21 декабря 2018

Как частная школа в Петербурге зарабатывает на лекциях по истории искусств и почему горожане платят десятки тысяч рублей за образовательные курсы. История Masters

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


Три года назад петербурженка Полина Бондарева открыла школу Masters, где читают лекции по истории искусств, кино и литературе, организуют походы на выставки и поездки на арт-ярмарки в Европу. Сейчас в Masters — 60 курсов, и проект, по словам Бондаревой, приносит около 16 млн в год. Теперь школа организует еще и события для крупных компаний, а в январе представит свою образовательную онлайн-платформу.

«Бумага» рассказывает, как Masters удается зарабатывать на просветительских событиях, почему лектории в Петербурге становятся всё популярнее и кто готов платить за дополнительное образование.

Полина Бондарева. Фото из архива Masters

Сколько стоит открыть частный образовательный проект в сфере искусства и что для этого нужно

Полина Бондарева, основательница школы Masters, училась на юриста и получила архитектурное образование. В 26 лет она задумалась о втором высшем в области истории искусства. Полина подала документы в Академию художеств имени Репина.

— Несмотря на то, что второе высшее в Академии художеств — заочное, получается какая-то глупость: вы пришли ради себя, а не для корочки, но зачем-то отсиживаете две недели [формальных лекций, которые не дают глубоких знаний], а преподаватели еще и относятся к вам, как к школьникам.

Тогда у Бондаревой и возникла идея школы, работающей по принципу лектория. Через два года — в 2015-м — она открыла Masters, частный образовательный проект с курсами по искусству, кино и литературе.

На открытие, рассказывает Полина, ушло 100 тысяч долларов личных накоплений. Бондарева — дочь председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, но в интервью СМИ она не раз заявляла, что Masters — ее собственный проект, который она развивает самостоятельно. Муж Полины — Кирилл — менеджер проектов строительной компании «ВТБ Девелопмент».

Новая школа разместилась в арендованном помещении площадью 150 кв. м на Итальянской улице. Дизайн Полина разработала сама: например, шкафы в Masters выполнены по ее чертежам. Просторные помещения со светлыми стенами больше напоминают офис креативного стартапа, чем школьные классы или аудитории вуза.

— В основе Masters лежит западная механика образования, где люди сами выбирают два-три профильных предмета, а остальные изучают, исходя из своих предпочтений, — поясняет Бондарева. — Мне хотелось сформировать такую же систему: лекции не только об искусстве, но и об истории кино, музыки, религии, о литературе, философии, психоанализе. Всё формирует навыки креативного мышления и нестандартного решения задач, которые сегодня очень востребованы.

Хотя первое время Полина всем в школе занималась лично — от подбора преподавателей до разработки обучающих программ, — сложным запуск Masters она не называет.

Первыми преподавателями в Masters стали искусствоведы из Академии художеств и СПбГУ, у которых училась Полина: Людмила Давыдова, Тимофей Животовский, Иван Чечот и Глеб Ершов. Школа стартовала с примерно пяти направлений: стоимость одной лекции составляла 1500 рублей, а цена курса — от 7500 до 15 000 рублей. На одном потоке обучалось до 40 человек. Цены на курсы, как говорит Бондарева, формировали из суммы, которую школа должна была заработать в месяц, чтобы «отбить» аренду, и зарплаты сотрудников и лекторов. Слушателей привлекали с помощью рекламы в метро и в соцсетях. Сейчас же, по словам Полины, люди узнают о Masters благодаря сарафанному радио.

— Наше основное отличие в том, что мы даем системные знания, и я думаю, что когда люди к нам приходят, они относятся к этому как к академическому образованию. Поэтому и готовы платить такие деньги, — поясняет Полина.

Бондарева утверждает, что уже через полгода работы проект вышел на самоокупаемость. На Полину зарегистрированы ИП и ООО. Последнее появилось только в 2017-м — для работы с государственными учреждениями, такими как БДТ, с которыми школа разрабатывает спецпрограммы.

Полина говорит, что сейчас школа зарабатывает 250 тысяч долларов в год (около 16,5 млн рублей), а тратит порядка 12 млн рублей (примерно по 1 млн в месяц — на зарплаты учителям и аренду). Лекторы школы получают от 3 до 15 тысяч за занятие. Официальная выручка Masters за 2018 год, согласно документам, которые руководство предоставило «Бумаге», составила 15 465 533 рублей. (Это выручка ИП Бондаревой — прим. «Бумага»)

Когда школа начала быстро развиваться, Бондарева пошла учиться в «Сколково» на программу для директоров малого и среднего бизнеса. Полина считает, что обучение помогло ей, в том числе, делегировать обязанности — раньше это давалось ей с трудом.

Спустя три года программа Masters — это около 60 курсов в год, не считая специальных курсов. Здесь читают лекции искусствоведы Алексей Бойко и Джамиля Двинятина, Дмитрий Озерков из Эрмитажа и обозревательница «Коммерсанта» Кира Долинина.

— Один из наших принципов — мы берем только ведущих специалистов. Это всем известные искусствоведы, критики и деятели культуры. У нас нет цели выставить на сайт 60 преподавателей. Пусть их будет 15 и это будет наш костяк, — поясняет Полина.

Выросла и команда проекта: если в 2015-м в Masters работала только сама Полина и еще два администратора, то сейчас в штате школы уже 15 человек.

Кроме того, две годовые программы школы — по истории искусств и арт-менеджменту — прошли государственную аккредитацию. Это значит, что их слушатели в конце курса получают диплом о дополнительном образовании государственного образца.

Есть у Masters и детская школа Masters Kids и онлайн-журнал, работает тревел-направление — вместе с преподавателями слушатели ездят на культурные мероприятия России и Европы. В сентябре 2018-го в «Пассаже» открылся книжный магазин Masters Bookstore, а в декабре школа объявила о запуске собственной образовательной онлайн-платформы. К арендованной площадке на Итальянской добавилась вторая в этом же здании — площадью 190 кв. м с лекторием на 60 человек.

Школа работает также над специальными программами с городскими музеями, театрами и фестивалями: например, в этом году прошли небольшие образовательные курсы о современном танце совместно с Open Look, «Дягилев PS» и Context. Diana Vishneva, проекты с Манежем и БДТ. Был у школы и лекционный проект с московским Мультимедиа арт-музеем, его директор Ольга Свиблова — попечительница Masters.

— Сейчас нам хочется «врасти» в город как образовательный проект с академическим уклоном. Стать таким частным университетом, — рассуждает Бондарева.

2015 год

основание
Masters

100  тысяч долларов

вложили в открытие Masters

1 млн рублей

ежемесячно уходит на выплату аренды и зарплат

~ 60 курсов

проводит Masters за год

15 человек

работает в штате школы

4500 рублей

минимальная стоимость курса

Какие лектории есть в Петербурге и почему этот формат становится всё популярнее

Сейчас в Петербурге работает несколько десятков лекториев и площадок, где регулярно читают лекции. Некоторые существуют при университетах — например, публичные лекции Европейского университета и открытый лекторий ИТМО.

Об искусстве рассказывают в лектории Эрмитажа, там разовое посещение стоит 300 рублей, есть и абонементы — от 600 рублей за две лекции. В лектории при Русском музее также читают курсы, среди прочих там выступает и преподаватель Masters, историк моды Ольга Хорошилова. В Русском абонементы также стоят от 600 рублей. Отдельные лекции о музыке можно посетить в Филармонии.

Полина Бондарева считает, что благодаря академической подаче наиболее близким к Masters является лекторий Эрмитажа. Но отмечает, что так как это государственная площадка, там не всегда комфортно проводить мероприятия разных форматов.

Кроме того, в Петербурге работает несколько частных лекториев. О мировой науке и культуре рассказывают в проекте Cultura. Образовательный центр «Дом Бенуа» в этом сезоне предлагает в том числе курсы о главных венских выставках и русской живописи в XX веке, а «Дом культуры Льва Лурье» организует лекции о Рембрандте в Эрмитаже и экскурсии по Мариинскому театру.

Соосновательница образовательного проекта «Дом Бенуа» и руководительница культурно-образовательной площадки Охта Lab Кира Тайманова объясняет нынешнюю популярность лекториев трендом на постоянное обучение.

— Концепция непрерывного обучения довольно давно процветает в Европе — и сейчас доходит и до нас. Уже понятно, что человек, получивший одно высшее образование, не может растянуть его на всю жизнь, и если он хочет быть успешным, востребованным специалистом, с какими-то наборами навыков, ему необходимо всё время получать новые, более актуальные для сегодняшнего рынка знания.

Как Masters запустила туры на европейские выставки стоимостью от 10 до 100 тысяч рублей

В первый же год работы школа Masters запустила тревел-направление. Студенты вместе с преподавателями отправлялись на выставки и фестивали в разные города России и Европы. Как поясняет Бондарева, образовательному проекту легче выжить, если он делает сразу несколько продуктов.

В 2015 году стоимость поездок со школой составляла от 40 тысяч рублей без учета проживания. За 2017 год Masters организовала 15 поездок: в Москву, Вену, Париж, Великий Новгород, Псков, Венецию и другие города.

— Формат очень популярен: люди ходят ездить со своими преподавателями, они им доверяют и хотят увидеть достопримечательности их глазами.

В 2018-м у школы 14 туров: к примеру, студенты Masters побывали на Freize Art Fair — главной арт-ярмарке, которая в этом году прошла в Лондоне. По словам Полины, в Великобританию отправилось 15 человек. Шестидневная поездка стоила каждому из них 95 тысяч рублей — с учетом всех билетов и экскурсий, но без проживания. Это одна из самых дорогостоящих поездок школы. Сейчас цена подобных туров начинается от 10 тысяч рублей — по городам России. Всё направление в целом приносит Masters около четверти от общего дохода.

Сейчас направление поездок в Masters курирует один человек — бывший администратор. Бондарева вспоминает, что первые два года она сама администрировала это направление — и до сих пор продолжает ездить почти во все поездки школы. В одну из них она даже взяла свою 10-летнюю дочь.

— У нас [в Masters] есть занятия, которые мои дети часто посещают. Я беру их с собой и в галереи, и в музеи, а теперь даже в образовательные поездки. Например, брала дочку в одну из поездок с Иваном Чечотом. Сначала мне это не приходило в голову, но у нас среди студентов есть семья, которая постоянно ездит с мальчиком девяти лет — это для него абсолютно нормально.

В ближайших планах школы — организовать поездку на Уральскую биеннале. Полина объясняет, что для нее важно возить слушателей не только в Европу, но и смотреть культурные проекты в России.

Как Masters зарабатывает на корпоративных лекциях и курсах для банков

Помимо путешествий заработать помогает и корпоративное направление: Masters разрабатывает образовательные программы из лекций и экскурсий для компаний, которые заинтересованы в образовании сотрудников.

— Сейчас в корпоративном секторе действительно есть потребность [в таких мероприятиях], — объясняет Бондарева. — Очень много компаний понимают, что надо развивать сотрудников. Мы много с кем работаем: с RBI, «Ситибанком», Ernst&Young, разработали специальное направление для гостей Kempinski. Приятно, когда приходят компании, у которых нет большого бюджета, но они оплачивают хотя бы одну-две встречи, потому что их цель — просвещение сотрудников.

Над корпоративным направлением в Masters начали работать полтора назад, и сейчас оно составляет до 25 % от общей прибыли школы. Как говорит Бондарева, на текущий момент у школы пять крупных корпоративных проектов — и еще пять поменьше.

Корпоративные предложения, как объясняет Полина, делятся на два типа: полноценный курс или несколько лекций/экскурсий по выбранной заказчиком тематике. Цена зависит от бюджета: разовые встречи могут стоить и 5 тысяч рублей, а курс — и 150 тысяч. Masters также экспериментирует с форматами: общение с артистами за кулисами, экскурсия по закрытым музейным хранилищам, прогулки по городу с искусствоведами.

При этом такие программы проводят не только для частных компаний. Полина рассказывает, что недавно в школу обратились слушатели с просьбой организовать для них мероприятие к 35-летию со дня свадьбы. Школа предложила им лекции про фарфоровые сервизы со свадебными мотивами.

Среди других специальных мероприятий Masters — экскурсия по фарфоровому производству, вечер в Carie с лекцией об истории ювелирного дома, походы на предпоказы в БДТ и Александринский театр и торжественное открытие выставки в Шереметевском дворце. На такие события слушатели могут попасть по специальному абонементу, его цена — 60 тысяч рублей. Есть и годовой абонемент Masters Prime за 300 тысяч: он дает доступ сразу к специальным мероприятиям, краткосрочным курсам и годичным программам школы.

— В какой-то месяц больше денег приносят поездки, в какой-то — курсы, в какой-то — совместные проекты с музеями, театрами и другими культурными площадками. Я думаю, [сейчас доход школы таков]: 60 % курсы, 20 % путешествия, 20 % разовые мероприятия. И у нас тоже есть сезонность. В основном мы продаем курсы в сентябре, и до января у нас перерыв в продажах. В январе снова массово продаем — и до сентября снова перерыв.

При этом Masters не единственные, кто в Петербурге зарабатывает на образовательных турах и корпоративных и индивидуальных предложениях. Генеральный директор «Дома культуры Льва Лурье» Борис Рохин рассказал «Бумаге», что в ДК корпоративное направление развивают с 2013 года (сам центр работает с 2011 года — прим. «Бумаги»).

Для ДК, по словам Рохина, всё началось с заказа «Газпром нефти»: центр попросили придумать экскурсионную программу для 700 сотрудников с семьями, которые в течение года переезжали из московской штаб-квартиры в Петербург. Тогда, вспоминает Рохин, за один день программы ДК зарабатывал 1 тысячу евро (по курсу 2013 года, который в среднем составлял 42,4 рубля — прим. «Бумаги»). Центр и сейчас продолжает проводить корпоративные программы, их ценник составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

«Дом Лурье» проводит и так называемые VIP-экскурсии для тех, кто приезжает в Петербург на выходные. По словам Рохина, «доля этих экскурсий в выручке постоянна».

— Их покупают, в основном, москвичи, которые слышали о нас от знакомых, часто — организации для своих сотрудников или клиентов, иногда — иностранцы, которые хотят нетуристического эксклюзива не от профессиональных гидов, а от продвинутых горожан, — поясняет Рохин.

Педагоги вместе со слушателями также выезжают в небольшие поездки — в Новгород, Карелию, Финляндию. Рохин не исключает, что «Дом Лурье» организует и заграничные туры: «Люди очень просят Тбилиси — может быть, соберемся и туда».

— В нашем деле главное — неординарность личности спикера, а не место или программа. А это значит, что мы полностью зависим от интересов и любопытства этих людей. Заинтересуются они, скажем, историей папства, значит, поедем в Ватикан, — заключает Рохин.

Бондарева считает, что выделение в работе школы различных направлений помогает проекту выжить.

— Сейчас играет роль смена фокусов. Вчера было модно искусство, а сегодня — бизнес-образование — люди хотят быстрых знаний, не все готовы покупать курсы на 10–15 лекций. Поэтому очень сложно прогнозировать посещаемость. Возникновение разных образовательных форматов ведет к размыванию аудитории. А когда у тебя есть несколько продуктов, выживать гораздо легче.

Кто ходит на лекции Masters и других частных лекториев

Бондарева вспоминает, что первое время слушателями Masters были, в основном, студенты и молодые люди до 25 лет.  Например, некоторым из них нужно было в короткий срок получить образование в области искусства. Спустя три года аудитория школы изменилась — теперь ее посещает публика 35–45 лет.

— Я уже не раз говорила, что являюсь своей идеальной аудиторией. Я взрослый человек, у меня есть профессия, семья — и я очень много чем интересуюсь. Даже по тем людям, которые учились [со мной] в Академии, было видно, что им хочется другого формата дополнительного образования, — рассуждает Бондарева.

Полина считает, что в курсах Masters заинтересованы люди, которые ищут новые проекты для вдохновения. Частично в школу идут представители творческих профессий — архитекторы или дизайнеры. Курсы посещают и мужчины — это, говорит Полина, «большая победа для школы».

Примерно так же описывает аудиторию «Дома культуры Льва Лурье» Борис Рохин.

— Мы убедились, что просветительские темы начинают интересовать широкий круг людей после 35. Когда у человека всё в целом понятно с профессией, семьей, доходом, друзьями, домом и так далее, он начинает задавать себе вопросы о мире, стране, образовании детей и их будущем. Получив широкие ответы, начинает интересоваться чем-то особо — историей, искусством, родным городом. Это и формирует примерно 50 % нашей аудитории в возрасте 35–55 лет, 60 % которой — женщины. 10 % старше 55, а оставшиеся 40 % примерно поровну распределяются между 18–24 и 24–35 годами.

Соосновательница образовательного проекта «Дом Бенуа» Кира Тайманова поясняет, что в учебных направлениях ее проекта есть условное разделение: это более практические направления (арт-маркетинг и менеджмент в сфере культуры) и непосредственно посвященные истории искусств курсы. Из-за этого наблюдаются и различия в аудитории. Например, на профессиональные курсы, по словам Таймановой, ходят сотрудники Русского музея и других культурных учреждений. Частично их отправляют учиться сами работодатели.

— Понятно, что сейчас выросла конкуренция, но и спрос все-таки растет, потому что становится очевидно, что есть навыки, нужные в работе, которые очень сложно получить. Человек не пойдет получать второе высшее образование, да и нигде в вузах такие навыки не приобрести. Главный тренд, который я наблюдаю, — это то, что всё больше работодателей отправляет сотрудников на обучение, понимая, что это, по сути, инвестиции, — объясняет Тайманова.

Петербургское диджитал-агентство Nimax проводит лекции для своих сотрудников — для этого даже выделили отдельное помещение. В основном там устраивают встречи и семинары на профессиональные темы. Но, как рассказал «Бумаге» директор по развитию компании Никита Михеенков, иногда мероприятия бывают и непрофильные: например, сотрудникам читали лекцию про бег. «На рабочих темах интересы людей не заканчиваются, и всегда интересно заглянуть в опыт других людей», — пояснил Михеенков.

По словам Таймановой, «Дому Бенуа» удалось выйти в ноль уже спустя пару месяцев, в частности, потому, что в проекте постоянно заняты только два человека: сама Тайманова и соосновательница проекта Кристина Березовская. По словам Таймановой, подобные их курсам делает только Masters. Курс из пяти лекций у обеих школ стоит примерно одинаково — у Masters 6,5 тысяч рублей, у «Дома Бенуа» — 6 тысяч рублей.

— Полная цена курса зависит от того, сколько туда входит занятий, — рассказывает Тайманова. — У нас есть, например, курс по арт-маркетингу. Там 15 или 16 занятий. Он довольно продолжительный и стоит 25 тысяч рублей. Но мы обычно начинаем продавать ранние билеты, они идут со скидками, процентов до 15. И постепенно стоимость возрастает.

Как и зачем Masters запускает свою образовательную платформу

В 2018 в Masters появилось дистанционное направление: в первый год около 70 учеников обучались по трансляциям из школы за 180–250 тысяч рублей каждый. Ученики могут смотреть прямые трансляции лекций или получить доступ к записям уже прошедших встреч.

В январе 2019 года школа Masters запускает обучающую онлайн-платформу. Над этим направлением школа работала много месяцев и вложила около 1 миллиона рублей.

— Нам хотелось сделать доступный формат, а у регионов много запросов на дистанционное обучение. Мы очень долго подбирались к онлайн-образованию и даже писали платформу полностью под нас, чтобы оставаться в нашем академическом формате.

Ученики смогут слушать как курс целиком, так и отдельные лекции. Стоимость будет варьироваться от 3,5 до 20 тысяч рублей. В программу включены тесты, дополнительные материалы и система обратной связи. А на трех самых важных программах — например, на истории современного искусства, слушатели смогут задать лектору вопрос. Первые десять курсов должны появиться на сайте Masters уже в начале 2019 года.

На продакшн каждого курса продолжительностью в 10–15 лекций уходит еще от 150 до 200 тысяч рублей — с учетом записи курсов, монтажа, создания инфографики и других операционных работ. За неделю, по словам Бондаревой, преподаватели записывают 30–40 часов лекций.

Полина Бондарева и Ольга Свиблова Фото: группа Masters «ВКонтакте»

Одна из статей расходов в подготовке — согласование изображений с музеями и частными коллекциями.

— Согласованием для онлайн-курсов занимается иностранная юридическая компания с офисом во Франции. Она разговаривает со всеми музеями. На каждый курс у нас может быть от 200 до 400 изображений. В европейских музеях всё достаточно просто: ты просто платишь определенную сумму, но когда работаешь с частными собраниями… А курс авторский — преподавателям нужна именно эта картина. Из-за этого всё затягивается.

Сейчас работу онлайн-направления координируют три человека. Полина генерирует контент, а ее коллега занимается продакшном: организует записи, общается со всеми подрядчиками. Еще один человек курирует всё, что связано с IT-составляющей.

Пока Masters вкладывает в создание онлайн-платформы большие средства, смысл уходить в онлайн видят не все. Так, руководитель «Дома культуры Льва Лурье» Борис Рохин идею онлайна отвергает.

— Онлайн — это red ocean (рынок с высокой конкуренцией — прим. «Бумаги»). И мы в онлайн для нескучного просвещения не верим. Это то же самое, что смотреть театральную постановку на мониторе. Люди идут к нам за событием, которое украсит их жизнь, а не за информацией. Это, если хотите, маленькое шоу.

Однако Полина убеждена, что сейчас для Masters онлайн — это приоритетное направление, ведь студенты школы становятся всё более мобильными.

— К нам приходят люди, которые работают, — они не могут посещать занятия в классе по расписанию. Но мы можем предоставить лекции в записи, и это делает обучение гораздо более комфортным. Мы видим этапы обучения, которые проходят слушатели, мы за ними следим и, может, получаем даже больше отдачи. У нас есть курсы, которые могут даже не повториться, но в записи они останутся навсегда.

Кроме того, у Master, возможно, появятся последователи. Полина говорит, что ей уже предлагали продать франшизу школы, но раньше она отказывала.

— Мы рассматриваем несколько вариантов франшиз. Если нам удастся убедить потенциальных партнеров в том, что мы можем взять на себя управление, а они могут инвестировать в это как в некий бизнес-проект, такое сотрудничество возможно. А если они хотят активно участвовать в управлении, не имея опыта или знаний в области искусства, то это неосуществимо.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Мобилизация
В России зарегистрировали новый иск об оспаривании мобилизации. Его подал 48-летний петербуржец
Более 200 тысяч человек мобилизовали в России, заявил Шойгу. Что еще рассказал министр обороны
На границах с Латвией и Эстонией развернули мобильные призывные пункты, рассказал губернатор Псковской области
«Я пересмотрела свой взгляд на государство». Жены мобилизованных — о том, как провожали мужей на войну
За полмесяца из России уехало минимум 300 тысяч человек. Как менялся поток автомобилей на границах: графики
Визовые ограничения
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Финляндия скоро запретит въезд всем российским туристам. Что об этом известно
«Они должны выступить против войны». Что говорят о бегущих от мобилизации россиянах в других странах. Обновлено
Сейм Латвии запретил продлевать ВНЖ россиянам, не владеющим латышским языком, а также выдавать рабочие визы
Давление на свободу слова
Обвиняемый по делу о «фейках» Борис Романов в четвертый раз не явился на заседание горсуда
Петербургскому депутату, просившему обвинить Путина в госизмене, пытались вручить повестку о мобилизации
Роскомнадзор заблокировал Soundcloud
Петербургская прокуратура потребовала признать движение «Весна» экстремистской организацией и запретить ее деятельность
В Ленобласти возбудили уголовное дело против жены активиста Правдина. Ранее его задержали из-за плаката «Русские, вы нелюди»
Свободу Саше Скочиленко
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
Экономический кризис — 2022
Сеть H&M закрыла треть своих магазинов в Петербурге
Россияне все чаще покупают криптодоллары, чтобы вывезти деньги из страны. Вот что нужно знать об этом финансовом инструменте
Курс евро на Мосбирже опустился ниже 52 рублей впервые за шесть лет. Что происходит?
Акции «Яндекса» и Ozon с начала войны подешевели на 73 %. Почему российский фондовый рынок уже неделю падает, а рубль нет?
Российский фондовый рынок продолжает падение на фоне новостей о мобилизации. Доллар также растет к рублю
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.