чего покупатели чаще выбирают федеральные компании — где пока нет необходимости поднимать цены.

Какие сети под угрозой из-за коронавируса?

По оценкам INFOLine и Garnet, основные претенденты на закрытие во время пандемии — магазины региональных сетей (например, «Реалъ» и «Семишагофф»), а также магазины из сегмента «средний-плюс» («Лэнд», «Азбука Вкуса» и Prisma).
Аудитория магазинов «средний-плюс» во время пандемии практически не ходит в магазины, говорит совладелец инвестиционной компании Garnet Екатерина Сивова. А региональные сети проигрывают конкуренцию за потребителя федеральным ретейлерам, считает гендиректор INFOLine Иван Федяков.
Федяков также не исключает, что во время пандемии свои позиции могут потерять крупные федеральные ретейлеры с проблемами в руководстве. В пример он приводит «Дикси», где в конце мая в очередной раз сменился исполняющий директор. «Скажем так, рынок сейчас настолько тонкий, что лопнуть может где угодно», — заключает он.
При этом в пресс-службе Prisma «Бумаге» сообщили, что планы компании по развитию в Петербурге на данный момент остаются без изменений. В перспективе они планируют увеличить количество супермаркетов сети в два раза, а до сентября откроют два супермаркета общей площадью 2,2 тысячи квадратных метров. Также осенью Prisma должна запустить цех по производству еды навынос.
Оперативно получить комментарии от пресс-служб «Азбуки Вкуса» и «Дикси» не удалось.

Как может измениться продуктовый ретейл после пандемии?

Многие опрошенные «Бумагой» эксперты говорят о продолжении консолидации (то есть объединения участников рынка) в продуктовом ретейле в Петербурге после пандемии. Возможным считают очередное поглощение региональных сетей федеральными компаниями.
Иван Федяков
гендиректор INFOLine

— В Петербурге на топ-10 игроков на рынке продуктов питания, по нашим оценкам, уже приходится 80 % продаж — это аномально высокий показатель. Он характерен для развитых стран с давно сформированным рынком типа Франции или Швейцарии. В других регионах России ситуация далека от петербургской: там топ-10 может контролировать только 20–25 % рынка.

После пандемии часть продаж также уйдет к заведениям общественного питания. По данным INFOLine, до кризиса около 15 % от продовольственного рынка занимал сегмент питания вне дома.
Часть аудитории может перейти и в онлайн-ретейл, считает директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева. «Существенная часть целевой аудитории [уже] стала делать крупноформатные закупки онлайн, чему способствовали агрегаторы — „СберМаркет“, „Беру.ру“ и другие сети, предлагающие продуктовые товары с доставкой на дом», — говорит она.
Екатерина Сивова, совладелица инвестиционной компании Garnet, говорит, что наиболее вероятным сценарием в будущем будет общий тренд на оптимизацию площадей. Она считает, что люди будут делать выбор в пользу магазинов шаговой доступности.
Об этом же говорит и вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина: «Со временем посещаемость возобновится, изменится структура рынка с точки зрения баланса форматов, но пандемия скорректирует планы. Возможна реструктуризация из-за быстрого роста служб доставки, и смещение фокуса на формат магазинов у дома».
К июню свои сервисы экспресс-доставки продуктов запустили «Дикси», «Пятерочка» и «Перекресток». В городе также работают сервисы «Самокат» и «Яндекс.Лавка», которые привозят продукты с собственных складов за 15–20 минут. Одним из самых крупных участников рынка доставки товаров из супермаркетов остается петербургский сервис iGooods.

Фото на обложке: «Лэнд»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Коронавирус в Петербурге
Скульптуру Петербургского ангела увезли на выставку «Россия» в Москву. У наследницы автора работы не спросили разрешения на это
Каждый 33-й петербуржец болен раком. При этом смертность от рака снижается, а продолжительность жизни онкобольных растет
В Москве арестовали заместителя начальника ВМА имени Кирова. Его подозревают в мошенничестве при закупках аппаратов ИВЛ
За неделю в Петербурге умерли 28 пациентов с коронавирусом — больше, чем в других регионах страны
Количество заражений ковидом выросло на 52 % за прошедший месяц, сообщает ВОЗ. Больше всего заболевших в России
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.