В марте Netflix выпустил «Любовь, смерть и роботы» — антологию мультфильмов Дэвида Финчера и Тима Миллера. Критики и зрители высоко оценили качество проекта: его рейтинг на IMDb — 8.8. Эпизод Blindspot — про погоню киборгов за охраняемым грузом — придумал и срежиссировал петербургский художник Виталий Шушко. Вместе с командой из России он работал над мультфильмом 1,5 года.
«Бумага» поговорила с Виталием Шушко о том, как он попал в проект, как ему работалось с режиссером «Дэдпула» Тимом Миллером и почему из Blindspot пришлось вырезать некоторые шутки.
Виталий Шушко
Аниматор
Как петербургского аниматора позвали работать с Netflix
— Я переехал в Петербург в 2001 году, чтобы поступить в академию имени Штиглица. Анимацию я любил и до этого, но возможности обучаться не было, так что я просто мечтал приблизиться к этому процессу.
Во время учебы я подрабатывал в сфере дизайна, а позже разрабатывал дизайн для компьютерных игр — например, казуальной игры Neverland. Также я создавал комиксы, в том числе занимался цветовой гаммой для комикс-адаптаций «Принца Персии» и «Трона», приуроченных к выходам фильмов.
Я не следил за тем, что происходит в анимации. Но когда появилась возможность читать различные интернет-блоги легендарных аниматоров от Disney и Dreamworks, я в это погрузился: узнавал имена, знакомился, общался.
В 2014 году я начал работать над собственным анимационным фильмом X-Story (история об искателе приключений, который отправляется в древний город на поиски утерянного артефакта, охраняемого гигантским роботом-убийцей, — прим. «Бумаги»). Я разработал историю, дизайн, аниматик (анимированную раскадровку — прим. «Бумаги»), потом к проекту присоединились мои друзья из сферы анимации Лена Волк и Павел Мира. Картину мы выпустили в 2016 году — на голом энтузиазме. Как раз в то время режиссеры Тим Миллер и Дэвид Финчер стали работать над антологией мультфильмов для Netflix.
Вскоре после выхода X-Story мне позвонил аниматор Габриэль Пенначиоли, который работал над «Шреком» и «Кунг-фу Пандой». Мы с ним были знакомы по переписке в интернете. Ему очень понравился стиль X-Story — 2D-анимация с небольшими вставками 3D-объектов и упором на визуальный стиль. Он рассказал, что теперь возглавляет еще неанонсированный проект антологии короткометражных мультфильмов [Netflix] и предложил сделать что-то в таком стиле для них. Конечно, я сразу же согласился.
Как шла работа над сюжетом мультфильма
— Заказчики попросили меня придумать несколько вариантов историй, которые хотелось бы реализовать. Они сразу сказали, что сборник будет состоять из разных жанров и никаких ограничений нет. О таком аниматор может только мечтать. Я выдал им пять идей. Везде был какой-то экшен: свиньи-киборги, зомби, убийства живущих в канализации существ и погоня со взрывами и перестрелками.
Заказчики выбрали мультфильм с погоней, так как, по их словам, ничего подобного в заявленных [представителям Netflix] историях еще не было. Я сначала испугался, потому что это был самый сложный по исполнению сюжет, но решил всё же взять эту задачу и выйти из зоны комфорта.
Мы [вместе с командой X-Story] работали над мультфильмом удаленно, я — из Петербурга. Сначала сделали концептуальные зарисовки и созвонились с Тимом Миллером. Он тогда только выпустил «Дэдпула», поэтому я весь трясся и судорожно пересказал сюжет в стиле: «Они бегут туда, потом сюда, потом бдыщ-бдыщ». Ему всё понравилось, и нам дали зеленый свет.
Сначала нам нужно было сделать черновой вариант мультфильма и раскадровку, потом собрать ее в аниматик, чтобы мы могли отталкиваться от хронометража сцены. Затем началась разработка персонажей и окружающего мира. Мы продумывали все детали. Кажется, что создать туннель, мост и пустыню (основные локации в эпизоде — прим. «Бумаги») легко, но на самом деле это требует серьезной подготовки.
Бюджет заказчики (создание мультфильма оплачивал Netflix — прим. «Бумаги») сразу одобрили. Мы тогда подумали: не слишком ли много на себя берем? Но в итоге выяснилось, что у нас самая дешевая серия из всех, что не могло не радовать инвесторов из Netflix. Сумму я назвать не могу.
Получив финансирование, мы начали разрабатывать 3D-модели, фоны, набрали команду — в основном из России. В костяке было около пяти человек, еще примерно 40 человек работали с нами на подряде.
Чем финальная версия отличается от первоначальной
— Создавать в мультфильме безудержную гонку было сложно, все мои предыдущие проекты были медленнее. Помогла поддержка, фидбэк из Голливуда и понимание, что мы создаем что-то новое.
Историю погони мы дорабатывали в течение всего проекта. Отбрасывали изначальные идеи, дополняли, если где-то резко обрывалась сцена или что-то было не понятно.
Основное отличие вышедшего продукта от того, как я его задумывал, в том, что в финальном варианте нет передышек, а медленное повествование появляется лишь в конце. Сейчас эпизод начинается сразу с погони, а по моей задумке герои сначала были на своей базе и всё планировали. Перед появлением основного противника были передышки. Мы это вырезали.
Заказчики также попросили довести до конца персонажа Кали, которую мы планировали убить в самом начале, и убрать шутку про sugar tits — после скандала с Харви Вайнштейном.
Из-за правок хронометраж урезался на две минуты — до семи минут. Теперь я понимаю, что всё было не зря. У меня не было видения проекта [антологии] в целом, а у Тима Миллера было — он хотел от меня сплошной драйв, разрядку на данном моменте просмотра антологии.
Многие критикуют нас за очень простую историю. Но наш эпизод — часть антологии, а не история сама по себе. Мне нравится, что у нас необычная стилистика с совмещением 3D и 2D, которая создает ощущение, что это двухмерный мультфильм. Теперь мне пишут многие художники и хвалят за свежесть воплощения идеи, — а это для меня как получить «Оскар».
Каково работать с Голливудом из Петербурга
— Вначале мне было страшно даже думать о том, что я работаю для Netflix с Тимом Миллером, для Дэвида Финчера. Это такой уровень ответственности, который я не мог раньше представить. К тому же я часто слышал, что голливудские режиссеры могут оказаться невероятными говнюками, но мне повезло.
Первое, что мне помогло, — это сам Миллер. Он постоянно шутил, подтрунивал надо мной, спрашивал: «Чего ты там боишься?» Это очень располагает, поэтому работа проходила приятно и весело.
Миллер — серьезный, опытный профессионал, который смог прочувствовать меня и найти со мной общий язык. Он часто говорил что-то вроде: «Во время создания „Дэдпула“ я осознал то-то и то-то, поэтому считаю, что это должно сработать так-то». Я слушал с открытым ртом и учился. Для меня Миллер стал своим в доску. Оказалось даже, что в наших биографиях много общего, и это нас сблизило.
Мы с Миллером подружились, и он пригласил меня посетить съемки его нового фильма «Терминатор: перезагрузка» в Будапеште. Это было невероятное событие: я пообщался с ним лично, узнал, как снимают блокбастер, и даже встретился с Арнольдом Шварценеггером.
С Финчером мы практически не общались. Насколько я знаю, он смотрел лишь аниматики, середину производства и финальный вариант. Это логично, потому что «Любовь, смерть и роботы» — это проект Тима Миллера, который поддерживал Финчер. С кем-то из Netflix я тоже не общался.
Проблем из-за работы на разных континентах благодаря интернету не было. Причем мне не приходилось быть постоянно онлайн: нам назначали созвон с Миллером, а какие-то правки присылали в письмах. Так как все профессионалы своего дела, всё проходило гладко.
Зачем нужны мультфильмы для взрослых
— Когда нам рассказывали, какой должна получиться антология «Любовь, смерть и роботы», приводили в пример Heavy Metal 1980-х годов, по которой фанатеют Финчер и Миллер. Я смотрел ее, когда мне было лет десять, и восхищался. Она совсем не диснеевская: без говорящих животных, а с ужасами, обнаженкой и зомби. Я представлял, что наш сборник должен стать современным аналогом этой антологии.
Взрослая анимация хороша тем, что в ней можно показать любые истории и раскрыть любые темы, не задумываясь о рамках, а разговаривая со взрослыми людьми на общем языке. Если возрастные ограничения стоят, то в этом не должно быть проблемы. Когда работаешь над мультфильмом для детей, ты очень ограничен: как воспримут это цензоры, можно ли говорить про это с детьми. Взрослые мультфильмы — это абсолютная свобода без самоцензуры.
Приятно, что над проектом я работал именно с Тимом Миллером. Потому что до кассового успеха «Дэдпула» никто не верил, что такие [развлекательные] картины 18+, в том числе мультфильмы для взрослых, могут приносить деньги. Основная масса людей воспринимает мультфильмы как что-то детское, хотя анимация, как и любой вид искусства, не ограничена ни в возрасте, ни в тематике. Думаю, людям не хватает нового в мультфильмах.