19 февраля 2019

Как смотреть балет и на какой спектакль пойти? Балетные критики и артисты объясняют, как понять постановку, в которой никто не разговаривает

Как понять балетный спектакль, если там не разговаривают, как выбрать постановку и нужно ли как-то готовиться к походу в театр? И вообще, балет — это разве не старомодно? «Бумага» спросила у специалистов в области балета, критиков и артистов, как современному зрителю смотреть балет.

Как понять сюжет, если в балете никто не разговаривает?

Танец — это самостоятельный язык, им можно выразить то, что словами не скажешь, объясняет Ольга Макарова, ответственный редактор издательского отдела Мариинского театра. И чтобы его понять, нужно погрузиться в свои ощущения от музыки, пластики, происходящего на сцене. В XIX веке событийную линию в балетах было принято передавать пантомимой — чтобы быстрее понять, кто что кому «сказал», нужно было уметь читать условные жесты. В современных спектаклях деления на танец и пантомиму нет, обычно всё передается средствами танца. И для понимания не нужны никакие секретные коды.
По мнению создателя и главного редактора журнала о балете «Каданс» Анастасии Клобуковой, балет можно сравнить с немым кино или игрой «Крокодил», ведь реплики и состояния героев в нем выражаются лаконичными и понятными без слов жестами.
Чтобы понять сюжет балета, можно также прочитать либретто — краткое изложение спектакля. Оно размещается в программке и на странице балета на сайте театра. Там простым языком описано, что будет происходить на сцене.
При этом важно понимать, что сюжет в балете есть далеко не всегда. Так, фабулы нет в известном балете «Шопениана» Михаила Фокина и во многих постановках знаменитого хореографа грузинского происхождения Джорджа Баланчина.
Еще эксперты в области балета рекомендуют после представления обсудить увиденное — чтобы разобраться в своих ощущениях и сформулировать пережитое во время спектакля. Анастасия Клобукова также отмечает, что не стоит стесняться того, что вы не поняли до конца сюжет балета. Иногда он бывает слишком запутанным. «Именно поэтому браться за философские темы в балете очень сложно и рискованно — или тема обмельчает, или выразительных средств балета будет слишком мало», — считает Анастасия.

А балет — это не старомодно?

Балет — это актуальное искусство, которое развивается и меняется со временем. Не все постановки танцуют на пуантах — в балетной обуви, которая позволяет танцовщицам танцевать на кончиках пальцев.
Сейчас в театрах по всем миру кроме классического балета исполняют неоклассические постановки: их танцуют на пуантах, но положения рук и ног отличаются от классических канонов, часто это короткие балеты без сюжета. Есть также постановки в стиле модерн — это техника конца XIX — начала ХХ века, которая должна была «освободить» танец от традиционной балетной пластики. После модерна возникли другие направления — к примеру, постмодерн и contemporary.
Кроме того, спектакли могут ставить не только на классическую музыку, но и на современную. Например, одним из первых хореографов, который поставил балет на поп-музыку, был Морис Бежар. Его балет можно посмотреть в записи.
В Мариинском театре регулярно проходит «Творческая мастерская молодых хореографов», на которой были представлены работы на музыку групп Sigur Ros и Daft Punk. Ольга Макарова также приводит в пример постановку на музыку Rolling Stones, которую покажут на Новой сцене Мариинского театра 26 марта 2019 года.
Хореограф и танцор Владимир Варнава рассказал «Бумаге», что в последнее время наблюдает рост интереса к танцу: «Люди и балетом увлекаются, и современным танцем занимаются уже смелее».

А как понять современную постановку? Там же даже пантомимы нет

Часто в задачи современного танца не входит пересказ сюжета (которого может и не быть вовсе). Посылом к созданию спектакля может стать какая-то эмоция или впечатление, объясняет исследовательница современной хореографии и создательница проекта No Fixed Points Вита Хлопова.
«Я советую „отключать“ рацио, и переключаться на восприятие прекрасного. Вы увидите что-то свое, вне зависимости, критик вы или впервые на спектакле. Тут нет „правильного“ восприятия, любая зрительская эмоция имеет право на существование», — говорит она.
Исследовательница также отмечает, что такие спектакли можно смотреть с «чистого листа», «ничего не зная о постановке, технике, музыке и так далее».

А это правда, что балет — это всегда очень дорого?

Это не совсем так. Цена билета зависит от театра, спектакля и состава артистов. Если в афише заявлен звездный состав, объясняет Ольга Макарова, стоимость билета может повышаться.
При этом некоторые театры участвуют в таких акциях, как «Черная пятница», а в преддверии Международного дня театра 27 марта предлагают скидки.
В Михайловском театре существует система льгот для студентов и пенсионеров: на некоторые постановки в день спектакля купить в кассе билеты можно с 50 % скидкой. В Большой театр студенты могут сходить за 100 рублей, если запишутся в специальный список у кассы и за час до начала спектакля придут выкупить билет с паспортом и студенческим.
Узнать о других возможностях сходить в театр за 100–300 рублей можно в материале «Бумаги».

Как выбрать балет для одного из первых походов?

Как отмечает Клобукова, выбирать балет для первого просмотра можно на основе собственных эстетических взглядов. Подумайте, что вам нравится больше: классическое или современное искусство, увлекательные истории или поэтическая красота, эффектные шоу или интеллектуальные постановки.
Любителям классики для одного из первых походов подойдет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» в Мариинском театре. Тем, кому ближе современность, балетный критик рекомендует посмотреть «Инфру» Уэйна МакГрегора в Мариинском театре или балет «Лифарь. Килиан. Форсайт» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Гармоничное объединение красоты классического танца и духа современности можно найти в постановках «Русская увертюра» Максима Петрова и «Кот на дереве» Антона Пимонова в Мариинском театре.
Зрителям, которые хотят посетить театр ради интересной истории, можно посоветовать балет «Жизель», а тем, «кто хочет поэтической недосказанности», — «Этюды» в Большом театре, «Парк» и «Драгоценности» в Мариинском и «В лесу» в Михайловском театре.
Ради эффектного шоу стоит идти на балеты Бориса Эйфмана или на спектакль «Щелкунчик» в оформлении Михаила Шемякина, а ценителям «интеллигентной эстетики» — на «Скрипичный концерт № 2» в Мариинском театре, отмечает Клобукова.
Также о том, как выбрать балет в зависимости от ваших ожиданий, можно узнать из еженедельной рассылки «Бумаги». В ней главный редактор Таня Иванова простым языком рассказывает, чего ждать от того или иного спектакля, концерта академической музыки или выставки. Подписаться на рассылку «Бумаги» можно на нашем сайте.
Помочь выбрать балет может и сайт театра: там часто публикуются либретто и фотографии постановки. Так, на сайте Мариинского театра размещена информация о более чем 50 балетах с кратким содержанием по актам и сведениями об авторах и постановщиках. На сайте Михайловского театра описания спектаклей и снимки можно найти в разделе «Афиша», там же опубликована информация о сюжете.
Чтобы определиться с выбором балета, имеет смысл зайти на сайт театра: посмотреть фотографии постановок, почитать аннотации к спектаклям, поинтересоваться, кем и на какую музыку поставлен спектакль. «Балет бывает очень разный — не только на музыку Минкуса или Чайковского и совсем не обязательно о принцессах в пачках и принцах в белых трико. Если у вас не получается соотнести с собой эмоции сказочных принцесс, выбирайте спектакли, в которых действуют персонажи из более близких к современной реальности миров», — объясняет Ольга.
Если планируете поход в театр с ребенком, то лучше остановиться на сюжетном балете: детей проще заинтересовать сказкой.

Есть ли такие балеты, которые обязательно нужно посмотреть?

Формальный список балетов, которые обязательно нужно посмотреть, существует только для студентов специализированных программ, рассказывает Анастасия Клобукова. Обычный зритель волен выбирать спектакль на свой вкус. При этом есть балеты, просмотр которых поможет понять развитие балетного искусства во времени.
К ним Клобукова относит, например, «Лебединое озеро» Петипа и Иванова, «Спящую красавицу» Петипа, «Весну священную» Нижинского и другие балеты «Русских сезонов» Дягилева, балеты Баланчина, «Ромео и Джульетту» Лавровского, In The Middle Somewhat Elevated и другие балеты Уильяма Форсайта.
По словам Ольги Макаровой, даже если первый поход на балет оказался неудачным, не нужно ставить крест на своих отношениях с этим видом искусства.
Прима Большого театра в Москве Светлана Захарова в разговоре с «Бумагой» объяснила, что «неподготовленному человеку, если он никогда не был в театре, трудно что-то посоветовать».
«Я скажу так: можно посмотреть любой балет, но главное — в качественном исполнении. Это очень важно. Не секрет, что зритель, который первый раз оказался в театре и первый раз смотрел какой-то спектакль, может, к сожалению, составить впечатление от всего спектакля по не очень качественному исполнению», — считает балерина.

С каких мест лучше смотреть балет?

Оптимальные места для просмотра зависят от специфики постановки. Ольга Макарова отмечает, что в некоторых спектаклях важно видеть лица, эмоции артистов — для этого лучше сидеть поближе. В других, например, «Серенаде», «Симфонии до мажор» Баланчина или «Шопениане» Фокина, интересно наблюдать за рисунками танца, за перемещениями кордебалета. Эти спектакли впечатляют при просмотре сверху. Так что лучше выбрать места повыше — например, на первом ярусе.
Анастасия Клобукова считает, что лучшие места для просмотра балета — в середине партера и в первом ряду бельэтажа ближе к центру. При этом роль играет и сам зал. Так, на Новой сцене Мариинского театра лучше выбирать центр партера: это позволит увидеть и детали, и общую картину. А в небольших залах, как в Михайловском театре, и партер, и бельэтаж позволят увидеть спектакль без потерь.
Как отмечает Клобукова, кассиры театров помогают сориентировать зрителей по лучшим местам в пределах их финансовых возможностей, поэтому с ними всегда можно посоветоваться в кассе или по телефону.

Нужно ли готовиться к походу на балет?

Перед походом в театр можно прочитать либретто балета. Если вы собираетесь на балет по литературному произведению, стоит освежить его в памяти. Любая сценическая постановка, в том числе и балетная, — это интерпретация первоисточника, и ваше впечатление будет гораздо более полным, вы сможете обратить внимание на большее количество деталей, если заранее будете знать содержание.
Можно также прочитать критическую статью, например, на Colta.ru, рекомендует Анастасия Клобукова. Хотя порой перед спектаклем достаточно всего лишь перевести дух после рабочего дня и не быть голодным.

Когда можно аплодировать артистам?

Аплодировать нужно, когда артисты выходят на поклоны: в конце спектакля или после исполнения вариации. Многим артистам приятно слышать аплодисменты после удавшихся виртуозных, сложных элементов, но заглушающие музыку хлопки уместны далеко не всегда.
По словам Анастасии Клобуковой, аплодисменты — это благодарность постановщикам и театру. Поэтому некоторые люди аплодируют, выражая благодарность артистам за труд, даже если спектакль не понравился.

Что нельзя делать при просмотре балета?

Выключайте звук телефона и не отвлекайтесь на соцсети во время представления, не шуршите фантиками, не разговаривайте громко и не опаздывайте. Кстати, формально зайти в зал можно только до третьего звонка, опоздавших могут вообще не пустить на представление.

Нужно ли наряжаться, чтобы посмотреть балет?

Театральный дресс-код определяет не нарядность, а уместность. Например, не стоит надевать шорты и очень короткие юбки. Это правило, рассказывает Анастасия Клобукова, относится и к работникам театра, которые трудятся в кабинетах.
По словам Ольги Макаровой, стильный не повседневный наряд помогает создать настроение для посещения театра, но жестких требований к внешнему виду не существует: зритель может свободно чувствовать себя и в офисном костюме, и в джинсах.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.