27 сентября 2018
Как полюбить современный петербургский театр, если вы в нем ничего не понимаете? Рассказывает театральный критик Виктор Вилисов

Почему современный театр такой странный, как научиться его понимать и на какие спектакли в Петербурге нужно сходить? «Бумага» поговорила с  Виктором Вилисовым — самым ярким театральным критиком последних лет, который ведет паблик и канал «вилисов постдраматический», где не стесняясь в выражениях ругает современный русский театр.

Почему современный театр такой странный

— Потому что вообще хорошее современное искусство странное и непохожее на «реальную жизнь». Был реализм, а через время наступил кубизм: художники устали от изображения реальности и стали ее искажать, а потом обратились к сочинению своей реальности, а потом вообще отказались от изображения и стали делать реальность и реальные события и объекты предметом искусства.

Есть иммерсивные спектакли. В общем смысле это развитие театра, в частных случаях типа спектакля «Безликие» (иммерсивное шоу, запущенное в Петербурге в 2017 году — прим. «Бумаги») — это пошлейшее заигрывание даже не знаю с какой аудиторией. Если бы там не было обнаженки, на этот спектакль надо было бы водить дома престарелых, потому что это такой кондовый костюмный театр с текстом.

«Безликие», фото: bezlikie.show

Вообще, за иммерсивным театром, разумеется, будущее, потому что это всё про погружение человека в объект искусства. Механизмы VR погружают в цифровую реальность, иммерсивный театр погружает в физическую театральную реальность. Зрителя надо максимально окружить, чтобы потом театр просто исчез, растворился, как растворяется любой привычный инструмент — интернет, телевидение, протезы, — они становятся незаметными в использовании. На том этапе, который неизвестно когда будет, театром станет всё вообще.

Естественно, что массовый зритель за всем этим не поспевает. Но именно в этом странном искусстве заложено современное мироощущение человека, который перманентно живет в переходном периоде, где нет ответов, а есть только вопросы, где познание умножает незнание и так далее. В современном театре, как и в любом другом типе искусства и как вообще в жизни, самое главное — быть открытым. Когда через тебя проходит незнакомый тебе опыт, ты становишься сложнее.

Почему современные режиссеры все-таки делают постановки по классике

Классику на сцене интерпретируют, потому что мы до сих пор не выбрались из текстоцентричной культуры. Блок текста — это то, от чего идет всё, это базовая единица. Это магистральный способ ставить спектакли — по толстым текстам, написанным людьми, которых мы не очень способны понять.

В перформативных практиках существуют повторения и реновации перформансов других художников. Я понятия не имею, как обращаться с тем временем, в котором мы сейчас находимся, но вполне очевиден переход культуры от текста к перформативности, а в этом переходе должны меняться правила обращения с единицами смысла и объектами искусства. Я лично здесь просто упираюсь в стену — очевидно, что спектакли в эту медиализированную эпоху должны ставиться и существовать как-то иначе, но как именно — я не знаю. Наверное, важно думать про репродукцию, про увеличение числа копий. Это же еще и эпоха перехода от ограниченности информации к ее доступности. Театр — это тоже информация, он не может оставаться таким уникальным.

В целом мне бы хотелось, чтобы театр становился более независимым от литературы типом искусства, чтобы было больше спектаклей по киносценариям, по комиксам, по математическим формулам, по академическим текстам, по снам, по чему угодно.

Как научиться понимать современный театр

Есть два абсолютно универсальных совета: много смотреть и много читать о том, что смотришь, и о том, чего не видел. Только так формируется вкус и развивается база понимания. Первый, второй, третий поход в театр вживую могут быть абсолютно чудовищными — тем более, в Петербурге, где попасть на хорошее довольно сложно. Здесь надо просто поверить мне на слово, что современный театр — это пространство интеллектуального напряжения, это пространство новой чувственности, которой не найти в кинематографе или литературе.

Из ситуации риска попасть на плохое есть отличный выход — начинать с просмотра спектаклей на видео. В моем паблике собрана крупнейшая из существующих видеобиблиотек современного театра, она полностью бесплатна и там каждое видео — жемчужина. Начинать можно с любого места, нужно только немного заинтересованности.

Почему Россия отстает от других стран в качестве современного театра

В смысле современного театра мы очень сильно отстаем от Германии, Бельгии, Польши, в каком-то смысле даже от Англии, Канады и Франции, да даже от Сербии. От них мы отстаем в плане концептуального, формального театра, насыщенного, грубо говоря, новой формой и новыми смыслами, каким-то релевантным ощущением времени. От США, где современного театра почти нет, и от, скажем, Японии мы радикально отстаем в плане технологичности театра.

Говоря в общем, в этом нет ничего ужасного: вот в Израиле вообще нет никакого нормального театра, только танец, ну вот китайцы живут как-то со своей китайской оперой — окей. Главная обида в том, что для развития театра в России есть фантастическая институциональная база — очень много театральных зданий и какая-никакая сеть театральных связей, какие-никакие театральные медиа, которые получше, чем в тех же США.

«Собачье сердце» в «Приюте комедианта»

Лично моя главная претензия заключается в том, что люди, в чьих руках сосредоточены ресурсы, используют эти ресурсы катастрофически убого. Мне кажется верным направление изменений, происходящих с российским театром, но вообще не устраивает темп этих изменений и их масштаб. Это как с Новой сценой [Александринского театра] — есть отличное пространство, вокруг него крутится много талантливых людей, дай им волю, и они сделают жизнь. Но поскольку театр в России — это крайне закрытая и непрозрачная структура, никакой талантливый человек с улицы не попадет просто так на Новую сцену Александринки, и она так и продолжит гнить.

Так что, резюмируя: по сравнению со многими государствами, где вообще нет никакого театра, Россия, и особенно, Москва выглядят отлично. Но зачем сравнивать себя с Центральной Африканской Республикой, если можно сравнивать себя с Бельгией?

Каков уровень современного театра в Петербурге по сравнению с другими городами

Никаких открытий не сделаю: лучше (разнообразнее, больше, веселее, сложнее) в Москве, в остальных городах хуже. Но это всё очень неравномерно. В Новосибирске, например, есть отличный театр «Старый дом», который максимально уместно смотрелся бы в Петербурге.

Наверное, за счет оперных театров Петербург держит какую-то планку, но это же не про современный театр и даже не про современную музыку, это про громкие оркестры и позолоту, про вот эту сифилитичную государственность.

Привозят ли в Петербург интересные театры из других городов

Не помню, чтобы были хорошие гастроли в последнее время. Осенью привозили несколько спектаклей «Электротеатра Станиславский», но частично это было в формате видеоверсий. В Александринском какие-то балетные театры постоянно гастролируют. БДТ в этом смысле работает хорошо: привозили спектакль «La Verita» Финци Паска, привезли театр Кабуки.

Надо все-таки понимать, что привозить хорошие спектакли — это очень тяжело и дорого, поэтому их в основном можно увидеть на фестивалях, а не на гастролях.

На какие фестивали современного театра стоит обратить внимание

Дягилевский, Балтийский дом, Радуга, Чеховский, Территория, NET, Платоновский — кажется, всё.

Фото: театр post, спектакль «Поле»

Кого из современного театра в Петербурге нужно знать даже тем, кто в нем ничего не понимает

В Петербурге сейчас идет четыре спектакля украино-германского режиссера Андрия Жолдака и в ноябре появится пятый — это первый блок must-see вообще для всех: если человек хочет потихоньку начать входить в пространство современного театра, если он уже вошел, если он уже давно там, но почему-то не видел Жолдака. Это такой тип театра, выстроенный на универсальной энергии, и в принципе сейчас это чуть ли не единственное, чем театральному Петербургу следует реально гордиться.

В остальном же хорошие спектакли попадаются более-менее часто в БДТ и чуть реже в Александринском театре. Есть независимая площадка «Скороход», есть прекрасный и очень самобытный Театр Поколений, много театрального андеграунда вроде «Театра на вынос»; сейчас в Петербург вроде бы переехал Олег Жуковский со своим театром La Pushkin — тоже на любителя. Что касается остальных — это разовые удачи («Собачье сердце» в «Приюте комедианта», «Медея» в Ленсовета).

Несколько хороших спектаклей есть на Новой сцене Александринского театра, но в целом это наиболее обидно профуканная площадка за последние несколько лет в Петербурге. То есть это моднейшее пространство, где всё пахнет деньгами, где отличный функциональный блэкбокс, и вот туда зовут каких-то пыльных французов и еще более пыльных русских ставить какие-то совсем отвратительные спектакли. Так что за Новую сцену обидней всего.


Чтобы каждую неделю получать письма о главных культурных событиях города, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Фото на обложке: театр post, спектакль «Поле»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.