15 апреля 2019

Как петербуржец создал мультфильм для антологии Netflix и работал с режиссером «Дэдпула»

В марте Netflix выпустил «Любовь, смерть и роботы» — антологию мультфильмов Дэвида Финчера и Тима Миллера. Критики и зрители высоко оценили качество проекта: его рейтинг на IMDb — 8.8. Эпизод Blindspot — про погоню киборгов за охраняемым грузом — придумал и срежиссировал петербургский художник Виталий Шушко. Вместе с командой из России он работал над мультфильмом 1,5 года.

«Бумага» поговорила с Виталием Шушко о том, как он попал в проект, как ему работалось с режиссером «Дэдпула» Тимом Миллером и почему из Blindspot пришлось вырезать некоторые шутки.

Виталий Шушко

Аниматор

Как петербургского аниматора позвали работать с Netflix

— Я переехал в Петербург в 2001 году, чтобы поступить в академию имени Штиглица. Анимацию я любил и до этого, но возможности обучаться не было, так что я просто мечтал приблизиться к этому процессу.

Во время учебы я подрабатывал в сфере дизайна, а позже разрабатывал дизайн для компьютерных игр — например, казуальной игры Neverland. Также я создавал комиксы, в том числе занимался цветовой гаммой для комикс-адаптаций «Принца Персии» и «Трона», приуроченных к выходам фильмов.

Я не следил за тем, что происходит в анимации. Но когда появилась возможность читать различные интернет-блоги легендарных аниматоров от Disney и Dreamworks, я в это погрузился: узнавал имена, знакомился, общался.

В 2014 году я начал работать над собственным анимационным фильмом X-Story (история об искателе приключений, который отправляется в древний город на поиски утерянного артефакта, охраняемого гигантским роботом-убийцей, — прим. «Бумаги»). Я разработал историю, дизайн, аниматик (анимированную раскадровку — прим. «Бумаги»), потом к проекту присоединились мои друзья из сферы анимации Лена Волк и Павел Мира. Картину мы выпустили в 2016 году — на голом энтузиазме. Как раз в то время режиссеры Тим Миллер и Дэвид Финчер стали работать над антологией мультфильмов для Netflix.

Вскоре после выхода X-Story мне позвонил аниматор Габриэль Пенначиоли, который работал над «Шреком» и «Кунг-фу Пандой». Мы с ним были знакомы по переписке в интернете. Ему очень понравился стиль X-Story — 2D-анимация с небольшими вставками 3D-объектов и упором на визуальный стиль. Он рассказал, что теперь возглавляет еще неанонсированный проект антологии короткометражных мультфильмов [Netflix] и предложил сделать что-то в таком стиле для них. Конечно, я сразу же согласился.

View this post on Instagram

Stay sharp, metal-heads. #LoveDeathandRobots

A post shared by Love Death + Robots (@lovedeathandrobots) on

Тизер серии Blindspot, которую создал Шушко

Как шла работа над сюжетом мультфильма

— Заказчики попросили меня придумать несколько вариантов историй, которые хотелось бы реализовать. Они сразу сказали, что сборник будет состоять из разных жанров и никаких ограничений нет. О таком аниматор может только мечтать. Я выдал им пять идей. Везде был какой-то экшен: свиньи-киборги, зомби, убийства живущих в канализации существ и погоня со взрывами и перестрелками.

Заказчики выбрали мультфильм с погоней, так как, по их словам, ничего подобного в заявленных [представителям Netflix] историях еще не было. Я сначала испугался, потому что это был самый сложный по исполнению сюжет, но решил всё же взять эту задачу и выйти из зоны комфорта.

Мы [вместе с командой X-Story] работали над мультфильмом удаленно, я — из Петербурга. Сначала сделали концептуальные зарисовки и созвонились с Тимом Миллером. Он тогда только выпустил «Дэдпула», поэтому я весь трясся и судорожно пересказал сюжет в стиле: «Они бегут туда, потом сюда, потом бдыщ-бдыщ». Ему всё понравилось, и нам дали зеленый свет.

Сначала нам нужно было сделать черновой вариант мультфильма и раскадровку, потом собрать ее в аниматик, чтобы мы могли отталкиваться от хронометража сцены. Затем началась разработка персонажей и окружающего мира. Мы продумывали все детали. Кажется, что создать туннель, мост и пустыню (основные локации в эпизоде — прим. «Бумаги») легко, но на самом деле это требует серьезной подготовки.

Кадр из серии Blindspot. Фото: Netflix

Бюджет заказчики (создание мультфильма оплачивал Netflix — прим. «Бумаги») сразу одобрили. Мы тогда подумали: не слишком ли много на себя берем? Но в итоге выяснилось, что у нас самая дешевая серия из всех, что не могло не радовать инвесторов из Netflix. Сумму я назвать не могу.

Получив финансирование, мы начали разрабатывать 3D-модели, фоны, набрали команду — в основном из России. В костяке было около пяти человек, еще примерно 40 человек работали с нами на подряде.

Чем финальная версия отличается от первоначальной

— Создавать в мультфильме безудержную гонку было сложно, все мои предыдущие проекты были медленнее. Помогла поддержка, фидбэк из Голливуда и понимание, что мы создаем что-то новое.

Историю погони мы дорабатывали в течение всего проекта. Отбрасывали изначальные идеи, дополняли, если где-то резко обрывалась сцена или что-то было не понятно.

Основное отличие вышедшего продукта от того, как я его задумывал, в том, что в финальном варианте нет передышек, а медленное повествование появляется лишь в конце. Сейчас эпизод начинается сразу с погони, а по моей задумке герои сначала были на своей базе и всё планировали. Перед появлением основного противника были передышки. Мы это вырезали.

Заказчики также попросили довести до конца персонажа Кали, которую мы планировали убить в самом начале, и убрать шутку про sugar tits — после скандала с Харви Вайнштейном.

Кадр из серии Blindspot. Фото: Netflix

Из-за правок хронометраж урезался на две минуты — до семи минут. Теперь я понимаю, что всё было не зря. У меня не было видения проекта [антологии] в целом, а у Тима Миллера было — он хотел от меня сплошной драйв, разрядку на данном моменте просмотра антологии.

Многие критикуют нас за очень простую историю. Но наш эпизод — часть антологии, а не история сама по себе. Мне нравится, что у нас необычная стилистика с совмещением 3D и 2D, которая создает ощущение, что это двухмерный мультфильм. Теперь мне пишут многие художники и хвалят за свежесть воплощения идеи, — а это для меня как получить «Оскар».

Каково работать с Голливудом из Петербурга

— Вначале мне было страшно даже думать о том, что я работаю для Netflix с Тимом Миллером, для Дэвида Финчера. Это такой уровень ответственности, который я не мог раньше представить. К тому же я часто слышал, что голливудские режиссеры могут оказаться невероятными говнюками, но мне повезло.

Первое, что мне помогло, — это сам Миллер. Он постоянно шутил, подтрунивал надо мной, спрашивал: «Чего ты там боишься?» Это очень располагает, поэтому работа проходила приятно и весело.

Миллер — серьезный, опытный профессионал, который смог прочувствовать меня и найти со мной общий язык. Он часто говорил что-то вроде: «Во время создания „Дэдпула“ я осознал то-то и то-то, поэтому считаю, что это должно сработать так-то». Я слушал с открытым ртом и учился. Для меня Миллер стал своим в доску. Оказалось даже, что в наших биографиях много общего, и это нас сблизило.

Мы с Миллером подружились, и он пригласил меня посетить съемки его нового фильма «Терминатор: перезагрузка» в Будапеште. Это было невероятное событие: я пообщался с ним лично, узнал, как снимают блокбастер, и даже встретился с Арнольдом Шварценеггером.

С Финчером мы практически не общались. Насколько я знаю, он смотрел лишь аниматики, середину производства и финальный вариант. Это логично, потому что «Любовь, смерть и роботы» — это проект Тима Миллера, который поддерживал Финчер. С кем-то из Netflix я тоже не общался.

Проблем из-за работы на разных континентах благодаря интернету не было. Причем мне не приходилось быть постоянно онлайн: нам назначали созвон с Миллером, а какие-то правки присылали в письмах. Так как все профессионалы своего дела, всё проходило гладко.

Кадр из серии Blindspot. Фото: Netflix

Зачем нужны мультфильмы для взрослых

— Когда нам рассказывали, какой должна получиться антология «Любовь, смерть и роботы», приводили в пример Heavy Metal 1980-х годов, по которой фанатеют Финчер и Миллер. Я смотрел ее, когда мне было лет десять, и восхищался. Она совсем не диснеевская: без говорящих животных, а с ужасами, обнаженкой и зомби. Я представлял, что наш сборник должен стать современным аналогом этой антологии.

Взрослая анимация хороша тем, что в ней можно показать любые истории и раскрыть любые темы, не задумываясь о рамках, а разговаривая со взрослыми людьми на общем языке. Если возрастные ограничения стоят, то в этом не должно быть проблемы. Когда работаешь над мультфильмом для детей, ты очень ограничен: как воспримут это цензоры, можно ли говорить про это с детьми. Взрослые мультфильмы — это абсолютная свобода без самоцензуры.

Приятно, что над проектом я работал именно с Тимом Миллером. Потому что до кассового успеха «Дэдпула» никто не верил, что такие [развлекательные] картины 18+, в том числе мультфильмы для взрослых, могут приносить деньги. Основная масса людей воспринимает мультфильмы как что-то детское, хотя анимация, как и любой вид искусства, не ограничена ни в возрасте, ни в тематике. Думаю, людям не хватает нового в мультфильмах.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.