Как петербуржцы запустили экскурсии по городу на «Копейках» и теперь катают туристов на ретромашинах с открытой крышей

В 2017 году супружеская пара из Петербурга запустила экскурсии на «Копейках». Советские машины, купленные за несколько десятков тысяч рублей, покрасили в яркие цвета, сделали люки на крышах и теперь катают на них туристов по центру города.

Создатели проекта «Копейка Мир» Олег и Виктория Чепель рассказали «Бумаге», чем иностранцам нравятся «Жигули», выпущенные 40 лет назад, в каких фильмах снималась одна из машин и что делать, если автомобиль ломается прямо во время экскурсии.

Олег и Виктория Чепель. Фото из личного архива

— Как возникла идея проекта?

Олег: Туры на ретроавтомобилях существуют во многих столицах Европы — в Берлине, Риме, Лондоне. Очень классно, когда туристы получают о городе информацию от местных жителей, а не гидов. А формат автомобиля [выбрали, потому что] просто прикольно, когда едешь по городу в автомобиле с историей.

Виктория: Мы долго выбирали автомобиль. Многие любят кататься на «Волгах», «Чайках», потому что это довольно красивые машины, но они дороже в обслуживании. Мы искали что-то попроще и поняли, что «Копейка» — это отличный вариант.

Олег: Мы еще смотрели «Запорожец», но оказалось, что их было произведено гораздо меньше, чем «Копеек». Поэтому сложнее найти и сами машины, и детали к ним.

— Вы раньше увлекались ретромашинами?

В: Мы скорее увлекаемся туризмом и городом. В Питере очень много туристов и очень мало интересных туров, честно говоря. А как мы уже поняли, потребность в этом есть.

— Как вы искали автомобили?

О: Искать было сложно. Мы смотрели их в Ростове, Краснодаре, Карелии и в Псковской области. Действительно, «Копеек» было произведено много, но чтобы они были в хорошем состоянии — таких мало. Мы отсмотрели много вариантов, прежде чем нашли две машины.

Они были изначально в очень хорошем состоянии. Зеленая «Серафима» 1979 года (машины названы женскими именами — прим. «Бумаги») снималась в кино и сериалах — например, в «Морских дьяволах». А еще ее угоняли. У нее был сзади сломан мост, потому что за угонщиками гнались по улице и они врезались в поребрик. «Варваре» (1982 года) не повезло с двигателем, предыдущий владелец менял его несколько раз, а вот корпус был в отличном состоянии.

— Сколько стоили машины?

О: Мы купили их по рыночной стоимости. Автомобили такого возраста, некрашеные и не подготовленные под коллекционеров, в принципе, все стоят одинаково: от 50 до 120 тысяч рублей.

— Как вы сделали люки в машинах?

О: Самостоятельно. Это одновременно и простой процесс, и сложный. Мы привезли из Берлина люки от машины Renault Twingo, со слезами на глазах взяли болгарку, вырезали на крыше дыру и вставили туда другую.

В: Это очень много дает. У нас достаточно узкие улицы, и когда смотришь вперед и видишь только входные двери и первый этаж, нет такого ощущения, как когда ты видишь самый верх и небо. Совсем другие перспективы.

— Какую максимальную скорость развивают эти машины?

О: По городу мы ездим 40 км/ч. По ЗСД — 80 км/ч, бывает иногда 90. У нас оригинальные покрышки 70-х годов, и на них уже опасно развивать большую скорость. Но теоретически они могут ездить намного быстрее. Я знаю людей, которые на таких «Копейках» до 120 км/ч гоняют.

— Как часто они ломаются?

О: Мы стараемся делать так, чтобы перед началом сезона они были в хорошем состоянии. Естественно, бывают неожиданные поломки и происшествия, но пока не было каких-то серьезных повреждений, которые мы не могли исправить на ходу или после рабочего дня.

— Приходилось ли вам чинить машину во время экскурсии?

О: В последний раз история была в районе «Голицын Лофта». Мы остановились с туристами, пошли внутрь посмотреть места и заведения, вернулись, а машина не заводится. Туристы — это были три бразильца — толкали машину по Фонтанке, я сидел за рулем, но это ничего не дало. Вызвал службу, специалист приехал, быстро на месте всё починил, и мы продолжили экскурсию.

— У вас есть три маршрута, в том числе по городским рынкам. Это пользуется популярностью?

В: Рынки — это очень популярный маршрут. В основном туристы даже просят классическую экскурсию, но с каким-нибудь рынком. Есть люди, которые специально хотят что-то купить. У нас были туристы из Дубая, которые хотели обязательно приобрести какие-то советские ретрочасы. Они очень расстроились, когда узнали, что Удельный рынок в этот день закрыт.

— Вы сами являетесь и водителями, и экскурсоводами?

О: У нас есть формат, где мы сами проводим экскурсии. Есть формат, где у нас экскурсовод и водитель — это один человек. Есть формат, где есть отдельно водитель и отдельно экскурсовод. В этом формате бывают лицензированные гиды. Например, недавно мы нашли гида, владеющего португальским языком.

— На каких языках вы проводите экскурсии?

О: На испанском, английском, немецком, французском, португальском и русском.

— Кто обычно ходит к вам на экскурсии?

О: Сейчас основной турист — это футбольный фанат. Есть молодые люди, которые видят красивую машину, классный цвет, и им просто интересна сама экскурсия. Им интересно смотреть на места, до которых на обычных автобусах не доехать. Есть еще люди пенсионного возраста, которые когда-то ездили на «Копейках».

В: Туристы из Восточной Германии говорили, что «Копейка» — это их юность.

— Кто чаще обращается: иностранцы или русские?

В: В основном иностранцы. У нас так было изначально запланировано. У русских другие запросы, и вообще, они любят сами исследовать город. Мы даже рекламу свою размещали на иностранных сайтах и туристических онлайн-агентствах.

— Что обычно посетители говорят, когда видят машины? Какое первое впечатление?

О: Они говорят: «Ой, нифига себе, а какого она года?». Когда слышат, что 1979-го, сильно удивляются и говорят, что машины отлично выглядят. Они действительно в хорошем состоянии. Конечно, есть нюансы, но чисто внешне они выглядят ярко и привлекают много внимания, особенно своим старым дизайном. Мы за ними действительно хорошо ухаживаем.

— Вы сами катаетесь по городу на «Копейках»?

О: Конечно. В прошлом году мы участвовали в ретропараде, фестивале «Усадьба-джаз», а еще иногда с друзьями катаемся.

— Как часто вы проводите экскурсии?

В: Чемпионат сбивает статистику, поэтому тяжело сказать. В целом это несколько экскурсий в неделю. Сейчас у нас за сутки было четыре экскурсии, потому что сегодня в Петербурге матч (Бельгия — Франция — прим. «Бумаги»).

— Для вас это хобби или бизнес?

О: Это хобби однозначно. Прошлый год был для нас тестовый. Нынешний год — первая проба пера. В следующем только мы сможем поставить проект на широкую ногу: хотим быть окупаемыми и выпускать свою линейку сувениров. Пока зарабатываем достаточно, чтобы содержать автомобиль и вкладываться в рекламу. А все расценки у нас есть на сайте.

В: Мы думали над увеличением парка, но пока потребности в этом не видим. У нас есть пока единственный запрос в августе на экскурсии на 38 человек. Сейчас у нас две машины в парке — и нам их хватает.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

МЕДИАМЕТРИКИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.