27 октября 2021

«Каждый видит в моем искусстве то, что у него внутри». Художник Кирилл Миллер — о проверке следователями его картины, в которой ищут оскорбление погибших в ВОВ

В сентябре в помещении петербургского объединения «Свиное рыло» показали картину «Живые и мертвые» художника Кирилла Миллера, на которой изображены люди, несущие таблички с черепами. В соцсетях объединения произведение назвали «Нетленный полк 2». В патриотических пабликах оскорбились из-за ошибочного названия, увидев в нем аллюзию на «Бессмертный полк».

В результате глава СКР Александр Бастрыкин поручил проверить картину на предмет «оскорбления образов погибших в Великой Отечественной войне». По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело.

«Бумага» выяснила, что картина написана около 20 лет назад, а после выставки таинственным образом исчезла. Читайте интервью с художником Кириллом Миллером — о смысле его работы, оскорблениях в соцсетях и реакции СК. Мы также взяли комментарий у представителя «Свиного рыла» — о ситуации и обыске в помещении художественного объединения.

Подписывайтесь на наш канал в телеграме, чтобы получать новости быстрее всех

Кирилл Миллер

петербургский художник

— Как появилась картина «Живые и мертвые» и какой смысл она в себе несет?

— Я рисовал эту картину давно. Судя по стилистике, лет 20 назад. Потом, со временем, она была утеряна. Недавно я решил к ней вернуться, потому что мне показалось, что художественное высказывание, которое я транслировал с ее помощью, снова стало для меня актуально: тема жизни и смерти приобретает новые краски в связи с моим уже не юным возрастом.

Основной смысл этой картины в том, что нужно задуматься над тем, что жизнь быстротечна, а смерть — рядом. То есть в ней отражены мои переживания, связанные исключительно с этим. Плюс в этой картине есть некий психологический момент: что нужно задуматься на эту тему, чтобы избавиться от страхов.

Картина «Живые и мертвые» художника Кирилла Миллера. Фото: «Воспоминания ветеранов»

Я бы не сказал, что это картина входит в некую серию, она является частью всего моего творчества. Всё началось примерно в 1980-е годы. Вот совсем недавно я нашел каталог того времени, где представлена моя картина, на которой два человека тоже держат на палках портреты друг друга и как бы перечеркивают друг друга. То есть ее смысл в том, что каждый из них пытается друг друга запретить. Кроме этого, была новогодняя картина, посвященная году Свиньи: на ней люди несут на палках портреты свиней с надписью «Хрю-хрю». Или еще одна картина, где люди несут на палках картину Казимира Малевича «Черный квадрат» с надписью «Стабильность».

Еще раз подчеркну, что палки на моих картинах — это некая художественная форма презентации своей мысли и идеи. Потом, как пример, у меня было несколько акций, одну из которых я делал с детьми у Русского музея. Мы подготовили рисунки и, опять же, под аплодисменты презентовали их нашей аудитории на палках. Такая форма презентации родилась не вчера, это старая традиция. Раньше, в советские времена, таким образом носили портреты вождей, например.

Теперь мою картину почему-то ассоциируют с патриотической акцией «Бессмертный полк», [которая была создана в 2011 году]. У меня даже мысли не было, когда я ее писал, вкладывать в нее такой смысл, что это может как-то обидеть. Если бы я хотел нарисовать воинов или ветеранов, я бы использовал соответствующую символику, которая дала бы понять, что картина о них. Но на моей картине ничего подобного нет.

Я допускаю, что у кого-то картина может вызвать такие ассоциации из-за палок, плюс неправильное название сработало, но у меня таких ассоциаций нет. Моя картина вне времени и социального статуса. Просто живые люди несут мертвых. Это о жизни и смерти, больше там ничего нет. Я готов поговорить с ветеранами, но, еще раз, злого умысла по отношению к ним у меня не было.

Картина, посвященная году Свиньи, «Хрю». Фото: из личного архива художника Кирилла Миллера
Картина «За стабильность!». Фото: из личного архива художника Кирилла Миллера

— Почему на выставке в галерее «Свиное рыло» картина была представлена под названием «Нетленный полк 2»?

— Да, есть такая история. Вот убери от картины это название — и смысл уже другой, не тот, который пытаются навязать. Откуда взялось это название — я, честно говоря, не знаю.

Я знаю только то, что оно родилось в процессе рекламы картины в рамках выставки в помещениях художественного объединения «Свиное рыло». Кажется, у нее даже на самой выставке не было указано настоящее название — «Живые и мертвые». Сама выставка называлась «Г.К.Ч.П.» и была посвящена, скажем так, актуальным темам, но при этом там были работы разного содержания. Я посчитал, что моя картина о жизни и смерти подходит для нее по формату.

— Как вы в целом относитесь к скандалу, который вызвала эта картина? Как он протекал, кто и что писал?

— Вообще, тема жизни и смерти всегда очень болезненна для человека. Может быть, всё это возбуждение было связано с этим. Мне до сих пор не понятно, как люди нашли в изображенных на картине с покойниками ассоциации со своими умершими родственниками. Мне кажется, что тут очень много чего-то такого эмоционального: что, мол, вот, наших обижают…

Плюс кто-то хорошо организовал сбор подписей, это была достаточно организованная акция. В интернете был образец заявления для обращения в следственные органы, инструкция, как им пользоваться. Оставалось только взять и воспользоваться.

Всё это было размещено в сообществе «Воспоминания ветеранов», именно оттуда всё пошло. Оно же, насколько я понимаю, пыталось подключить к этой ситуации организаторов «Бессмертного полка», что в результате у них и вышло. В итоге Следственный комитет РФ был завален заявлениями по поводу моей картины. (В октябре этого года на странице организаторов «Бессмертного полка» в фейсбуке появился пост, в котором говорилось об иске к петербургскому художнику, а также видео с заявлением адвоката и бывшего детского омбудсмена Павла Астахова, который сказал, что картина Кирилла Миллера пародирует патриотическую акцию и назвал ее «пляской на костях» — прим. «Бумаги»).

— Поступали ли вам угрозы после этого?

— У тех, кто проводил акцию против меня и моей картины, весьма воинственная риторика. Мне несколько раз поступало что-то вроде угроз и хамских сообщений, после чего я на несколько дней закрыл свои страницы. А потом, когда снова открыл, всё это прекратилось. Наверное, повестка сместилась, что-то более актуальное появилось и я уже стал не так интересен.

В любом случае, все эти сообщения в СКР вызвали определенную реакцию. Там же тоже не могут не реагировать на заявления. И спустя месяц появилось поручение главы ведомства о проведении проверки.

Мне всё это не очень понятно. У кого-то моя картина вызвала такую ассоциацию… Но, если мы начнем реагировать на все ассоциации, которые у разных людей вызывает то или иное произведение искусства, к чему это приведет? [Что будет], если мы не остановим этот процесс каким-то здравым смыслом? Пока — какой-то абсурд.

— С вами связывались следователи? По нашей информации, они уже приходили к представителям «Свиного рыла». Вам что-то об этом известно?

— Да, я был на опросе, который был очень по-человечески проведен. Следователь просто делал свою работу и делал ее хорошо. Насколько я понимаю, это первичные действия, которые проводятся в рамках подобной проверки.

В «Свиное рыло», как я понимаю, пришли потому, что оно было указано в заявлениях, которые поступали в СКР. В том числе потому, что там выставлялась моя картина и следователи ее искали. Причем, как мне сказали, они искали картину под названием «Бессмертный полк». Такой точно не существует, была только картина «Живые и мертвые».

— Где картина находится сейчас?

— После того, как она вызвала обсуждение в соцсетях, ее сразу же сняли с выставки, чтобы не привлекать лишнего внимания. Где-то она так и канула на дно, никто не знает где.

Правда, есть такой вариант, что ее могут передать на экспертизу, а это значит, что мне нужно будет ее предоставить. Если этого не произойдет, то, насколько я понимаю, у следователей будут основания для назначения обыска. Я ничего не утаиваю. Меня, на самом деле, уже давно не было в галерее, потому что я пытаюсь сохраняться от коронавируса у себя дома.

— Поступали ли вам предложения о покупке этой картины?

— Нет, не поступали. Картина о жизни и смерти — не самая желаемая для покупки домой для большинства людей, как мне кажется. Просто не все готовы жить с работой, которая постоянно напоминает об этом.

— Планируете ли вы взять паузу из-за всей этой ситуации или уже есть какие-то творческие планы на ближайшее будущее?

— Творческие планы — развивать те работы, которые я перечислил выше и которые я планирую объединить в некую серию под названием «Презентации». Это очень удобная художественная форма для презентации своей мысли или идеи.

Я мыслящий человек и много рассуждаю посредством своих картин, поэтому, наверное, у многих они вызывают разные ассоциации и интерпретации. На мое искусство можно смотреть по-разному, но каждый видит в нем то, что у него внутри. Картина дает только толчок для мыслительного процесса, а дальше всё зависит от человека. Важно помнить, что одна из главных задач искусства — провоцировать на дискуссию, но при этом не забывать, что существуют разные взгляды и точки зрения.

Николай Васильев

представитель художественного объединения «Свиное рыло»

— Как получилось, что в соцсетях картину Кирилла Миллера «Живые и мертвые» назвали «Нетленный полк 2»?

— Да, в наших соцсетях картину ошибочно назвали «Нетленный полк 2». Пост сразу же удалили, но его скриншот разошелся по патриотическим пабликам. А у них же многотысячная аудитория.

Это реально была опечатка. Когда ее обнаружили, сразу же среагировали, но нам уже начали писать угрозы, как, в общем-то, и самому Миллеру. Мы весь месяц сидели и надеялись, что всё это утихнет, но, видимо, нет. <…> Еще же этот адвокат [Павел Астахов] подключился. 

— Художественное объединение «Свиное рыло» уже сталкивалось с такими ситуациями?

— На самом деле это не первый случай. У нас выставлялась картина, которая называлась «Алтарь семейственности». Тогда тоже к первому слову в этом названии придрались… То же самое: писали какие-то заявления, раздували скандал.

Картина Миллера вообще не о том. Да и сделана была раньше, чем появился «Бессмертный полк». Миллер вообще любит рисовать таблички на картинах, это его форма презентации. Почему-то никто не обратил внимание на работу, где портреты поросят несут или на черные квадраты. Это миллеровская клоунада, уже традиционная.

— Как проходил визит следователей и чем он закончился?

— Сфотографировали все картины. Записали показания, спрашивали, была ли такая картина, называлась ли она так, как пишут. Мы сказали, что картина была, но называлась по-другому. Как я понимаю, они ищут доказательства того, что у нас есть что-то оскорбляющее. У нас в принципе нет картин, которые затрагивают темы, связанные с ветеранами и Великой Отечественной войной. Ну и они просят найти картину, но никто не помнит, куда ее дели. Ее просто сняли с выставки после шумихи — и всё, концы в воду.

Что еще почитать:

  • Правда ли современное искусство очень дорого стоит? По каким принципам выбирать произведения молодых художников? Где можно их купить? Как следить за новостями рынка? Мы попросили участников Art Weekend — петербургского события, объединяющего галеристов, кураторов и художников — рассказать, что нужно знать новичку в коллекционировании.

Фото на обложке: «Воспоминания ветеранов». 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
В Петербурге полиция меняет протоколы протестовавших против мобилизации. Так их можно привлечь к ответственности в 2023-м
Суд в Петербурге отклонил апелляцию мобилизованного, который требовал АГС и отказывался брать в руки оружие. Его увезли обратно в часть в Каменку
Зачем публиковать антивоенные петиции, если обычно они не работают? Отвечает «ФАС»
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Могут ли меня признать иноагентом? Что добавили к запретам и кто в зоне риска? Ответы
Минюст опубликовал единый реестр «иноагентов»
«Всегда будем с вами — в наушниках, динамиках и сердце». Петербургская группа «Увула» объявила о своем роспуске
Петербуржца задержали на «Удельной» из-за фразы «Слава Украине!»
Генпрокуратура подготовила законопроект со списком нарушений, которые позволяют закрыть СМИ
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
На заводе Toyota в Петербурге прошла масштабная проверка. С чем она может быть связана?
«Новая газета. Европа»: у России не хватит денег на войну в Украине
ТАСС: на месте магазинов H&#038;M откроются точки российских брендов
Родственники мобилизованных столкнулись с отказами в предоставлении кредитных каникул, пишет «Коммерсантъ»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.