Возведением «Лахта Центра» занималось больше 20 тысяч человек из 18 стран мира.
К 8 марта «Бумага» поговорила с тремя женщинами, которые участвовали в строительстве небоскреба и зданий вокруг него. Они рассказывают, каково работать над проектом самого высокого здания Петербурга и сталкивались ли они со стереотипами, что строительство — это не женская работа.
Екатерина Фёдорова почти 30 лет проработала в одной компании, пока не устроилась в «Лахта Центр». Здесь она отвечает за охрану труда и пожарную безопасность.
В партнерском материале с «Лахта Центром» Екатерина рассказывает, отчего происходят несчастные случаи на стройках и каким образом возвести самое высокое здание Европы без происшествий, как следят за безопасностью тысяч людей и почему во время строительства небоскреба приходится контролировать всё — от одежды рабочих до хранения материалов.
Как вы попали на эту работу
— Я родилась на Урале, в городе Кизел. Мои родители работали шахтерами, рано вышли на пенсию, и в 1981 году мы переехали в Петербург. Меня так воспитали: неважно, где и в каком статусе ты работаешь, нужно делать это хорошо. Наверное, поэтому я не стремилась менять профессию — и работала в одной организации на протяжении 29 лет.
В области охраны труда я работаю примерно с 2001 года. На прошлом месте работы, Первомайской ТЭЦ, меня пригласили на должность старшего инспектора по охране труда, потому что я долгое время работала на предприятии, знала производство и почти всех сотрудников организации, которых было больше 500 человек.
Я проработала там четыре года, а затем меня пригласили в отдел охраны труда в «ТГК-1» (территориальная генерирующую компания, производитель и поставщик электричества и тепла — прим. «Бумаги»). В зону контроля компании входили электростанции Петербурга, Ленобласти, Карелии и Мурманской области. Я контролировала работу коллег из Петербурга и Ленобласти.
Весной 2012 года был юбилей одного из сотрудников, который проработал в нашей «ТГК-1» 32 года. Мы собрались на фуршет, и руководитель начал поздравление со слов «лучшие годы своей жизни вы посвятили нашей организации».
Меня как-то задела эта фраза, потому что в декабре того же года у меня тоже был юбилей. Я представила, что мне зимой также скажут: «Екатерина Николаевна, ваши лучшие годы вы посвятили нам». И у меня вырвалось: «Это были лучшие годы — и на этом всё?» Коллеги, конечно, поулыбались.
В тот же день мне позвонила руководитель административного управления «Лахта Центра», тогда еще «Охта-центра», Вероника Марковна. Она спросила: «А вы знаете объект „Лахта Центр“? Не хотите ли у нас поработать?» Я не планировала менять работу, но после фразы про лучшие годы решила попробовать.
Мы встретились, мне рассказали об объекте, планах, организации. Я пришла домой, обсудила всё с семьей и поняла, что, может, и не лучшие, но интересные годы у меня еще будут. Когда я окончательно решила устроиться в «Лахта Центр», меня поддержали не только родные, но и друзья. Они сказали: это интересно, почему бы не попробовать.
Каково участвовать в строительстве небоскреба
— В «Лахта Центре» я и мои коллеги следим за тем, чтобы на строительной площадке соблюдались все требования охраны труда и производственной безопасности — как внутри нашего общества, так и подрядными организациями.
Мы контролируем использование средств индивидуальной защиты, проводим инструктажи. Но помимо этого на нашем проекте для каждого вида работ разрабатываются и строго контролируются ППР (проекты производства работ — прим. «Бумаги») и технологические карты. В них указаны регламенты по обеспечению безопасности: они касаются и способов транспортировки и складирования материалов и конструкций, и способов крепления инструментов, и сдачи выполненной работы по отдельному этапу в целом.
Через наш отдел прошли тысячи документов с техникой выполнения работ. Мы читаем их до последней точки, вникаем в процесс, чтобы оценить: есть риски или нет и что нужно делать подрядчикам, чтобы избежать несчастных случаев при всех видах работ — от подготовки фундамента до установки шпиля.
Часто готовых решений нет, и нашей службе охраны труда приходится многое разрабатывать и дорабатывать, а иногда — предлагать другой безопасный способ выполнения работ. Это документы, требования которых должны выполнять рабочие. И в них должно быть конкретно и доступно написано, что им нужно делать.
Я выхожу на площадку не так часто, как хотелось бы. Из-за того, что рабочих мест на такой большой территории очень много, мы с коллегами распределяемся по зонам, чтобы весь объект был под нашим наблюдением. Ты выходишь на площадку и контролируешь, как всё организовано: от того, как и во что одет рабочий, до того, есть ли какие-то риски и всё ли предусмотрели в документах.
Специалисты по охране труда должны быть принципиальными, ответственными, и при этом — уметь логически рассуждать, чтобы представить, какие опасности могут возникнуть на стройке.
Мне нравится работа, потому что здесь встречаются интересные люди, необходимо решать новые задачи. В прошлой компании всё было стандартно и ожидаемо, а здесь с течением времени меняются условия, технологии и оборудование. Нужно всегда быть готовым к новому.
В чем особенности работы на стройке
— Сложность моей работы — это человеческий фактор. Я понимаю, почему в строительстве так много несчастных случаев на производстве: все строители должны изучать охрану труда, но некоторые пропускают этот курс или не уделяют ему должного внимания, а ведь от этого зависят жизнь и здоровье не только коллег, но и их собственные.
Кроме того, в сфере строительства людей нанимают на работу, а затем, когда завершен определенный вид работ, они уходят, и штат набирается снова. Это не производство, где люди работают годами, и система охраны труда работает практически без изменений. В строительстве этого нет, и с каждым новым подрядчиком мы проводим ликбез — рассказываем о требованиях охраны труда.
Что о вашей работе говорят окружающие
— Часть работников воспринимают охрану труда как помеху в работе, о чем открыто говорят. Другая часть после объяснений понимают, что это важно, и в дальнейшем стараются выполнять все требования.
Три факта о «Лахта Центре», которые знают только специалисты
- Максимальное количество сотрудников, которые обеспечивали безопасные условия труда, составляло 300 человек. Эти работники, например, развешивали специальные плакаты, устанавливали ограждения и строительные леса.
- Большая часть требований по обеспечению безопасного выполнения работ, указанных в нормативных и законодательных актах РФ, строже, чем в стандартах других стран.
- Строительные каски бывают нескольких цветов. Белые носят руководители — инженеры, прорабы. Другие цвета показывают специализацию строителей: например, желтый — это стропальщики, работающие с грузами кранов; синий — геодезисты. А оранжевые каски носят разнорабочие строительных бригад — это самый распространенный цвет касок на стройке.