11 августа 2021

История Ленинградского дворца молодежи, на месте которого хотят построить ЖК. Здесь Цой впервые спел «Группу крови», а советские циркачи рассказывали о Японии

В августе 2021 года стало известно, что Ленинградский дворец молодежи на Песочной набережной могут снести. Новый владелец здания планирует построить на его месте жилой комплекс премиум-класса.

«Бумага» публикует часть письма краеведа Алексея Шишкина из рассылки с историями петербургских домов о том, как строился и что представлял собой Дворец молодежи в 1970-е и 1980-е годы и какую роль он сыграл в истории ленинградского рока.

Как и зачем строили Ленинградский дворец молодежи

В конце 1960-х годов в Ленинграде задумали невиданное — создать первый в стране многофункциональный комплекс, предназначенный для всех видов отдыха и досуга советских граждан в возрасте от 14 до 28 лет, а также молодых зарубежных гостей. Под проект Дворца молодежи, как вполне по-советски окрестили стройку, выделили пустынный земельный участок в дальней части Петроградской стороны — там, где Карповка впадает в Малую Невку.

Проект разработал коллектив зодчих во главе с Петром Прохоровым, Владимиром Тропиным и Аскольдом Изоитко. Самой крупной частью Дворца должна была стать высотная гостиница на 250 номеров. Рядом с ней и на ее первых этажах расположились концертный зал на 1500 мест, бассейн и спортивный комплекс, выставочный и танцевальный залы, ресторан и алкогольный бар, лекторий, помещения для кружков и секций. Наконец, для тихого отдыха среди зелени в любой сезон предназначался зимний сад площадью в 1000 квадратных метров.

Фото: Алексей Шишкин

Строительство Дворца началось в 1969 году и завершилось лишь спустя почти 10 лет, к 60-летию ВЛКСМ осенью 1978-го. Такая привязка к дате не случайна — именно Ленинградскому обкому комсомола предстояло управлять новыми зданиями. От партийного начальства возведение Дворца курировал лично глава Ленинграда Григорий Васильевич Романов. 14 октября 1975 года, в День комсомола, он лично посетил стройку. Были «обсуждены вопросы, связанные с усилением темпов строительства… Речь шла о широком привлечении молодежи к участию в быстрейшем завершении первой очереди этой стройки». В состав первой очереди комплекса вошла гостиница, ресторан и другие помещения, прилегающие к высотной «пластине», в состав второй — малоэтажные спортивный и киноконцертный комплексы.

Формально возведением зданий занимался трест «Ленотделстрой-2», но фактически к нему привлекали буквально всех, кого только можно было причислить к ленинградской молодежи.

«Готовится к сдаче вторая очередь Дворца молодежи. Строительство его на набережной Большой Невки было объявлено ленинградской комсомолией ударным. Сегодня почти каждый наш молодой земляк может сказать, что он принимал участие в сооружении дворца. На субботники и воскресники сюда приходили помогать строителям рабочие и студенты, учащиеся школ и ПТУ, инженеры, воины», — писала газета «Вечерний Ленинград» 28 октября 1978 года.

Как ЛДМ стал центром притяжения и «филиалом рок-клуба»

«Когда ЛДМ только открылся, в 1975 году, он казался настоящим оазисом, туда сразу потянулись школьники. В питейные заведения вроде баров старшеклассники боялись ходить, но словосочетание „Дворец молодежи“ звучало идеологически безупречно для семьи и школы. Хотя коктейли в баре стоили довольно дорого — 2 рубля 5 копеек. В 1980-е ЛДМ славился своим лекторием, его методистам памятник надо поставить. Там мог выступать инструктор райкома партии, но после него выходил артист цирка и делился впечатлениями о своем турне в Японию, а потом все передавали друг другу его рассказ о Стране восходящего солнца. В этот лекторий приглашали Гребенщикова, Макаревича, Майка Науменко, журналиста-международника Игоря Фесуненко. На такие собрания народ валом валил, и от откровений докладчиков крышу сносило… Как-то прошел слух, что должны выпустить „Алису“ с одной песней… Толпа, пришедшая на концерт, терпеливо сносила маразматическое первое отделение с артистами „Ленконцерта“, и вдруг конферансье заявляет: „А давайте представим, что произошло нечто фантастическое и к нам прилетели инопланетяне!“ И тут появляется „Алиса“ с одной песней. Незабываемы выступления „Поп-механики“ Сергея Курехина, особенно когда они играли на улице, на площадке перед дворцом», — рассказывал Алексей Дунаевский, киновед, журналист радио «Европа Плюс» в интервью проекту «Квартальный надзиратель».

Хотя рокеры и сотрудничали с Дворцом молодежи в индивидуальном порядке, пробиться на его сцену в фестивальном формате долгое время не удавалось. И это даже при том, что президент рок-клуба Николай Михайлов руководил во дворце клубом «Фонограф». Вот что он рассказывает:

«[Дворец молодежи] превратился в филиал рок-клуба. Надо заметить, что комсомольцы нас сильно не любили. А это была самая настоящая комсомольская вотчина. И благодаря их деньгам, аппаратуре мы приглашали команды из других городов. Это было забавно, „Звуки Му“, „Браво“, „Бригада С“, „ЧайФ“, „Калинов мост“ ездили к нам на их гонорары».

Любите историю Петербурга? Подписывайтесь на краеведческую рассылку «Бумаги» 🏤

Ситуация выходила парадоксальная. Ленинградские рокеры организовывали на комсомольской площадке и за комсомольские деньги концерты иногородних групп, но сами там же играть не могли.

После «закручивания гаек» в 1983–1984 годах при новом генсеке Михаиле Горбачеве наступила очередная оттепель. Популярность рок-клуба росла. Сезон 1985 года закончился в мае 1986 года большим концертом в ДК «Невский», на одной из лучших и самых больших концертных площадок, подведомственных городскому управлению культуры. Невзятой высотой оставался только Дворец молодежи, вотчина областной комсомольской организации. Его рокеры получили в свое распоряжение в 1987 году, причем аж на шесть дней.

Как во дворце прошел V Ленинградский рок-фестиваль и почему Виктор Цой хотел «набить морду» зрителям

«Зрители по традиции в основном свои: музыканты, члены клуба, гости более чем из 30 рок-клубов страны. Жюри, в которое входили представители Управления культуры, Обкома ВЛКСМ, творческих союзов, определило самые интересные группы. За 5 дней прошло 7 концертов. 8 июня — заключительная конференция», — писала газета «Вечерний Ленинград».

В фойе Дворца для фанатов была устроена выставка «фоторабот, посвященных отечественной рок-музыке» и ярмарка, на которой эти работы продавали фанатам. Еще одна новинка — отказ от системы «лауреатства», жюри теперь было декоративным и лишь раздавало «специальные призы». Например, традиционно сильно пьющая группа «Зоопарк» удостоилась награды «За трезвость, ставшую нормой жизни», а «АукцЫон» — «за превращение идеи аукциона в идею караван-сарая».

Еще сохранялась предварительная цензура текстов, так называемая «литовка». О ней говорит в воспоминаниях о фестивале в том числе лидер группы «Алиса» Константин Кинчев. Правда, была она скорее формальной — в эпоху гласности согласовывали уже всё и всем. Зато неприятно поражало обилие милиции. Его даже отметила в отчетном тексте журналистка газеты «Вечерний Ленинград» Марика Тамаш:

«Чем можно объяснить действия городского оперотряда, члены которого устроили на лестнице ЛДМ давку, толкали, людей, кричали на них… Вообще, обилие милиции и дружины на рок-концертах меня удивляет: кого здесь ищут? За порядок должны отвечать сами рок-клубовцы. Достаточно увидеть, как президент клуба Николай Михайлов одним словом успокаивает зал, чтобы понять: эта задача им по силам».

Курьезным образом на организации концерта сказались былые трудности во взаимоотношениях с комсомолом. Оборудованный по последнему слову заграничной техники зал… не смог обеспечить сколь-нибудь приличного качества звука на концертах. Дело в том, что часть оборудования комсомольское начальство постановило на время фестиваля забрать в малые залы, где устраивали танцы. «На дискотеке нужнее», — отвечало комсомольское начальство на просьбы рокеров вернуть в зал современный пульт вместо поставленного там старого и испорченного.

«Сезон 1986 года завершается помпезным V Ленинградским рок-фестивалем (3–8 июня), на котором выступили 26 групп и барды Александр Башлачев и Юрий Наумов. Фестивальные концерты перестали быть дефицитом, нет больше лауреатства, в фойе висят щиты, на которых публика может писать всё, что ей вздумается, об участниках фестиваля… Сенсационных дебютов не было… Легализовался выступил в ЛРК отец ленинградского панк-рока Андрей „Свин“ Панов. Концерт „Автоматических удовлетворителей“, как и ожидали, перерос в скандал, но это было унылое зрелище. Зато „Объект насмешек“ выступил мощно… Интересно выступили „Ноль“, „Телевизор“, „ДДТ“, „Аквариум“, „Джунгли“, но прежнего воодушевления уже не было», — рассказывает сооснователь «Аквариума» поэт Анатолий Гуницкий в статье для энциклопедии «Рок-музыка в СССР». Как ни странно, среди списка «интересно выступивших» отсутствует хедлайнер первого дня фестиваля — группа «Кино».

«Фестиваль Ленинградского рок-клуба 1986 г. Неудачное выступление КИНО и шквальный успех АКВАРИУМА. Гребенщикову кричат „бис“ и „браво“, как на академическом концерте, он тонет в охапках сирени и розовых букетах, ошалевший народ раскачивает Дом Культуры: Рок-н-ролл мертв! На самом деле почти мертв от осознания провала Виктор Цой. Виноватыми считает слушателей: „Они ничего не поняли. Хотелось спуститься со сцены и набить морду первым четырем рядам“. Утешителям заявляет: „Должно быть как у Гребенщикова. Он поступил нечестно — просто спел старые вещи. Я тоже мог так поступить, но вышел с новой программой“», — писала журналистка Тимашева о фестивале для газеты «Сельская молодежь».

«Я был очень сильно обломан на фестивальном концерте КИНО 86-го года. Для меня это всегда было живым и теплым, а от того выступления веяло холодом. Не было динамических нюансов. Все вещи звучали одинаково монотонно», — вспоминал басист группы «Аквариум» Александр Титов. Для него тот концерт стал еще и временем окончательного выбора. Еще весной он играл и в «Кино», и в «Аквариуме», но возросшая популярность коллектива Бориса Гребенщикова и загрузка концертами (8 раз за год БГ собрал «Октябрьский») заставила выбирать. И Титов выбрал готовиться к фестивалю вместе с «Аквариумом». «Я думаю, что с моим уходом эти две группы — АКВАРИУМ и КИНО окончательно разделились, пошли своими путями, потому что до того они были почти одним целым», — вспоминает он.

А вот воспоминания о концерте уже Марианны Цой:«Эти теплые дни и белые ночи вспоминаются с особым ностальгическим чувством. Музыканты с женами, подружками, свитами, детьми, буквально гнездились вокруг Дворца молодежи на лужайках. Естественно, много пели, пили, слушали и не слушали друзей, соперников и недругов. Это был последний „взлетный“ фестиваль, дальше пошло на спад».

Это был и последний фестиваль Ленинградского рок-клуба, на котором выступила группа «Кино». Отыграв еще не записанную программу «Группа крови» Виктор Цой был разочарован приемом у публики: «В тот раз настроение было среднее. Это было обидно для Вити, который любил эти песни и даже строил по поводу них определенные планы. Кстати, рассчеты его оправдались, когда вышла „Группа крови“. Короче, после того, как его „не поняли“, он обиделся. Обиделся не на кого-то конкретно, а на весь Питер», — поясняет Марианна Цой.

Но не только охлаждение отношений с лидером «Кино» заставило многих говорить, что тот концерт был пиком рок-клубовского движения. К 1987 году в Ленинграде помимо клуба на Рубинштейна появилось еще несколько организаций, готовых регулярно и официально предоставлять сцену музыкантам. Более того, принимать их на работу «на ставку», что для поколения дворников и сторожей было в новинку. Сами музыканты тоже становились всё более независимыми и требовательными, а у клуба, наоборот, начались проблемы с финансами, он перешел на частичную самоокупаемость. И хотя следующий VI фестиваль собрал еще больше участников, культовым он не стал. Концертами во Дворце молодежи завершился андеграундный период в истории ленинградской рок-музыки 1980-х и начался коммерческий и стадионный.


Читайте в «Бумаге» отрывки из других писем Алексея Шишкина — о даче Громова и Тучковом буяне. И вступайте в Клуб друзей «Бумаги» и читайте эксклюзивные материалы об истории Петербурга, культурных событиях города, на которые стоит обратить внимание, и хорошем вине.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
Как работать с украинскими беженцами, если ты российский чиновник? Следить за ними и доносить в полицию за «фейки» о российской армии
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Экономический кризис — 2022
Сотрудники кейтеринга на ПМЭФ рассказали, что ресторан не заплатил им за работу. Заведение готовит иск за публикацию обвинений
«В России не производят примерно ничего». Шеф и ресторатор Антон Абрезов — о качестве российских продуктов, будущем заведений и своем отъезде
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Давление на свободу слова
«Это неестественно — возвращаться назад, когда ты привык идти вперед». Организатор Stereoleto — о фестивалях без иностранцев и давлении на исполнителей
Кого полиция находит быстрее — нападавших на активистов или авторов антивоенных акций?
Что известно о нападении на Петра Иванова спустя месяц? Журналист рассказал, что расследование не движется
Известных градозащитников Петербурга выгнали из совета по сохранению культурного наследия. Вот кем их заменили
«Теперь за доступ к информации надо бороться». «Роскомсвобода» объясняет, что происходит с интернетом и как обходить ограничения
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.