15 апреля 2019

Как петербуржец создал мультфильм для антологии Netflix и работал с режиссером «Дэдпула»

В марте Netflix выпустил «Любовь, смерть и роботы» — антологию мультфильмов Дэвида Финчера и Тима Миллера. Критики и зрители высоко оценили качество проекта: его рейтинг на IMDb — 8.8. Эпизод Blindspot — про погоню киборгов за охраняемым грузом — придумал и срежиссировал петербургский художник Виталий Шушко. Вместе с командой из России он работал над мультфильмом 1,5 года.

«Бумага» поговорила с Виталием Шушко о том, как он попал в проект, как ему работалось с режиссером «Дэдпула» Тимом Миллером и почему из Blindspot пришлось вырезать некоторые шутки.

Виталий Шушко

Аниматор

Как петербургского аниматора позвали работать с Netflix

— Я переехал в Петербург в 2001 году, чтобы поступить в академию имени Штиглица. Анимацию я любил и до этого, но возможности обучаться не было, так что я просто мечтал приблизиться к этому процессу.

Во время учебы я подрабатывал в сфере дизайна, а позже разрабатывал дизайн для компьютерных игр — например, казуальной игры Neverland. Также я создавал комиксы, в том числе занимался цветовой гаммой для комикс-адаптаций «Принца Персии» и «Трона», приуроченных к выходам фильмов.

Я не следил за тем, что происходит в анимации. Но когда появилась возможность читать различные интернет-блоги легендарных аниматоров от Disney и Dreamworks, я в это погрузился: узнавал имена, знакомился, общался.

В 2014 году я начал работать над собственным анимационным фильмом X-Story (история об искателе приключений, который отправляется в древний город на поиски утерянного артефакта, охраняемого гигантским роботом-убийцей, — прим. «Бумаги»). Я разработал историю, дизайн, аниматик (анимированную раскадровку — прим. «Бумаги»), потом к проекту присоединились мои друзья из сферы анимации Лена Волк и Павел Мира. Картину мы выпустили в 2016 году — на голом энтузиазме. Как раз в то время режиссеры Тим Миллер и Дэвид Финчер стали работать над антологией мультфильмов для Netflix.

Вскоре после выхода X-Story мне позвонил аниматор Габриэль Пенначиоли, который работал над «Шреком» и «Кунг-фу Пандой». Мы с ним были знакомы по переписке в интернете. Ему очень понравился стиль X-Story — 2D-анимация с небольшими вставками 3D-объектов и упором на визуальный стиль. Он рассказал, что теперь возглавляет еще неанонсированный проект антологии короткометражных мультфильмов [Netflix] и предложил сделать что-то в таком стиле для них. Конечно, я сразу же согласился.

View this post on Instagram

Stay sharp, metal-heads. #LoveDeathandRobots

A post shared by Love Death + Robots (@lovedeathandrobots) on

Тизер серии Blindspot, которую создал Шушко

Как шла работа над сюжетом мультфильма

— Заказчики попросили меня придумать несколько вариантов историй, которые хотелось бы реализовать. Они сразу сказали, что сборник будет состоять из разных жанров и никаких ограничений нет. О таком аниматор может только мечтать. Я выдал им пять идей. Везде был какой-то экшен: свиньи-киборги, зомби, убийства живущих в канализации существ и погоня со взрывами и перестрелками.

Заказчики выбрали мультфильм с погоней, так как, по их словам, ничего подобного в заявленных [представителям Netflix] историях еще не было. Я сначала испугался, потому что это был самый сложный по исполнению сюжет, но решил всё же взять эту задачу и выйти из зоны комфорта.

Мы [вместе с командой X-Story] работали над мультфильмом удаленно, я — из Петербурга. Сначала сделали концептуальные зарисовки и созвонились с Тимом Миллером. Он тогда только выпустил «Дэдпула», поэтому я весь трясся и судорожно пересказал сюжет в стиле: «Они бегут туда, потом сюда, потом бдыщ-бдыщ». Ему всё понравилось, и нам дали зеленый свет.

Сначала нам нужно было сделать черновой вариант мультфильма и раскадровку, потом собрать ее в аниматик, чтобы мы могли отталкиваться от хронометража сцены. Затем началась разработка персонажей и окружающего мира. Мы продумывали все детали. Кажется, что создать туннель, мост и пустыню (основные локации в эпизоде — прим. «Бумаги») легко, но на самом деле это требует серьезной подготовки.

Кадр из серии Blindspot. Фото: Netflix

Бюджет заказчики (создание мультфильма оплачивал Netflix — прим. «Бумаги») сразу одобрили. Мы тогда подумали: не слишком ли много на себя берем? Но в итоге выяснилось, что у нас самая дешевая серия из всех, что не могло не радовать инвесторов из Netflix. Сумму я назвать не могу.

Получив финансирование, мы начали разрабатывать 3D-модели, фоны, набрали команду — в основном из России. В костяке было около пяти человек, еще примерно 40 человек работали с нами на подряде.

Чем финальная версия отличается от первоначальной

— Создавать в мультфильме безудержную гонку было сложно, все мои предыдущие проекты были медленнее. Помогла поддержка, фидбэк из Голливуда и понимание, что мы создаем что-то новое.

Историю погони мы дорабатывали в течение всего проекта. Отбрасывали изначальные идеи, дополняли, если где-то резко обрывалась сцена или что-то было не понятно.

Основное отличие вышедшего продукта от того, как я его задумывал, в том, что в финальном варианте нет передышек, а медленное повествование появляется лишь в конце. Сейчас эпизод начинается сразу с погони, а по моей задумке герои сначала были на своей базе и всё планировали. Перед появлением основного противника были передышки. Мы это вырезали.

Заказчики также попросили довести до конца персонажа Кали, которую мы планировали убить в самом начале, и убрать шутку про sugar tits — после скандала с Харви Вайнштейном.

Кадр из серии Blindspot. Фото: Netflix

Из-за правок хронометраж урезался на две минуты — до семи минут. Теперь я понимаю, что всё было не зря. У меня не было видения проекта [антологии] в целом, а у Тима Миллера было — он хотел от меня сплошной драйв, разрядку на данном моменте просмотра антологии.

Многие критикуют нас за очень простую историю. Но наш эпизод — часть антологии, а не история сама по себе. Мне нравится, что у нас необычная стилистика с совмещением 3D и 2D, которая создает ощущение, что это двухмерный мультфильм. Теперь мне пишут многие художники и хвалят за свежесть воплощения идеи, — а это для меня как получить «Оскар».

Каково работать с Голливудом из Петербурга

— Вначале мне было страшно даже думать о том, что я работаю для Netflix с Тимом Миллером, для Дэвида Финчера. Это такой уровень ответственности, который я не мог раньше представить. К тому же я часто слышал, что голливудские режиссеры могут оказаться невероятными говнюками, но мне повезло.

Первое, что мне помогло, — это сам Миллер. Он постоянно шутил, подтрунивал надо мной, спрашивал: «Чего ты там боишься?» Это очень располагает, поэтому работа проходила приятно и весело.

Миллер — серьезный, опытный профессионал, который смог прочувствовать меня и найти со мной общий язык. Он часто говорил что-то вроде: «Во время создания „Дэдпула“ я осознал то-то и то-то, поэтому считаю, что это должно сработать так-то». Я слушал с открытым ртом и учился. Для меня Миллер стал своим в доску. Оказалось даже, что в наших биографиях много общего, и это нас сблизило.

Мы с Миллером подружились, и он пригласил меня посетить съемки его нового фильма «Терминатор: перезагрузка» в Будапеште. Это было невероятное событие: я пообщался с ним лично, узнал, как снимают блокбастер, и даже встретился с Арнольдом Шварценеггером.

С Финчером мы практически не общались. Насколько я знаю, он смотрел лишь аниматики, середину производства и финальный вариант. Это логично, потому что «Любовь, смерть и роботы» — это проект Тима Миллера, который поддерживал Финчер. С кем-то из Netflix я тоже не общался.

Проблем из-за работы на разных континентах благодаря интернету не было. Причем мне не приходилось быть постоянно онлайн: нам назначали созвон с Миллером, а какие-то правки присылали в письмах. Так как все профессионалы своего дела, всё проходило гладко.

Кадр из серии Blindspot. Фото: Netflix

Зачем нужны мультфильмы для взрослых

— Когда нам рассказывали, какой должна получиться антология «Любовь, смерть и роботы», приводили в пример Heavy Metal 1980-х годов, по которой фанатеют Финчер и Миллер. Я смотрел ее, когда мне было лет десять, и восхищался. Она совсем не диснеевская: без говорящих животных, а с ужасами, обнаженкой и зомби. Я представлял, что наш сборник должен стать современным аналогом этой антологии.

Взрослая анимация хороша тем, что в ней можно показать любые истории и раскрыть любые темы, не задумываясь о рамках, а разговаривая со взрослыми людьми на общем языке. Если возрастные ограничения стоят, то в этом не должно быть проблемы. Когда работаешь над мультфильмом для детей, ты очень ограничен: как воспримут это цензоры, можно ли говорить про это с детьми. Взрослые мультфильмы — это абсолютная свобода без самоцензуры.

Приятно, что над проектом я работал именно с Тимом Миллером. Потому что до кассового успеха «Дэдпула» никто не верил, что такие [развлекательные] картины 18+, в том числе мультфильмы для взрослых, могут приносить деньги. Основная масса людей воспринимает мультфильмы как что-то детское, хотя анимация, как и любой вид искусства, не ограничена ни в возрасте, ни в тематике. Думаю, людям не хватает нового в мультфильмах.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
«Боль в животе, тошнота, рвота, диарея — каждый день». Последнее слово Саши Скочиленко из суда, где отклонили жалобу на ее заключение в СИЗО
«Я сяду и, скорее всего, умру в колонии за свободу слова». Главное из интервью Саши Скочиленко «Север.Реалиям»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Военные действия России в Украине
«Не можете найти стабильную и надежную работу? Тогда вам к нам». Как и зачем Петербург и Ленобласть создают именные подразделения для войны в Украине
Восстанавливать Мариуполь будут компании, связанные с Петербургом. Владельцы одной из них арестованы по делу о растрате
Сотрудников «Силовых машин» в Петербурге отправляют на сборы. Они будут ремонтировать военную технику
В Крыму произошло несколько взрывов. Один человек погиб, среди пострадавших — ребенок
Компания-застройщик в Петербурге отказалась от названия «Миръ». Это слово «приобрело дополнительные значения»
Экономический кризис — 2022
На Петроградской стороне снова заработали магазины COS и &Other Stories. Показываем фото
Как в Петербурге показывают голливудские новинки, если студии ушли из России? Откуда у кинотеатров копии «Тора» и «Миньонов»? Разбор «Бумаги»
Психотерапевт, образование, рестораны — на чем еще экономят читатели «Бумаги»? Результаты исследования
«Никаким мудилам не дам помешать моим планам». Как и зачем петербуржцы открывают бизнес после начала войны
Финальная распродажа H&M в России начнется 1 августа
Давление на свободу слова
В Петербурге отменили лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой, которая выступает против войны в Украине. Обновлено
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
«Медуза» рассказала, какие методички по освещению войны получили пропагандистские СМИ от Кремля
Как наказывают за протест в России-2022? Объясняем, что вам грозит за пост, общение в чате, пикет или стрит-арт
«Мы», обесценивание и высмеивание — как пропаганда влияет на язык и эмоции? Отвечает социолингвист
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.