27 октября 2021

«Каждый видит в моем искусстве то, что у него внутри». Художник Кирилл Миллер — о проверке следователями его картины, в которой ищут оскорбление погибших в ВОВ

В сентябре в помещении петербургского объединения «Свиное рыло» показали картину «Живые и мертвые» художника Кирилла Миллера, на которой изображены люди, несущие таблички с черепами. В соцсетях объединения произведение назвали «Нетленный полк 2». В патриотических пабликах оскорбились из-за ошибочного названия, увидев в нем аллюзию на «Бессмертный полк».

В результате глава СКР Александр Бастрыкин поручил проверить картину на предмет «оскорбления образов погибших в Великой Отечественной войне». По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело.

«Бумага» выяснила, что картина написана около 20 лет назад, а после выставки таинственным образом исчезла. Читайте интервью с художником Кириллом Миллером — о смысле его работы, оскорблениях в соцсетях и реакции СК. Мы также взяли комментарий у представителя «Свиного рыла» — о ситуации и обыске в помещении художественного объединения.

Подписывайтесь на наш канал в телеграме, чтобы получать новости быстрее всех

Кирилл Миллер

петербургский художник

— Как появилась картина «Живые и мертвые» и какой смысл она в себе несет?

— Я рисовал эту картину давно. Судя по стилистике, лет 20 назад. Потом, со временем, она была утеряна. Недавно я решил к ней вернуться, потому что мне показалось, что художественное высказывание, которое я транслировал с ее помощью, снова стало для меня актуально: тема жизни и смерти приобретает новые краски в связи с моим уже не юным возрастом.

Основной смысл этой картины в том, что нужно задуматься над тем, что жизнь быстротечна, а смерть — рядом. То есть в ней отражены мои переживания, связанные исключительно с этим. Плюс в этой картине есть некий психологический момент: что нужно задуматься на эту тему, чтобы избавиться от страхов.

Картина «Живые и мертвые» художника Кирилла Миллера. Фото: «Воспоминания ветеранов»

Я бы не сказал, что это картина входит в некую серию, она является частью всего моего творчества. Всё началось примерно в 1980-е годы. Вот совсем недавно я нашел каталог того времени, где представлена моя картина, на которой два человека тоже держат на палках портреты друг друга и как бы перечеркивают друг друга. То есть ее смысл в том, что каждый из них пытается друг друга запретить. Кроме этого, была новогодняя картина, посвященная году Свиньи: на ней люди несут на палках портреты свиней с надписью «Хрю-хрю». Или еще одна картина, где люди несут на палках картину Казимира Малевича «Черный квадрат» с надписью «Стабильность».

Еще раз подчеркну, что палки на моих картинах — это некая художественная форма презентации своей мысли и идеи. Потом, как пример, у меня было несколько акций, одну из которых я делал с детьми у Русского музея. Мы подготовили рисунки и, опять же, под аплодисменты презентовали их нашей аудитории на палках. Такая форма презентации родилась не вчера, это старая традиция. Раньше, в советские времена, таким образом носили портреты вождей, например.

Теперь мою картину почему-то ассоциируют с патриотической акцией «Бессмертный полк», [которая была создана в 2011 году]. У меня даже мысли не было, когда я ее писал, вкладывать в нее такой смысл, что это может как-то обидеть. Если бы я хотел нарисовать воинов или ветеранов, я бы использовал соответствующую символику, которая дала бы понять, что картина о них. Но на моей картине ничего подобного нет.

Я допускаю, что у кого-то картина может вызвать такие ассоциации из-за палок, плюс неправильное название сработало, но у меня таких ассоциаций нет. Моя картина вне времени и социального статуса. Просто живые люди несут мертвых. Это о жизни и смерти, больше там ничего нет. Я готов поговорить с ветеранами, но, еще раз, злого умысла по отношению к ним у меня не было.

Картина, посвященная году Свиньи, «Хрю». Фото: из личного архива художника Кирилла Миллера
Картина «За стабильность!». Фото: из личного архива художника Кирилла Миллера

— Почему на выставке в галерее «Свиное рыло» картина была представлена под названием «Нетленный полк 2»?

— Да, есть такая история. Вот убери от картины это название — и смысл уже другой, не тот, который пытаются навязать. Откуда взялось это название — я, честно говоря, не знаю.

Я знаю только то, что оно родилось в процессе рекламы картины в рамках выставки в помещениях художественного объединения «Свиное рыло». Кажется, у нее даже на самой выставке не было указано настоящее название — «Живые и мертвые». Сама выставка называлась «Г.К.Ч.П.» и была посвящена, скажем так, актуальным темам, но при этом там были работы разного содержания. Я посчитал, что моя картина о жизни и смерти подходит для нее по формату.

— Как вы в целом относитесь к скандалу, который вызвала эта картина? Как он протекал, кто и что писал?

— Вообще, тема жизни и смерти всегда очень болезненна для человека. Может быть, всё это возбуждение было связано с этим. Мне до сих пор не понятно, как люди нашли в изображенных на картине с покойниками ассоциации со своими умершими родственниками. Мне кажется, что тут очень много чего-то такого эмоционального: что, мол, вот, наших обижают…

Плюс кто-то хорошо организовал сбор подписей, это была достаточно организованная акция. В интернете был образец заявления для обращения в следственные органы, инструкция, как им пользоваться. Оставалось только взять и воспользоваться.

Всё это было размещено в сообществе «Воспоминания ветеранов», именно оттуда всё пошло. Оно же, насколько я понимаю, пыталось подключить к этой ситуации организаторов «Бессмертного полка», что в результате у них и вышло. В итоге Следственный комитет РФ был завален заявлениями по поводу моей картины. (В октябре этого года на странице организаторов «Бессмертного полка» в фейсбуке появился пост, в котором говорилось об иске к петербургскому художнику, а также видео с заявлением адвоката и бывшего детского омбудсмена Павла Астахова, который сказал, что картина Кирилла Миллера пародирует патриотическую акцию и назвал ее «пляской на костях» — прим. «Бумаги»).

— Поступали ли вам угрозы после этого?

— У тех, кто проводил акцию против меня и моей картины, весьма воинственная риторика. Мне несколько раз поступало что-то вроде угроз и хамских сообщений, после чего я на несколько дней закрыл свои страницы. А потом, когда снова открыл, всё это прекратилось. Наверное, повестка сместилась, что-то более актуальное появилось и я уже стал не так интересен.

В любом случае, все эти сообщения в СКР вызвали определенную реакцию. Там же тоже не могут не реагировать на заявления. И спустя месяц появилось поручение главы ведомства о проведении проверки.

Мне всё это не очень понятно. У кого-то моя картина вызвала такую ассоциацию… Но, если мы начнем реагировать на все ассоциации, которые у разных людей вызывает то или иное произведение искусства, к чему это приведет? [Что будет], если мы не остановим этот процесс каким-то здравым смыслом? Пока — какой-то абсурд.

— С вами связывались следователи? По нашей информации, они уже приходили к представителям «Свиного рыла». Вам что-то об этом известно?

— Да, я был на опросе, который был очень по-человечески проведен. Следователь просто делал свою работу и делал ее хорошо. Насколько я понимаю, это первичные действия, которые проводятся в рамках подобной проверки.

В «Свиное рыло», как я понимаю, пришли потому, что оно было указано в заявлениях, которые поступали в СКР. В том числе потому, что там выставлялась моя картина и следователи ее искали. Причем, как мне сказали, они искали картину под названием «Бессмертный полк». Такой точно не существует, была только картина «Живые и мертвые».

— Где картина находится сейчас?

— После того, как она вызвала обсуждение в соцсетях, ее сразу же сняли с выставки, чтобы не привлекать лишнего внимания. Где-то она так и канула на дно, никто не знает где.

Правда, есть такой вариант, что ее могут передать на экспертизу, а это значит, что мне нужно будет ее предоставить. Если этого не произойдет, то, насколько я понимаю, у следователей будут основания для назначения обыска. Я ничего не утаиваю. Меня, на самом деле, уже давно не было в галерее, потому что я пытаюсь сохраняться от коронавируса у себя дома.

— Поступали ли вам предложения о покупке этой картины?

— Нет, не поступали. Картина о жизни и смерти — не самая желаемая для покупки домой для большинства людей, как мне кажется. Просто не все готовы жить с работой, которая постоянно напоминает об этом.

— Планируете ли вы взять паузу из-за всей этой ситуации или уже есть какие-то творческие планы на ближайшее будущее?

— Творческие планы — развивать те работы, которые я перечислил выше и которые я планирую объединить в некую серию под названием «Презентации». Это очень удобная художественная форма для презентации своей мысли или идеи.

Я мыслящий человек и много рассуждаю посредством своих картин, поэтому, наверное, у многих они вызывают разные ассоциации и интерпретации. На мое искусство можно смотреть по-разному, но каждый видит в нем то, что у него внутри. Картина дает только толчок для мыслительного процесса, а дальше всё зависит от человека. Важно помнить, что одна из главных задач искусства — провоцировать на дискуссию, но при этом не забывать, что существуют разные взгляды и точки зрения.

Николай Васильев

представитель художественного объединения «Свиное рыло»

— Как получилось, что в соцсетях картину Кирилла Миллера «Живые и мертвые» назвали «Нетленный полк 2»?

— Да, в наших соцсетях картину ошибочно назвали «Нетленный полк 2». Пост сразу же удалили, но его скриншот разошелся по патриотическим пабликам. А у них же многотысячная аудитория.

Это реально была опечатка. Когда ее обнаружили, сразу же среагировали, но нам уже начали писать угрозы, как, в общем-то, и самому Миллеру. Мы весь месяц сидели и надеялись, что всё это утихнет, но, видимо, нет. <…> Еще же этот адвокат [Павел Астахов] подключился. 

— Художественное объединение «Свиное рыло» уже сталкивалось с такими ситуациями?

— На самом деле это не первый случай. У нас выставлялась картина, которая называлась «Алтарь семейственности». Тогда тоже к первому слову в этом названии придрались… То же самое: писали какие-то заявления, раздували скандал.

Картина Миллера вообще не о том. Да и сделана была раньше, чем появился «Бессмертный полк». Миллер вообще любит рисовать таблички на картинах, это его форма презентации. Почему-то никто не обратил внимание на работу, где портреты поросят несут или на черные квадраты. Это миллеровская клоунада, уже традиционная.

— Как проходил визит следователей и чем он закончился?

— Сфотографировали все картины. Записали показания, спрашивали, была ли такая картина, называлась ли она так, как пишут. Мы сказали, что картина была, но называлась по-другому. Как я понимаю, они ищут доказательства того, что у нас есть что-то оскорбляющее. У нас в принципе нет картин, которые затрагивают темы, связанные с ветеранами и Великой Отечественной войной. Ну и они просят найти картину, но никто не помнит, куда ее дели. Ее просто сняли с выставки после шумихи — и всё, концы в воду.

Что еще почитать:

  • Правда ли современное искусство очень дорого стоит? По каким принципам выбирать произведения молодых художников? Где можно их купить? Как следить за новостями рынка? Мы попросили участников Art Weekend — петербургского события, объединяющего галеристов, кураторов и художников — рассказать, что нужно знать новичку в коллекционировании.

Фото на обложке: «Воспоминания ветеранов». 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.