Партнерский материал
5 декабря 2019

Как петербуржцы запустили приложение для эвакуации автомобилей, работающее по принципу Uber, в 367 городах России

StartupDrive — это акселератор от «Газпром нефти», сотрудничающий со стартапами в области транспорта и логистики. Компания предоставляет новым бизнесам базу клиентов, места для работы в Петербурге и Москве, привлекает партнеров и инвестиции и компенсирует часть затрат при проверке гипотез, — чтобы в итоге создать новый совместный продукт.

В 2016 году команда петербургских разработчиков создала мобильное приложение CarTaxi для эвакуации автомобилей — с умной тарифной сеткой и интерфейсом, напоминающим Uber и «Яндекс.Такси». Спустя три года приложением стали пользоваться в 367 городах России, а заказы принимают более 7 тысяч водителей эвакуаторов.

«Бумага» поговорила с руководителем CarTaxi Андреем Шатиловым — участником акселерационной программы StartupDrive. Он рассказал, зачем использовать искусственный интеллект для эвакуации автомобилей и как проверить надежность водителей.

Андрей Шатилов

Руководитель проекта CarTaxi

Идея

— Идея возникла не случайно. Мы долго выбирали рынок, сегмент бизнеса, который был бы фрагментирован и который можно было бы агрегировать. Сначала мы даже сконцентрировались на охранных услугах и начали тестировать гипотезы по агрегированию этого рынка, но развернулись в сторону услуг эвакуации — случилось это в 2016 году. Изначально команда состояла из разработчиков, позднее она расширилась за счет других специалистов.

CarTaxi — это платформенное решение, объединяющее все автоэвакуаторы в одном приложении. Оно включает в себя клиентское мобильное приложение и приложение для исполнителей (водителей эвакуаторов — прим. «Бумаги»), а также административные интерфейсы для пользователей сегмента B2B. Сервис построен по принципу микросервисной архитектуры с единой точкой входа. Платформа Cartaxi объединила технологии и упаковала их в привычный для современного пользователя Uber-like интерфейс.

На этом рынке очень мало компаний, которые бы применяли все технологии Uber или «Яндекса», включая искусственный интеллект и множество сервисов, позволяющих оптимизировать работу исполнителей: всё это у нас есть.

367 городов —

географический охват приложения

Более 7 тысяч эвакуаторов

принимают заказы

11 минут

скорость прибытия эвакуатора

От 990 рублей

стоимость заказа эвакуатора

Кроме того, мы охватили два сегмента: B2B2B и B2B2C (в B2B сделка заключается между юридическими лицами, в В2С — между юридическим и физическим лицом; в B2B2B и B2B2C продукт проходит большее количество стадий — прим. «Бумаги»). Модель получается еще более сбалансированная: у нас больше мотивированных исполнителей, которые работают по нашим правилам.

Подготовка

— Первые шаги заключались в том, что мы подробно изучали рынок, пользователя, тестировали продукт, строили его так, чтобы он максимально подходил для клиентов. Запустив продукт, прощупывали рынок всё больше и больше.

Сначала мы запустились в Петербурге, где у нас сейчас головной офис, потом — в Москве, затем начали тестировать регионы — в основном с упором на крупные города. За три года мы распространили приложение в 367 городах — всё это время мы совершенствуем платформу и сам продукт.

Принцип работы приложения

— Важно учитывать, что рынок эвакуации выглядит не так, как рынок такси. Услуги эвакуаторов нельзя загнать под единые стандарты по тарифу. Для того чтобы сделать заказ у крупных компаний — например, Российского автомобильного товарищества (которое также занимается эвакуацией — прим. «Бумаги»), — придется договариваться о стоимости перед каждым заказом у того или иного исполнителя.

Нам же удалось унифицировать стоимость заказа у всех исполнителей с помощью умной тарифной сетки, за счет чего исполнители, которые работают в системе, максимально быстро принимают заказы. Тарифная сетка имеет множество тарифных зон, которые автоматически адаптируются. Им не нужно каждый раз считать, за какую стоимость они готовы будут выполнить заказ, сколько это потребует времени и бензина (CarTaxi забирает 10–20 % от стоимости заказа в зависимости от категории исполнителя — прим. «Бумаги»).

Кроме того, стоит помнить, что эвакуация — это не просто один из сегментов грузоперевозок: она сильно связана с безопасностью. Порядка 30 % автомобилей в стране мы эвакуируем со скоростных автомагистралей. Если машина сломалась где-то на трассе — может быть, даже в левом ряду, — каждая минута может стоить жизни. Поэтому на рынке эвакуации очень важна скорость.

Назначение исполнителя на заказ происходит в среднем за 15 секунд. Таким образом, в крупных городах, таких как Петербург или Москва, нам удалось добиться того, что эвакуаторы подъезжают к клиенту в течение 7–15 минут.

Благодаря искусственному интеллекту мы обрабатываем данные, собранные по каждому заказу на всех этапах: с момента, как водитель получил заказ, до конечного пункта, куда нужно доставить груз. Благодаря этому мы можем спрогнозировать, какой исполнитель будет быстрее выполнять заказ. Для этого мы используем многослойную нейронную сетку, которая формирует решения на базе больших данных.

На сегодняшний день у нас доступна оплата наличными или по карте, а также альтернативная оплата для пользователей с помощью криптовалютных единиц — но, надо сказать, что почти никто этим пока не пользуется. Подобные способы оплаты еще не получили распространения. Применение технологии блокчейн для подтверждения наличия тех или иных транзакций нам тоже видится нецелесообразным на данный момент.

Контроль качества и необычные заказы

— Чаще всего к нам обращаются из-за поломок, аварий, пробитых шин. Иногда, — чтобы просто перевезти конкретное транспортное средство: например, автосалоны перевозят автомобили из одной точки в другую, чтобы не накатывать пробег. Примеров очень много — причем не только связанных с автомобилями. Некоторые корпоративные клиенты возят различную строительную технику: пылесосы, материалы, которые нельзя погрузить на обычную «Газель», — удобнее для перевозки именно платформа эвакуатора.

По сути получился расширенный бизнес в сегменте грузоперевозок. У нас в системе появилась опция: можно указать не марку автомобиля, а вес груза. Как оказалось, это достаточно востребовано. По нашей статистике, эту опцию используют примерно в 10 % заказов.

Основные требования к исполнителям — наличие водительского удостоверения и прохождение проверки нашей службы безопасности. Эвакуатор должен быть в порядке: с помощью фотоконтроля мы также каждые 20 дней проверяем внешний вид техники и чистоту салона. С нами работают как индивидуальные предприниматели с одним эвакуатором, так и эвакуационные автопарки.

Раньше у нас было много проблем с водителями: например, некоторые старались договориться на крупную сумму мимо кассы, и клиент отменял заявку в приложении. Сейчас мы свели количество таких инцидентов к нулю, потому что у нас есть все технические инструменты для того, чтобы это отследить — в том числе и местоположение наших исполнителей, даже когда у них закрыто приложение или отключены службы геолокации.

Кроме того, наша система отслеживания качества очень похожа на подобную систему у агрегаторов такси. У нас есть рейтинг исполнителя и проверка по каждому заказу — колл-центр обзванивает клиентов и спрашивает, всё ли в порядке. Помимо этого мы отслеживаем время исполнения заказа и записываем все телефонные разговоры, которые происходят между водителем и клиентом.

Риски

— Если говорить о глобальных рисках, с которыми связан такой бизнес, — это изменение рынка, конкурентной среды, законодательства. Например, если такую деятельность будут лицензировать, это может стать проблемой. Но административные риски не видятся для нас главенствующими, у нас есть программа выхода на другие рынки.

Наш план развития включает в себя большую глубину внедрения на российском рынке и международную экспансию. В очереди стоят ближайшие страны, такие как Казахстан и Белоруссия, обсуждаем вопрос по поводу Украины. Мы также планируем выход на Восточную Европу и США. Рассматриваем Ближний Восток. Все эти рынки мы постоянно изучаем и мониторим, проводим переговоры с возможными ключевыми партнерами, чтобы облегчить заход.

Участие в акселерационной программе StartupDrive

— Весной этого года на нас вышли представители компании «Газпром нефть» и предложили поучаствовать в программе акселерации StartupDrive (работает со стартапами в области транспорта и логистики — прим. «Бумаги»). Мы приехали на встречу и обговорили все условия, прикинули, какие гипотезы можем протестировать, и стали действовать по программе, которую наметили. Предполагалось, что программа будет длиться три месяца. Она сильно отличается от большинства других акселерационных программ в мире: корпорация дает то, что она может дать — за исключением денег, — а стартап пытается дать что-то корпорации.

Акселератор не просит долю стартапа за сам факт участия в программе, как это бывает обычно в акселерационных программах: за небольшую поддержку в размере от 20 до 100 тысяч долларов другие акселераторы берут иногда до 15 % доли компании. В данном же случае всё основывается на сбалансированных интересах.

Например, одна из наших гипотез, которая себя оправдала, заключалась в том, что наши эвакуаторщики могут заправляться на сети АЗС «Газпромнефть». Для этого мы составили юридическую модель, проработали план интеграции с приложением онлайн-оплаты на заправках АЗС.GO и произвели ее таким образом, чтобы с помощью приложения для партнеров исполнители могли заправляться. При этом им не нужно идти в кассу АЗС — они платят через наше приложение, что очень удобно. При этом они сразу же могут тратить свой личный баланс в приложении — заработанные деньги — на топливо. Сейчас мы продолжаем работу над некоторыми изменениями, чтобы в будущем в нашу сторону пошел клиентский поток от «Газпром нефти».

Ева Реген
Авторы: Ева Реген
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Идеи
Проехать на бамбуковом велосипеде более ста городов Европы и Африки за 240 дней, ночуя в лесу и на пляже
Путешествовать по Русскому Северу на байдарке, месяцами жить в безлюдной тундре и фотографировать белых медведей
Как петербуржцы из проекта 99recycle перерабатывают использованный пластик в значки, поясные сумки и декоративную плитку
Устраивать званые ужины в дореволюционном стиле с десятью переменами блюд — с осетрами, хлебным вином и молочными поросятами
Как в проекте «Через театр» запустили фестиваль для детей из глубинки и поставили на сцене Хармса под музыку СБПЧ
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Военное положение
«Живописец вручает зрителю свою повестку». В «ЧВК Вагнер Центре» — выставка от «Z-художника» и философа, обвиненного в домогательствах
В Петербурге задержали военного, обвиняемого в дезертирстве. Таких случаев десятки
В телеграме публикуют фото и видео систем противовоздушной обороны на крышах домов в Москве. Что об этом известно?
Власти Ленобласти отменили запрет митингов. И назвали эту меру «избыточной»
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
Мобилизация
«Можем объяснить»: у аспирантов ИТМО требуют предоставить военно-учетные данные
CNN: Путин планирует мобилизовать еще 200 тысяч человек. Песков, как обычно, это отрицает
47News: осужденный петербуржец вышел на свободу после службы в ЧВК «Вагнер». Он должен был провести 23 года в колонии за четыре убийства
В Госдуме предложили не выпускать россиян за границу на машине без предварительной записи
❗️ Указ Путина о «частичной мобилизации» предусматривает «другие мероприятия» помимо призыва россиян на фронт
Визовые ограничения
Где в 2023-м получить шенгенскую визу в России и за границей? Какие страны выдают ее на год? И почему вам могут отказать?
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Давление на свободу слова
Baza и «РИА Новости»: журналисту Илье Азару грозит уголовное дело за повторную «дискредитацию» армии
«Фонтанка»: гражданина Беларуси задержали в Петербурге за оскорбление Лукашенко. Это второй случай за месяц
«Работа ведется ежедневно». «Роскомсвобода» — о том, как в России пытаются заблокировать протоколы VPN и как обезопасить себя
Журналиста Александра Невзорова заочно приговорили к 8 годам колонии за «фейки» об обстреле больницы в Мариуполе
Из-за регистрации в «Умном голосовании» заставляют отчислиться студентку колледжа при СПбГАУ
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко угрожают карцером за дневной сон
Саша Скочиленко дала показания по делу об антивоенных ценниках. Как прошло заседание, где ей снова отказали в домашнем аресте
«Вы сильнее, чем вы о себе думаете». Большое интервью Саши Скочиленко «Бумаге» — о ПТСР, отношении к ней в СИЗО и шоу в суде
Саша Скочиленко рассказала о видеонаблюдении в камерах СИЗО и поблагодарила за новогодний подарок и письма
Как прошло первое заседание по существу по делу художницы Саши Скочиленко. Главное
Экономический кризис — 2022
Кажется, в Петербурге подорожали билеты на выставки. Это правда?
Сколько ресторанов, кафе и баров открыли и закрыли в Петербурге в 2022 году? А в предыдущие годы?
Росздравнадзор: из-за «логистических проблем» некоторые лекарства поступают в аптеки с задержкой
Каким будет курс рубля в 2023 году? Вот прогнозы аналитиков
Цена кормов для животных в Петербурге за год выросла на треть. Услуги ветеринаров тоже подорожали
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.