18 февраля 2013

Музыка не как набор тегов: группа KIROV и новая альтернатива

Петербургская группа KIROV выпустила новый альбом «Мир иллюзий», который убедительно доказывает жизнеспособность альтернативного рока в России. Музыканты рассказали «Бумаге» о тяжелой судьбе независимой музыки в России, иллюзиях и продюсировании своей музыки.

Слева направо: Саша Львов — ударные, Макс Куббе — вокал, гитара, Петя Терновой — бас-гитара, Андрей Васильев — гитара. Фото: Екатерина Мостовая / «Бумага»
Группа KIROV — это четверо петербуржцев, играющих тяжелый рок, замешанный на сложносочиненных построковых композициях и романтичном вокале. Некоторые называют это спейс-роком — не в смысле «музыка про космос», а «космические» аранжировки (гитары даже не стрекочут, а звенят где-то в небесах), масштабные, стадионные, расписанные до мелочей. История, конечно, не нова, но на поверку оказывается, что именно такого звука не хватало современному альтернативному року, чтобы ожить и воспрянуть. — Раньше считалось, что группы, которые поют на английском, как они обычно говорят в интервью, хотят покорить Европу. Мы тоже так думали, — рассказывает вокалист Макс Куббе. — А на концерте в Прибалтике пьяная баба перед сценой орала: «Пой на русском!». Это произвело на меня неизгладимое впечатление.

«На концерте в Прибалтике пьяная баба перед сценой орала: „Пой на русском!“. Это произвело на меня неизгладимое впечатление»

На первом альбоме KIROV Ten Stories For Better You с первой же песни вставала стена звука, а поверх нитевидных гитарных полотен Макс пел о превратностях судьбы. Все это с определенной долей условности можно было назвать построком — но, в отличие от местных классиков жанра вроде Mooncake или Silence Kit, KIROV предпочитали танатосу эрос, не занимались рисованием эпических полотен увядания. На втором диске «Мир Иллюзий» стена звука стала ершистей, гитары стали злее, барабаны — мощнее, а Макс запел тише и аккуратнее все о том же, но теперь на русском. — Если серьезно, — продолжает он, — мы просто поняли, что русский язык тоже имеет свой прикол. Вообще, наша публика очень изменчива: то ей подавай на русском, то на английском. Опыт моей второй группы Auroraw дал одну, совсем особую, тему: в KIROV мы стали заниматься продюсированием вокала, продюсированием инструментальной основы. То есть я не приношу готовую песню под гитару, и мы думаем, как же ее теперь сделать в электричестве, а напротив — садимся и начинаем думать над всем с нуля. И постепенно собираем наше «лоскутное одеяло». «Одеяло» получилось уютным: во всяком случае, это, наверное, первый за долгое время случай, когда на фоне перегруженных гитарных полотен вокал не кажется чужеродным элементом, а играет еще одну партию, причем довольно осмысленную: название «Мир иллюзий», например, тоже не с потолка взято. — Мы поняли, что это словосочетание очень попадает в точку, — говорит Максим. — Это ведь та эра, в которой мы живем, то, что нас окружает. Например, группа думает, что за шесть часов запишет барабаны ко всему альбому и все будет круто! Чем не мир иллюзий?

«Ты находишься в одной части города, а человек тебя ждет в другой. Ехать по-любому минут сорок. А ты все равно звонишь и говоришь: „Через пять минут буду“. И ты даже сам начинаешь верить, что как-то поднажмешь и реально будешь»

— Или, к примеру, ты находишься в одной части города, а человек тебя ждет в другой, — продолжает гитарист Андрей. — Ехать по-любому минут сорок. А ты все равно звонишь и говоришь: «Через пять минут буду». И ты даже сам начинаешь верить, что как-то поднажмешь и реально будешь. Или ты получаешь в месяц десять тысяч, а всем говоришь, что получаешь двадцать. Или звонит мне друг, говорит, мол, сняли офигительный клип, это будет бомба. Потом они монтируют клип, и все понимают, что это говно, что ребята были в том самом мире иллюзий. — Что же касается обложки, — продолжает Макс, — мы однажды увидели фото Луны с «Аполлона-11» и поняли, что хотим попробовать нечто по «космической» тематике. Долго возились с вариантом с документальными фото, потом решили попробовать что-то отстраненное, ну и вот — вышло то, что вы сейчас видите. При всей простоте, при всей очевидности (названия вроде «Простое правило» или «Падать вниз» уже говорят о многом) нет ощущения натянутости и наигранности — этот музыкальный сюжет выглядит ровно так, как должен выглядеть: без лишних наворотов, без сложных историй — в конце концов, те же Pink Floyd (хотя такое сравнение, конечно же, лукавство) делали песни о простых вещах. Проблема не в том, как KIROV сами себя описывают, а в том, в какой лагерь их записывают. Альтернативный рок в последние годы стал практически ругательным словом. Даже при огромных толпах на концертах групп вроде Deftones или 30 Seconds To Mars, даже при внушительной армии поклонников «умной альтернативы» вроде Dredg или Oceansize, рассуждать всерьез об их творчестве кажется моветоном. А кто берется — делает это вполголоса. Максим еще летом, разговаривая с «Бумагой» совершенно по другому поводу, жаловался на то, что есть концепт, придуманный журналом «Афиша», он плох и его нужно как-то сломать. Часто можно услышать, что альтернативный рок — это музыка для малышни, для подростков. — При чем здесь «малышня», — злится басист Петр, — когда многие такие группы до сих пор колесят по Америке и Европе и собирают огромные залы взрослых, совершенно адекватных и симпатичных людей? В России — какая-то собственная «кастрюля»: альтернатива — это, мол, девяностые, спущенные штаны, школьники. — У тех же Oceansize корни — в творчестве Pink Floyd, — говорит Максим. — Это совсем другая альтернатива. Самый адекватный период восприятия любой музыки — с середины семидесятых до начала девяностых. А сейчас ничего не понятно. Музыка стала чем-то другим, набором тегов. KIROV никогда не были субкультурной группой. Хотя вдруг мы не правы — и было бы намного проще не ждать «свою» публику, а прибиться к какой-то тусовке.

«Сейчас ничего не понятно. Музыка стала чем-то другим, набором тегов»

Все же KIROV в эту «кастрюлю» попали. В другой стране они отлично пришлись бы ко двору: как некий консенсус между гитарной романтикой и увядающим инструментальным минором. Но в России это, кажется, невозможно. — Пример — группа «Психея». Они играют взрослейшую музыку. Последний альбом — настоящий шедевр. А воспринимают их до сих пор через призму нулевых. Если отвлечься и сказать о русской музыке в целом, то замес выходит такой: все, что на самом деле нормально, считается говном — и наоборот. Переверни нашу музыкальную сцену вверх ногами, и все будет в шоколаде. С точностью как минимум на 90 %. Действительно, за тяжелой и мелодичной музыкой в России закрепился совершенно определенный ярлык (тот самый «набор тегов»), с которым придется бороться довольно долгое время.

Альбом «Мир иллюзий»

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.