17 февраля 2022

Кто создал занавес с пером в Мариинском-2? Рассказываем про художника и особенности работы

Вторую сцену Мариинского театра открыли в 2013 году. С тех пор ее украшает занавес с пером. Этот объект создал известный российско-американский художник Юрий Купер, работы которого хранятся в Третьяковской галерее и Мерополитен-музее.

«Бумага» узнала у автора, как он работал над занавесом, и рассказывает историю 420-килограммового произведения.

Юрий Купер на второй сцене Мариинского театра. Фото: Михаил Вильчук

Здание театра на набережной Крюкова канала — вторая сцена Мариинского театра, где идут оперы, балеты и концерты. Его ввели в эксплуатацию в мае 2013 года, а строительство продолжалось больше четырех лет.

Современная сцена известна люстрами с кристаллами Swarovski, стенами из оникса и акустически комфортными породами дерева, которыми обили зал на 2 тысячи мест. Площадка знаменита и своим занавесом с изображением птичьего пера — девять лет назад его создал художник Юрий Купер.

Фото: Валентин Барановский

Купер — известный за рубежом современный отечественный автор. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Метрополитен-музее, коллекции Библиотеки конгресса США и других собраниях по всему миру. А персональные выставки Купера проходили в парижской галерее «Клод Бернар», галерее Яна Кружье в Женеве и на других площадках.

Юрий Купер начал свой творческий путь с книжной графики в 1960-е годы: художник сотрудничал с издательством «Молодая гвардия». Автор работает в книжной индустрии и сегодня, создавая иллюстрации к «Щелкунчику», «Книге Иова» и другим изданиям. В 1972 году он эмигрировал из СССР и жил в разных странах — от Израиля и Франции до США.

Купер работает с живописью, керамикой, скульптурой и даже создает ювелирные украшения: с работами автора можно ознакомиться на его официальном сайте. Сотрудничает художник и с театрами: он создал сценографию спектакля Александра Сокурова «Борис Годунов» для Большого театра, а также оформлял интерьеры Воронежского государственного академического театра драмы имени А. В. Кольцова.

Именно после работы в Воронеже Юрию Куперу и предложили сотрудничество с Мариинским театром — это сделал тогдашний министр культуры Александр Авдеев.

Купер подготовил для Мариинского десятки разных эскизов, многие из которых обращались к типичным для Петербурга образам: например, к решеткам и грифонам. Но в итоге театр выбрал вариант с пером — художник довольно часто обращается к этому образу в своем творчестве.

Занавес создавали в Головинском зале исторического здания театра, который находится под куполом исторической сцены на Театральной площади. Только там объект можно было разложить полностью. Работа заняла около трех месяцев, в ней приняли участие не только сотрудники художественно-постановочного цеха Мариинского театра, но и сам Купер со своими помощниками.

Юрий Купер
художник

— Я думал, что занавес для Мариинского надо делать обязательно в Италии; возможно, ткать что-то, вышивать. Но в итоге всё делали здесь, и я решил написать его — не просто написать на ткани, а сделать три-четыре слоя органзы, чтобы была воздушность и чтобы [он] «живой» был. [На верхнем слое] был оттиск, чтобы проявлялись границы рисунка, по которому я уже сам писал. Так я делаю почти всегда: когда кому-то отдаешь свой проект на реализацию, в сравнении с эскизом [получается] небо и земля.

Художники Мариинского театра называют занавес с пером «суперзанавесом» второй сцены: так специалисты обозначают основные занавесы театров, расположенные на первом штанкете — металлической штанге на тросах, служащей для крепления декораций.

Вес занавеса составляет 420 килограммов, ширина — 23 метра, высота — 15 метров. Художники создали занавес из пяти основных слоев: сукна, тканевой прокладки и подкладки, основной ткани, аппликационного верхнего слоя и органзы с фотопечатью. Аппликацию делали из многих видов ткани, чтобы придать объекту фактуру, позволяющую перу не выглядеть плоским.

Людмила Мехоношина
художник-технолог аппликационно-живописного цеха театра

— Это лицо Мариинки-2. Его задача — скрывать от зрителя звуки монтажа и работ за кулисами, поэтому он должен быть очень плотным, в несколько слоев, обладать звукоизоляцией, быть статичным и не колыхаться.

Фото: Виталий Коликов

Работа над занавесом не закончилась и после создания изделия, говорит Юрий Купер. Например, уже после его изготовления возник вопрос правильного освещения: только при определенном свете занавес выглядел так, как было задумано.

Позднее на ютьюб-канале Мариинского театра опубликуют видеоинтервью с Юрием Купером, записанное во время его недавнего приезда в Петербург. Тизер этого видео вы можете посмотреть сейчас.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит пресс-службу Мариинского театра.

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Театр
Как проводить независимый театральный фестиваль в 2024 году? Кураторы проекта «Хрупкий» — о горизонтальных связях и эмиграции
Как пьесы помогают справиться с противоречиями жизни. Театроведка объясняет на 7 примерах — от Эдипа до Брехта
«Технические причины» и «безымянные» афиши. Каких спектаклей лишились петербургские театры за два года войны
«Три товарища», концерт Майданова, «подвиги участников СВО». Что представят 24 февраля культурные площадки Петербурга
Петербургский театр переделал мюзикл по книге Бориса Акунина
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.