15 ноября 2021

Как петербурженка стала помощником машиниста в пригородной электричке — еще недавно профессия была в списке запрещенных для женщин

Петербурженка Екатерина Сергеева — помощник машиниста пригородного электропоезда. Еще недавно ее профессия была в списке запрещенных для женщин, но Минтруд пересмотрел перечень. О своей работе девушка рассказывает в блоге, на который подписаны 13 тысяч человек.

Екатерина рассказала «Бумаге», почему любит железную дорогу, что думает о делении профессий на «мужские» и «женские» и планирует ли в будущем сама управлять электропоездом.

Екатерина Сергеева

помощник машиниста электропоезда

Об учебе и пути в профессии

— В детстве я жила рядом с железной дорогой и мне нравились электрички, которые проезжали мимо. По мере взросления интерес становился всё сильнее — хотелось узнать подробности, поэтому после 9-го класса я пошла в техникум на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».

Тогда женщинам еще нельзя было работать помощниками машинистов или машинистами, но я подумала, что нужно для начала получить железнодорожное образование, а потом будь что будет. Друзья меня поддерживали, родственники тоже. Мне в этом плане, наверное, повезло, потому что я не сталкивалась с особенным негативом из-за своего выбора.

На первом курсе у нас были общеобразовательные предметы — физика, геометрия. Чем старше мы становились, тем больше было профильных дисциплин. Мы изучали, например, конструкцию подвижного состава, тормоза.

На практику я устроилась слесарем по ремонту подвижного состава в моторвагонное депо. Меня закрепили за наставником, который по программе обучения всё рассказывал и показывал. Самой тоже удавалось заниматься делом: я просила, чтобы мне давали задания.

Фото: пресс-служба ОЖД

В 2017 году я закончила техникум и несколько лет работала слесарем всё в том же депо. А в прошлом году пошла в отдел кадров моторвагонного эксплуатационного депо Санкт-Петербург — Финляндский по поводу трудоустройства помощником машиниста — тогда всё уже шло к тому, что в России примут сокращенный перечень запрещенных профессий [и профессии помощника машиниста электропоезда в нем не будет].

Когда документ подписали, мне позвонили и дали направление на медкомиссию. Я успешно прошла все тесты и пошла на обучение непосредственно на помощника машиниста электропоезда.

Конечно, я уже многое знала, но на курсах получила более глубокие знания, необходимые для работы. Практика проходила так: меня ставили третьи лицом в бригаду, так называемым дублером помощника машиниста. Перед первой сменой было легкое волнение, а еще я не могла поверить, что вот наконец-то исполняется моя мечта. Но потом почувствовала, что я на своем месте.

1 января 2021-го года я вышла в самостоятельную поездку с машинистом. Сейчас я работаю на Витебском направлении, в основном с Витебского вокзала. Иногда выпадают смены с Балтийского вокзала в сторону Луги.

О работе в поезде вместе с мужем

— Когда приходим на работу, мы проходим инструктаж, предрейсовый медосмотр. У нас проверяют давление, пульс, алкометрию. Затем мы получаем документы и вместе с машинистом идем принимать состав под свою ответственность. Смотрим, чтобы всё было исправно: пожарное оборудование, отопление — много всего.

Что потом делает помощник машиниста? Во-первых, перед рейсом осматривает всю техническую часть, чтобы убедиться в исправности состава, во время поездки следит за показанием приборов поезда и за состоянием здоровья машиниста. Помощник готов в любой момент подстраховывать машиниста.

Чаще всего я прихожу на работу в 15:00, ночую в доме отдыха локомотивных бригад, заканчиваю в 13:00 следующего дня. Перерыв между сменами должен быть не менее 12 часов. У меня муж машинист электропоезда, обычно мы работаем вместе. С другим машинистом работала только один раз, это был позитивный опыт.

Мы с мужем познакомились, когда я училась в школе. Начали общаться, когда я была в техникуме. Он тогда уже работал, и, если мне что-то было непонятно во время учебы, я спрашивала у него.

Некоторые люди говорят: «А я бы со своим супругом не смогла работать». Я не понимаю, как это. Зачем тогда такого человека выбирать, если ты не можешь проводить с ним много времени? Нам хорошо и дома, и на работе. Не устаем. Еще спрашивают, не влияют ли отношения на работу. Но я не знаю, как они могут повлиять. Каждый из нас специалист своего дела, профессию выбрали сами, нам интересно выполнять свои обязанности. Скорее, работа нас еще больше объединяет.

Мне нравится моя профессия тем, что я совмещаю приятное с полезным. Я получаю то, что нравится мне, — это взаимодействие с электропоездом, — и еще приношу пользу обществу, перевозя пассажиров, неся ответственность за их безопасность.

О списке запрещенных для женщин профессий

— Долгое время профессии помощника машиниста и машиниста были в списке запрещенных. Я всегда считала это несправедливым. Почему я не вправе выбирать свой род деятельности? Ведь в наше время конструкция локомотивов обеспечивает гораздо больший комфорт локомотивной бригаде и уже не может отрицательно повлиять на женский организм и репродуктивную функцию.

Пока не было решения о пересмотре списка запрещенных профессий для женщин девушки, мечтающие о работе машинистами, организовали в соцсетях инициативную группу. Нас сплотила одна девушка из Москвы, Елена Лысенко. Все вместе мы писали письма в министерство труда, переживали, волновались. Когда дело сдвинулось с мертвой точки и ведомство разработало новый перечень, мы уже тогда чувствовали некую победу. А в последствии, когда то тут то там, девушки начали появляться в профессии, стали гордиться. Это очень классно.

Сейчас в Петербурге на электричках помощниками машиниста работают три девушки, в Москве — несколько десятков. Мне, конечно, немного грустно осознавать, что нас пока не очень много. Я бы не сказала, что профессия очень сложная, тут ничего нереального нет, обычные люди работают, не сверхъестественные. Думаю, что девочки сюда не идут из-за стереотипности самого общества, которое говорит, что это не женская профессия. Но надеюсь, ситуация изменится.

Я сейчас учусь на право управления электропоездом. Это следующая ступень к тому, чтобы стать машинистом.

«Бумага» благодарит пресс-службу ОЖД за помощь в организации интервью

Что еще почитать:

  • Петербуржец с детства мечтал о собственной железной дороге — и построил ее у себя на даче! Теперь он ездит там на самодельном паровозе.
  • Вы знали, что в Петербурге есть детская железная дорога? Школьники работают там проводниками и машинистами.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Транспорт в Петербурге
Петербургские автобусы оборудуют сканерами QR-кодов за 117 млн. Спойлер: коронавирус ни при чем
В Петербурге днем 10-балльные пробки. Власти попросили горожан пересесть на общественный транспорт. Обновлено
Общественный транспорт Петербурга в новогоднюю ночь НЕ будет работать
Движение по участку проспекта Ветеранов ограничат на четыре месяца. Вот что об этом нужно знать автомобилистам 🚘
Почему в Петербурге с 2022 года вырастет стоимость проезда в общественном транспорте? Отвечает комтранс
Четвертая волна коронавируса
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.