19 ноября 2021

Искусствовед Ольга Шустрова потеряла в пандемию мужа, зятя и дочь — и открыла в память о последних Музей петербургских ангелов

Во время пандемии искусствовед Ольга Шустрова потеряла мужа, зятя и дочь. В честь последних она открыла в Коломне Музей петербургских ангелов.

Муж Ольги, известный мим Александр Шустров, скончался в апреле 2020 года. В мае умер его брат, скульптор Роман Шустров, создатель «Петербургского ангела». У обоих был ковид. А в апреле 2021 года покончила с собой Мария Касьяненко, дочь Ольги от первого брака, которая была замужем за Романом.

«Бумага» поговорила с Ольгой. Она рассказывает, как переживает потери и почему музей стал новым смыслом ее жизни.

Ольга Шустрова

Искусствовед, создательница Музея петербургских ангелов

— Как вы познакомились с Александром, а Мария — с Романом?

— После первого курса университета Маша захотела подработать и попросила у меня совета. Я сказала: давай ты устроишься официанткой, у меня есть друг Рома Шустров, он в «Толстом фраере» делал дизайн. Я привела ее туда, и они познакомились.

Это было летом 2003 года, а в конце сентября я шла по Литейному проспекту и встретила Рому с незнакомым мне тогда человеком. Я была такая зашоренная: у меня 1 октября начинался проект — фестиваль новых технологий, я к нему готовилась и никого не видела и не слышала.

Оказалось, что [этот незнакомый человек] — брат Ромы. И [потом] мы как-то неожиданно сидим с этим братом в кафе, разговариваем, он мне свой телефон пытается предложить. Я так удивленно на него смотрю: я телефонов не беру, могу свой дать.

Сразу после фестиваля он мне позвонил, мы встретились и уже не расставались. А Маша с Ромой всё это время тайком от меня встречались, потом через некоторое время я об этом узнала.

— Вы были против их отношений? У них была большая разница в возрасте.

— Я знала Рому как совершенно чудесного человека. То, что у них большая разница в возрасте, меня сначала слегка [смущало]. Я думала, что это прихоть какая-то, которая быстро закончится. Но я видела, как эти отношения укреплялись. Как я могла быть против выбора своей любимой дочери?

— Знакомые описывают их как очень гармоничную пару. В чем это проявлялось?

— Абсолютно во всем. Они так общались, что всех зависть брала. Весело могли обходить острые углы и решать проблемы. Всё могли обсудить.

Это очень важно, потому что у нас с Сашей, например, было не совсем так. Он был очень эмоциональным, и чтобы эта эмоциональность лишний раз не выплескивалась, я избегала обсуждать какие-то вещи. С Ромой возможно было говорить обо всем.

— В творчестве Роман был учителем Марии? Каким техникам он ее обучил?

— Папье-маше, конечно. Когда Маша научилась этой технике, она делала папье-маше для фигур Ромы. Он создавал форму из пластилина, она продолжала в папье-маше, затем он это срезал и заканчивал работу.

Маша училась и у других — у кого-то рисунку, у кого-то живописи, у кого-то резьбе по камню. Она всё время что-то изучала.

Они работали за одним большим столом. Конечно, Рома тоже [перенимал] у нее какие-то мотивы и элементы. Они всегда обсуждали работы друг с другом: он ей давал советы, она ему.

В Музее петербургских ангелов. Фото: Анастасия Рожкова / «Бумага»

— В последнее время они занимались только творчеством или работали где-то еще?

— На компании никто из них никогда не работал. У них был круг коллекционеров, которые собирали их произведения. Николай Зверев, Александр Левин, в Москве — семья Гордонов. Недавно появилась замечательная китайская пара, которая хорошо говорит по-русски, к сожалению, не знаю, как их зовут.

В общем, было довольно много людей, которые приезжали к нам в гости, выбирали для себя то, что сделали ребята. Маша и Рома работали просто как свободные художники, делали вещи, которые им нравились. Это всегда были работы из головы, фантазийные.

— Кстати, почему в начале пандемии вы с Александром приехали в Петербург? Вы ведь жили в Литве.

— Мы приехали в Петербург на консультацию к врачу, потому что у Саши была серьезная проблема с позвоночником. Он пережил пять операций и был готов к следующей, потому что не мог ходить из-за страшной боли.

Тогда, в начале марта, даже разговора о пандемии не было, но в середине месяца неожиданно закрыли границу — как тогда сказали, на две недели. Мы были уверены, что скоро вернемся в Литву, но срок [закрытия границ] продлили.

В это время у Саши появилось рожистое воспаление, довольно неприятная вещь, которая выглядит как пузырьки на коже. Я пыталась это лечить, но, конечно, нужно было в больницу. Приехали врачи, забрали его в отделение гнойной хирургии, в больнице он, вероятно, и заразился. Когда его выписывали, тест ничего не показал. Уже после смерти нам сообщили, что у него был COVID-19. Хоронили Сашу как умершего по каким-то другим причинам.

— Роман заразился коронавирусом, предположительно, когда ухаживал за братом?

— Да, и Рома, и Маша, и я, и моя мама. Мы все. Мама перенесла легче, чем другие. У нее была температура пару дней, она себя неважно чувствовала две недели, но мы узнали о том, что она болела, уже когда она выздоровела.

Я, когда заразилась, тоже не знала об этом. В тот момент я ухаживала за Сашей, и это был адский ад. Я таскала его на руках, убирала за ним. Меня рвало, я падала в обморок, но думала, что мне так плохо просто от усталости. А потом я пошла в магазин за мылом и не почувствовала запаха.

— Как Романа забрали в больницу?

— У Ромы была температура 39–40 градусов, и ее невозможно было сбить. Он не хотел кушать, очень плохо себя чувствовал. Наши друзья нашли возможность, чтобы его забрали в Мариинскую больницу, в которой тогда уже не было мест. Его привезли ночью, увидели, что у него большая область поражения легких.

— Что было, когда братья скончались?

— Я не отплакала Сашу, но взяла себя в кулаки, потому что сразу после него умер Рома. И когда его не стало, с Машей случилось такое, что я не хочу даже слов подбирать. Это длилось с 14 мая и до его выставки в Музее игрушки осенью. И то с выставки Маша сбежала, потому что ей стало нехорошо.

После этого она стала выправляться, сама пришла к тому, что у нее есть смысл жизни. Она сказала, что готова закончить ремонт [в мастерской], заниматься творчеством. Пошла на курсы каллиграфии, стала работать.

Но я считаю, от рассвета до заката — одна жизнь, от заката до рассвета — другая. Когда остаешься один на один со своей болью, иногда накатывает. [Когда Мария совершила самоубийство в апреле 2021 года], в этот момент накатило.

— Мария помогала дорабатывать скульптуру Романа «Печальный ангел», которую установили на набережной Карповки в честь врачей. Во время ее открытия произошла не очень приятная ситуация. Мария рассказывала вам об этом?

— Да, меня тогда не было в городе, но я в курсе всех этих событий, потому что мы перезванивались и много общались.

Маше позвонили из администрации Петроградского района и сказали, что глава хочет с ней встретиться. Она спросила, для чего. Ей ответили, что обсудить процедуру открытия.

Они вместе с Еленой Добряковой приехали туда и увидели Александра Беглова и накрытую тканью фигуру ангела. Из-под земли выросли журналисты.

Машу обманули и не предупредили, что будет открытие скульптуры, думаю, потому, что она бы тогда возражала. Официальное открытие же было назначено на другой день. Потом Машу обвиняли, что она в этом участвовала, хотя ее как марионетку просто использовали. Заслуги города в установке этой скульптуры нет никакой. 

— Петербуржцы полюбили памятник на Карповке и других ангелов Романа Шустрова. Как вы думаете, почему его работы вызывают такое тепло?

— Мне кажется, это очевидно. Малая скульптурная форма ближе к человеку, чем здоровенные памятники, стоящие на постаментах.

Постамент выше роста человека, сверху скульптура — это совсем другие ощущения, другой ракурс, это элемент почтения, что ли. Когда скульптура находится на уровне с вами, вы можете ее потрогать, сесть рядом, пообщаться с ней.

Как полюбили «Петербургского ангела» в Измайловском саду, это ж не передать просто. Какая там очередь выстраивается, как люди меняют ему шарфики, кладут денежки. Он становится внимающим собеседником, он не отвечает, но слушает, и люди доверяют ему свои тайны.

Рома однажды видел сцену, как пришла одна старушка и стала перед ангелом на колени, представляете?

— Как вам пришла мысль открыть Музей петербургских ангелов?

— Это произошло через несколько дней после того, как Маши не стало. Андрей Власов покупал у нее несколько работ, в том числе последнюю — «Кофе. Кошка. Мандельштам». Узнав о случившемся, он принес работу обратно, мы стали предлагать ему деньги, он отказался и сказал, что это вклад в пространство, которое должно сохранить память о Маше и Роме.

Когда были похороны Маши, я произнесла речь и сказала, что квартира должна стать музеем, местом творчества и продолжением тех традиций, что были при жизни Ромы и Маши.

— Как вы готовили пространство к открытию?

— Там был почти завершен ремонт, нужно было закончить с электричеством и что-то докрасить. Этим занимались наши друзья.

А я и другие организаторы разбирали и выбрасывали старые вещи, раздавали материалы. В общем, два месяца работали с утра до вечера. В конце концов мастерская пришла в удобоваримый вид.

Потом я на время уехала, а когда вернулась в связи с полугодием смерти Маши, мы решили устроить официальное открытие, потому что появилось очень много идей, какие проекты мы хотим продвигать.

— Что будет происходить в музее?

— В плане уже есть конкретные мероприятия — мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. Одна художница работает со стеклом, другая с тканями, еще одна занимается валянием.

Благодаря Борису Лазаревичу Вишневскому мы можем связаться с теми, кто занимается проектом реконструкции консерватории и предложить для установки во дворе скульптуру Романа «Дама с собачкой». Как они к этому отнесутся, пока не знаем. Еще Борис Вишневский хочет продвигать проект «Матисов остров» (Роман Шустров хотел создать в Коломне арт-кластер — прим. «Бумаги».) Это место нужно возвращать городу, потому что оно совершенно забытое.

Мы [музей] сейчас только родились, нам нужно всё продумывать. Конечно, и за квартиру нужно платить, и мастер-классы обеспечивать. Частично это будет сделано за счет участников, частично за счет продажи сувениров.

Я знала, что Маша рисует, она мне показывала несколько своих работ, но не все. В мастерской я нашла папку, пересмотрела все работы и пришла в абсолютнейший восторг, потому что это просто чудо какое-то. Мы решили выпустить открытки, а еще календарь, их смогут приобрести посетители.

— Что для вас лично значит открытие музея?

— Сейчас, когда я потеряла смысл жизни, а им была Маша и моя семья, музей стал моим смыслом. У меня появилось, к чему стремиться.

Что еще почитать:

  • Истории петербургских врачей, медсестер и санитарок, погибших в борьбе с коронавирусом. Как они умерли и получат ли их семьи компенсации.
  • Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Коронавирус в Петербурге
В Финляндии — первое заражение омикрон-штаммом. Из-за этого отменили запуск «Аллегро» между Петербургом и Хельсинки
Петербург вышел на плато по заболеваемости COVID-19, заявил глава комздрава
Осенью в Петербурге возбудили более 1700 дел о нарушении коронавирусных ограничений
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
В Петербурге заполняемость трибун на спортивных мероприятиях увеличили до 50 %
Четвертая волна коронавируса
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.