В начале февраля на улице Рылеева в Петербурге участники проекта «Выживший аристократ», который занимается восстановлением старинной мебели, нашли антикварный стул начала XX века. К нему коммунальщики привязали ленту, которая ограждала зону схода наледи с крыши. Сейчас стул находится на реставрации.
«Бумага» поговорила с основательницей проекта, реставратором Анной Давидович (Сомовой) о том, часто ли в Петербурге можно найти редкую мебель на улице, в чем особенность реставрации дореволюционных стульев и кресел и где покупать конский волос и старые гвозди для восстановления антиквариата.
Как появился проект по реставрации старинной мебели
— Я уже 20 лет работаю адвокатом по гражданским делам, но первое образование у меня художественное — я окончила художественно-графическое отделение института имени Герцена. Всю жизнь я любила возиться с деревом и тканями. Мой отец был геологом и при этом занимался точением курительных трубок, мама создавала одежду и вышивала. У нас в семье все что-то делали руками.
Сейчас у меня дом во Всеволожске и там много мебели, которая досталась мне от бабушек и дедушек. Сначала я реставрировала ее — фамильные стулья и комоды, а затем, примерно пять лет назад, ко мне стали обращаться друзья, чтобы я починила их мебель. Постепенно дети стали толкать меня на то, чтобы я создала группу во «ВКонтакте», в которой бы показывала, как возвращаю мебель к жизни. Мне было как-то неловко, но в итоге полтора года назад появилась группа «Выживший аристократ».
Я стала заниматься реставрацией как хобби, потому что как адвокат я не могу заниматься ничем, кроме творческой деятельности и преподавания.
Как искать старую мебель на помойках и у заброшенных зданий
— Восстанавливаю в основном стулья, кресла, буфеты и столы. Практически всё, что попадает ко мне, — в убитом состоянии. Мебель приходится спасать с помоек, каких-то завалов, заброшенных старых домов. Бывшие хозяева часто выкидывают или оставляют вещи, не понимая их ценности.
Позапрошлой осенью я ехала из суда на машине и увидела из окна, что из помойки торчат какие-то привлекательные ножки стула. Я была в хорошем кашемировом пальто, с сумкой с документами, но понимала, что если проеду мимо, машина [для уборки мусора] заберет всё и просто увезет. В результате я вышла, стала копаться в помойке и обнаружила совершенно уникальную находку — два стула фирмы Thonet конца XIX века с сохранившимися ярлыками. Причем это были довольно редкие экземпляры, не распространенная модель № 14, а № 66 с точеными балясинками. Теперь у меня в машине всегда лежит большой плащ и запасные сапоги, в которые я переодеваюсь и лезу разбирать кучи мусора.
Иногда мебель можно найти на улице. Моя невестка Саша спасла этой зимой финский стул, до этого находила на помойках Петербурга пару кресел. В зданиях, которые идут под снос, тоже можно что-то найти. Обычно подходишь к рабочим и спрашиваешь, это мебель чья-то или ее можно забрать.
Что делать с найденной мебелью и как восстанавливать антикварные стулья и кресла
— Для начала всё, что приносится с улицы, должно пройти санитарную обработку. Ничего не вносится в дом, пока не отмыто. В зависимости от того, какие лаки использовались, отмывка происходит разными способами. Полиэфирные лаки смываются «Престижем», жестким средством для уничтожения лакокрасочного покрытия. Если лак легкий, его снимают с помощью цикли (металлической пластинки для зачистки поверхности — прим. «Бумаги»).
После того как предмет отмыт, его нужно осмотреть. Важно, чтобы на нем не было жуков-точильщиков, шашелей, поэтому в каждое отверстие впрыскивается раствор для дезинфекции. Когда предмет вымыт и высушен, его можно вносить в помещение и ошкуривать до гладкого состояния. Часто перед этим мебель разбирается.
Когда у стула не хватает какой-то из частей ножки, нужно добавить специальные вставки из дерева той же породы. Мебель собирается, выравнивается и склеивается, а затем покрывается тонирующим покрытием. При восстановлении кресла количество этапов увеличивается. Нужно натягивать ремни, в которые вставляются пружины, делать набивку, добавлять декоративные элементы, например гвоздики.
Для меня важно не только восстановить мебель, но и передать ее историю, поэтому после тонирующего покрытия я могу добавить на стул потертости, состарить, чтобы он не выглядел как тот, что только что сделали.
Материалы для ремонта находить очень сложно, потому что я стараюсь делать всё аутентично. Не набиваю мебель поролоном, только морской травой и конским волосом. Пружины и старые гвозди ищу на «Авито» или среди друзей, которые занимаются реставрацией. Наверное, сложнее всего искать конский волос, потому что он очень дорогой, часто продается маленькими объемами. Конский волос должен быть рыхлым, чтобы создать объем, поэтому современный рулонный настил из такого волоса для реставрации старинных кресел не подходит.
Больше всего мне запомнилось восстановление письменного стола, который отдала мне знакомая, поставив ультиматум — или я восстанавливаю его, или она его выбрасывает. Он практически не поддавался реставрации, пришлось сделать новую столешницу, которая имитирует потертое зеленое сукно, восстановить основание и утраченные элементы декора. Теперь этот стол стоит у меня в кабинете.