5 мая 2021

Как вырастить из ребенка гурмана? Владелица кафе «Мечтатели» запустила проект по развитию у детей привычки к хорошей еде

Владелица кафе «Мечтатели» гастрономический эксперт Людмила Иванова и детский психолог Дарья Пауте запустили образовательный курс «Как вырастить маленького гурмана».

Программа посвящена правильному и вкусному питанию для детей: родителям рассказывают, какие установки в отношении еды стоит менять, как снизить риск пищевых аллергий и почему важны семейные гастрономические ритуалы. Позднее создательницы курса планируют выпустить книгу о гастрономическом воспитании.

«Бумага» поговорила с Людмилой Ивановой о том, как развивается детский вкус, как насилие в отношении процесса еды сказывается на пищевых привычках и что не так с детским питанием в современной России.

Людмила Иванова

владелица кафе «Мечтатели» и гастроэксперт

Что такое хороший вкус и каковы критерии правильного питания

— Вкус — понятие субъективное. Что касается гурманства, то это в первую очередь открытость новому, отсутствие страха пробовать неизвестные продукты и их сочетания. Это такое здоровое любопытство, когда еда у тебя вызывает интерес и ты готов к экспериментам. А хороший вкус, мне кажется, — это понимание того, какие на самом деле продукты на вкус, и стремление к [определенному] уровню их качества. Не очень хорошо составлять свое представление о вкусе продукта по «усредненной», коммерческой версии.

Для формирования хорошего вкуса важно найти источник, продукт в максимально естественном его проявлении, максимально близком к природе и месту происхождения. Поэтому так важны небольшие крафтовые, фермерские и прочие подобные производства, которые сохраняют максимально естественный вкус. Поэтому важны путешествия и шефы, которые работают с локальными продуктами. Всё это формирует вкусовой уровень, вкусовую чувствительность, вкусовой кругозор.

Да, у всех есть любимые и нелюбимые продукты: мы разные, и это хорошо. Мне в этой ситуации нравится рекомендовать попробовать нелюбимый продукт в версии хорошего шеф-повара или каком-то нетривиальном блюде. И после этого понять, точно ли он не нравится или вы просто не успели попробовать его «вкусную» версию.

Сейчас в фокусе моего внимания дети. Очень важно максимальное разнообразие с самого раннего возраста. Важно пробовать в том числе и продукты-аллергены: молоко, пшеницу, яйца, рыбу, морепродукты, орехи, сою, кунжут («Бумага» обращает внимание, что, если вы подозреваете у ребенка аллергию, принимать решение о питании нужно с участием врача — прим. ред.). Важно также ощущение безопасности, а это для ребенка пример его родителей: если что-то едят мама или папа — значит, можно и ребенку. И, безусловно, важно качество и свежесть продукта.

Физиологически природа дала нам всё, чтобы все мы были гурманами в той или иной степени. Очень часто люди, равнодушные к еде, выросли в семьях, где не было пищевого разнообразия. И здесь важно сказать: речь идет не о каком-то маниакальном интересе к еде, а о том, что эта сфера перестает быть в тени, быть фоном, она становится осознаваемой. А это в целом ведет к более высокому качеству жизни.

Если очень вкратце, то в первую очередь необходимо развивать внимание, замечать детали и осознавать, что ты ешь: что нравится больше, а что меньше. Во-вторых, нужно пробовать больше натуральных и естественных продуктов, не «адаптированных к рынку».

Что не так с питанием детей в России

— В России пока очень распространено наследие советской педиатрии — методы, которые отстали от цивилизованного мира примерно на 40 лет.

Например, еще в 1980-х годах были проведены исследования, которые доказывают: ограничения в питании не помогают в борьбе с появлением пищевой аллергии (к похожим выводам пришла и Американская академия педиатров в исследовании 2019 года — прим. «Бумаги»). Наоборот, для здорового иммунитета ребенку важно познакомиться со всеми аллергенам в первый год жизни. У нас же мучают диетами из «семи продуктов», доводя мам до депрессии, а детей — до отсутствия нормального иммунитета. Вторая проблема — это отсутствие культуры питания внутри семей, очень скудный и однообразный рацион, отсутствие традиций завтракать или ужинать вместе.

Еще один важный аспект — отсутствие качественной поддержки для мамы. Наш социум формирует очень много требований: «Ты же мать…», «Ты должна…» При этом системы поддержки нет, и зачастую мамы находятся на грани эмоционального и психического истощения. Естественно, это влечет за собой отсутствие возможности заниматься [в том числе] развитием вкуса ребенка.

И еще хочется отметить, что у нас, к сожалению, очень много насилия в отношении детей в процессе еды. Часто родители даже не осознают этого: много установок, фраз, поговорок, которые мы неосознанно используем, не понимая, что они формируют неправильные пищевые привычки на всю жизнь. «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь», «С едой не играют», «Пока я ем, я глух и нем»… О чем это всё? О переедании во взрослом возрасте в попытке доесть, об отсутствии интереса к еде и ее исследованию, об отсутствии коммуникации в семье за обедом — и так далее, до бесконечности. Обо всех этих важных моментах мы говорим на курсе.

Как воспитывать вкус у детей

— Приучать ребенка к хорошей еде стоит с максимально раннего возраста, это очень важно. Я не очень люблю слово «воспитывать», но можно создать среду, в которой ребенку будет интересно, а с возрастом он сам выберет степень близости с едой.

Ребенок копирует привычки своих родителей: от того, что едят в семье, сильно зависят будущие предпочтения ребенка. Если ребенок ест какие-то ограниченные продукты, то в старшем возрасте его можно заинтересовывать различными экспериментами, совместной готовкой и созданием нового интересного опыта вокруг еды.

Для малышей [еда] — это первый опыт взаимодействия с миром, когда интересно исследовать текстуру (например, размазывая еду), пробовать неизвестные штуки, которые пробуют родители. Детям постарше становится интересно участвовать в процессе. Сначала — на самых простых операциях (насыпать муку или перемешать салат). С возрастом — на более сложных.

Двухлетки постоянно просят есть, потому что тратят много энергии на развитие, а трехлетки бунтуют, пытаясь сказать своим родителям: «Помоги мне сделать это самому». Более старшие дети любят исследовать, как всё устроено, делать еду в подарок и выстраивать социальные связи.

Различий между детьми раннего возраста, безусловно, много. Здесь работает разная мотивация на каждом этапе. Все этапы мы изучаем на курсе постепенно и подробно: беременность и первый год жизни ребенка, от одного года до трех лет, от трех лет до шести.

Фото на обложке: Дмитрий Беспалов


Ранее социолог питания Юрий Веселов рассказал «Бумаге», что едят петербуржцы разного возраста и с разным доходом, какие рестораны предпочитают и насколько разнообразно питаются.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гиды
В июле в Главном штабе откроют выставку Ильи и Эмилии Кабаковых. Посетителям покажут инсталляцию «Памятник исчезнувшей цивилизации»
В Петербурге за последние 20 лет стало меньше воробьев. Как экология влияет на птиц и правда ли их нельзя кормить хлебом? Интервью с орнитологом
4 выставки в Петербурге: нонконформисты, работы в технике фотограммы и другие проекты
В «Севкабель Порту» пройдет ярмарка современного искусства Port Art Fair. Чем там заняться?
Пять фуд-холлов Петербурга, о которых вы, возможно, не знали. С плескавицей и грузинскими бизнес-ланчами
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.