27 сентября 2018

Как полюбить современный петербургский театр, если вы в нем ничего не понимаете? Рассказывает театральный критик Виктор Вилисов

Почему современный театр такой странный, как научиться его понимать и на какие спектакли в Петербурге нужно сходить? «Бумага» поговорила с  Виктором Вилисовым — самым ярким театральным критиком последних лет, который ведет паблик и канал «вилисов постдраматический», где не стесняясь в выражениях ругает современный русский театр.

Почему современный театр такой странный

— Потому что вообще хорошее современное искусство странное и непохожее на «реальную жизнь». Был реализм, а через время наступил кубизм: художники устали от изображения реальности и стали ее искажать, а потом обратились к сочинению своей реальности, а потом вообще отказались от изображения и стали делать реальность и реальные события и объекты предметом искусства.

Есть иммерсивные спектакли. В общем смысле это развитие театра, в частных случаях типа спектакля «Безликие» (иммерсивное шоу, запущенное в Петербурге в 2017 году — прим. «Бумаги») — это пошлейшее заигрывание даже не знаю с какой аудиторией. Если бы там не было обнаженки, на этот спектакль надо было бы водить дома престарелых, потому что это такой кондовый костюмный театр с текстом.

«Безликие», фото: bezlikie.show

Вообще, за иммерсивным театром, разумеется, будущее, потому что это всё про погружение человека в объект искусства. Механизмы VR погружают в цифровую реальность, иммерсивный театр погружает в физическую театральную реальность. Зрителя надо максимально окружить, чтобы потом театр просто исчез, растворился, как растворяется любой привычный инструмент — интернет, телевидение, протезы, — они становятся незаметными в использовании. На том этапе, который неизвестно когда будет, театром станет всё вообще.

Естественно, что массовый зритель за всем этим не поспевает. Но именно в этом странном искусстве заложено современное мироощущение человека, который перманентно живет в переходном периоде, где нет ответов, а есть только вопросы, где познание умножает незнание и так далее. В современном театре, как и в любом другом типе искусства и как вообще в жизни, самое главное — быть открытым. Когда через тебя проходит незнакомый тебе опыт, ты становишься сложнее.

Почему современные режиссеры все-таки делают постановки по классике

Классику на сцене интерпретируют, потому что мы до сих пор не выбрались из текстоцентричной культуры. Блок текста — это то, от чего идет всё, это базовая единица. Это магистральный способ ставить спектакли — по толстым текстам, написанным людьми, которых мы не очень способны понять.

В перформативных практиках существуют повторения и реновации перформансов других художников. Я понятия не имею, как обращаться с тем временем, в котором мы сейчас находимся, но вполне очевиден переход культуры от текста к перформативности, а в этом переходе должны меняться правила обращения с единицами смысла и объектами искусства. Я лично здесь просто упираюсь в стену — очевидно, что спектакли в эту медиализированную эпоху должны ставиться и существовать как-то иначе, но как именно — я не знаю. Наверное, важно думать про репродукцию, про увеличение числа копий. Это же еще и эпоха перехода от ограниченности информации к ее доступности. Театр — это тоже информация, он не может оставаться таким уникальным.

В целом мне бы хотелось, чтобы театр становился более независимым от литературы типом искусства, чтобы было больше спектаклей по киносценариям, по комиксам, по математическим формулам, по академическим текстам, по снам, по чему угодно.

Как научиться понимать современный театр

Есть два абсолютно универсальных совета: много смотреть и много читать о том, что смотришь, и о том, чего не видел. Только так формируется вкус и развивается база понимания. Первый, второй, третий поход в театр вживую могут быть абсолютно чудовищными — тем более, в Петербурге, где попасть на хорошее довольно сложно. Здесь надо просто поверить мне на слово, что современный театр — это пространство интеллектуального напряжения, это пространство новой чувственности, которой не найти в кинематографе или литературе.

Из ситуации риска попасть на плохое есть отличный выход — начинать с просмотра спектаклей на видео. В моем паблике собрана крупнейшая из существующих видеобиблиотек современного театра, она полностью бесплатна и там каждое видео — жемчужина. Начинать можно с любого места, нужно только немного заинтересованности.

Почему Россия отстает от других стран в качестве современного театра

В смысле современного театра мы очень сильно отстаем от Германии, Бельгии, Польши, в каком-то смысле даже от Англии, Канады и Франции, да даже от Сербии. От них мы отстаем в плане концептуального, формального театра, насыщенного, грубо говоря, новой формой и новыми смыслами, каким-то релевантным ощущением времени. От США, где современного театра почти нет, и от, скажем, Японии мы радикально отстаем в плане технологичности театра.

Говоря в общем, в этом нет ничего ужасного: вот в Израиле вообще нет никакого нормального театра, только танец, ну вот китайцы живут как-то со своей китайской оперой — окей. Главная обида в том, что для развития театра в России есть фантастическая институциональная база — очень много театральных зданий и какая-никакая сеть театральных связей, какие-никакие театральные медиа, которые получше, чем в тех же США.

«Собачье сердце» в «Приюте комедианта»

Лично моя главная претензия заключается в том, что люди, в чьих руках сосредоточены ресурсы, используют эти ресурсы катастрофически убого. Мне кажется верным направление изменений, происходящих с российским театром, но вообще не устраивает темп этих изменений и их масштаб. Это как с Новой сценой [Александринского театра] — есть отличное пространство, вокруг него крутится много талантливых людей, дай им волю, и они сделают жизнь. Но поскольку театр в России — это крайне закрытая и непрозрачная структура, никакой талантливый человек с улицы не попадет просто так на Новую сцену Александринки, и она так и продолжит гнить.

Так что, резюмируя: по сравнению со многими государствами, где вообще нет никакого театра, Россия, и особенно, Москва выглядят отлично. Но зачем сравнивать себя с Центральной Африканской Республикой, если можно сравнивать себя с Бельгией?

Каков уровень современного театра в Петербурге по сравнению с другими городами

Никаких открытий не сделаю: лучше (разнообразнее, больше, веселее, сложнее) в Москве, в остальных городах хуже. Но это всё очень неравномерно. В Новосибирске, например, есть отличный театр «Старый дом», который максимально уместно смотрелся бы в Петербурге.

Наверное, за счет оперных театров Петербург держит какую-то планку, но это же не про современный театр и даже не про современную музыку, это про громкие оркестры и позолоту, про вот эту сифилитичную государственность.

Привозят ли в Петербург интересные театры из других городов

Не помню, чтобы были хорошие гастроли в последнее время. Осенью привозили несколько спектаклей «Электротеатра Станиславский», но частично это было в формате видеоверсий. В Александринском какие-то балетные театры постоянно гастролируют. БДТ в этом смысле работает хорошо: привозили спектакль «La Verita» Финци Паска, привезли театр Кабуки.

Надо все-таки понимать, что привозить хорошие спектакли — это очень тяжело и дорого, поэтому их в основном можно увидеть на фестивалях, а не на гастролях.

На какие фестивали современного театра стоит обратить внимание

Дягилевский, Балтийский дом, Радуга, Чеховский, Территория, NET, Платоновский — кажется, всё.

Фото: театр post, спектакль «Поле»

Кого из современного театра в Петербурге нужно знать даже тем, кто в нем ничего не понимает

В Петербурге сейчас идет четыре спектакля украино-германского режиссера Андрия Жолдака и в ноябре появится пятый — это первый блок must-see вообще для всех: если человек хочет потихоньку начать входить в пространство современного театра, если он уже вошел, если он уже давно там, но почему-то не видел Жолдака. Это такой тип театра, выстроенный на универсальной энергии, и в принципе сейчас это чуть ли не единственное, чем театральному Петербургу следует реально гордиться.

В остальном же хорошие спектакли попадаются более-менее часто в БДТ и чуть реже в Александринском театре. Есть независимая площадка «Скороход», есть прекрасный и очень самобытный Театр Поколений, много театрального андеграунда вроде «Театра на вынос»; сейчас в Петербург вроде бы переехал Олег Жуковский со своим театром La Pushkin — тоже на любителя. Что касается остальных — это разовые удачи («Собачье сердце» в «Приюте комедианта», «Медея» в Ленсовета).

Несколько хороших спектаклей есть на Новой сцене Александринского театра, но в целом это наиболее обидно профуканная площадка за последние несколько лет в Петербурге. То есть это моднейшее пространство, где всё пахнет деньгами, где отличный функциональный блэкбокс, и вот туда зовут каких-то пыльных французов и еще более пыльных русских ставить какие-то совсем отвратительные спектакли. Так что за Новую сцену обидней всего.


Чтобы каждую неделю получать письма о главных культурных событиях города, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Фото на обложке: театр post, спектакль «Поле»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Читайте еще
На фестивале «Дягилев P.S.» покажут постановки ведущих театров Японии, Норвегии и ЮАР. Как уже девятый год в Петербург привозят мировых звезд балета
Три осенних фестиваля в Петербурге, на которые стоит сходить. Постановка о жизни Галилея, спектакль в кафе и вечер молодых хореографов
Почему современный театр — это искусство для неленивых и как технологии меняют современное искусство
Конфликт на Петровской косе
«Мы все связаны братством». Четыре петербуржца рассказывают, как влюбились в парусный спорт и почему город не должен лишиться яхт-клуба на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
В Петербурге 8 августа возобновляется работа парков аттракционов, на улице можно будет проводить культурные и спортивные мероприятия
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Петербургские активисты озеленят сквер на улице Марата. Принять участие в высадке растений сможет любой желающий
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.