В Петербурге до начала декабря работает образовательный проект «Тело человека». В пространстве на Конюшенной площади размещено около 500 объектов: костей, скелетов и забальзамированных органов, посвященных строению человеческого организма и возможным патологиям развития.
«Бумага» сходила на выставку с биологом и школьным учителем Александром Ефремовым: он был на экспозиции и несколько лет назад, когда коллекцию выставляли впервые. Ученый прокомментировал экспонаты и образовательные плакаты, а также рассказал, что мешает учителям рассказывать про наркотики и почему в России не развито половое просвещение.
Александр Ефремов
Биолог, учитель биологии в школе
— Создается обманчивое впечатление, что выставка не очень большая. На самом деле это не так. Более того, по-хорошему, ее нужно посещать раза два-три и по разным системам: сначала прийти посмотреть общую анатомию, кости, потом — внутренние органы, аномальное развитие, патологии тоже можно изучить отдельно.
К организации научно-популярных выставок есть разные подходы. Здесь представлен условно образовательный: разделы выставки соответствуют разделам учебника. Это нормально, так работают многие музеи, тот же Дарвиновский музей в Москве — он очень похож на учебник биологии.
На первый взгляд никаких принципиальных отличий от предыдущей выставки я не вижу. Но в этот раз здесь нет экспоната-девочки. Когда выставку показывали несколько лет назад, в зале была дама без кожи с очень милыми ресничками. Зато сейчас стало больше мужчин, и это, наверное, не плюс.
Фото из архивов выставки «Тело человека»
Можно было бы побольше рассказать про половую гигиену, тема-то актуальная. У нас ведь какие-то странные отношения с половым просвещением. Правда, многое упирается в специфику законодательства Российской Федерации. Например, как-то мы ходили в музей «Эврика» в Тиккуриле. Там был очень классный препарат, который наглядно объяснял, как происходит размножение человека: подробный срез, который дает однозначные ответы на все вопросы. Выглядит он весьма и весьма интересно. А у нас такое невозможно, потому что даже по поводу выставки «Тело человека», как я слышал, кто-то из наших общественников возмущался.
Нынешних знаний в области биологии, которыми обладают школьники, недостаточно. Обычно детям пытаешься донести мысль, что с человеком все просто: подсказка же всегда с тобой, всегда можно, грубо говоря, посчитать количество костей. Но при этом дети допускают очень глупые ошибки, непонятно почему. То ли из-за общей несобранности, то ли из-за лени.
Школьная программа восьмого класса, по которой проходится человек, могла бы быть и более практической, больше рассказывать о каких-то физиологических вещах
В принципе, школьная программа восьмого класса, по которой проходится человек, могла бы быть и более практической, больше рассказывать о каких-то физиологических вещах. В курсе много тем, которые подаются несколько странно, опять же, из-за специфики законодательства. Например, вся тема с наркотиками начинается и заканчивается тем, что наркотики — это плохо. По закону, мы не можем разговаривать с детьми про наркотики, то есть и объяснить, какие бывают последствия и почему именно это плохо, мы не можем.
Кроме того, некоторые разделы учебника банально плохо изложены. Например, иммунология: эта часть, я считаю, вообще должна быть пересмотрена. Сейчас нет нормального объяснения, что такое аллергия, не разъясняется, как действуют самые распространенные лекарства типа антибиотиков и противовирусных препаратов. Это печально, потому что с такими вещами ты совершенно точно столкнешься в жизни.
Жаль еще, что выставка не интегрирована с каким-нибудь музеем. Это все, конечно, мечты о небесном городе и о хорошем естественно-научном музее в Петербурге. Если бы хоть один из наших существующих музеев работал так, как, например, Дарвиновский, да тот же Зоологический, он бы мог себе позволить разместить «Тело человека». У нас есть, например, Музей гигиены. Но то, в каком состоянии он находится, это стыд.
К сожалению, у нас нет нормального естественно-научного музея,только несколько разрозненно представляющих разные сегменты знаний: Музей почвоведения, Музей оптики при ИТМО и так далее. Но общего естественно-научного музея нет, и как его делать, непонятно.
В принципе, это хорошая выставка, на которую приятно сходить. Но и усовершенствовать есть что. Например, плакаты: они какие-то совсем вымученно-учебные. Мне лично также не хватает подписей, но, может быть, организаторы предполагают, что все прослушают экскурсию, тогда это не страшно.
Сомнительные утверждения на выставке
- Для оплодотворения нужен один сперматозоидМне не очень нравится история про то, что для оплодотворения женской яйцеклетки нужен только один сперматозоид. Формально да, оплодотворяет один, но чтобы оплодотворение произошло нормально, во влагалище должно попасть несколько миллионов сперматозоидов, а до яйцеклетки — дойти несколько сотен тысяч. Есть известная история про то, что сперматозоиды соревнуются, кто быстрее, — это некоторое упрощение, которое зачем-то здесь поддерживается.
- Мужская половая система — для удовлетворенияЯ не то чтобы сильно погружен в тему, но с точки зрения общих представлений о феминизме возмутился бы тем, что в описании мужской половой системы значится, что она для получения удовлетворения, а женской — только для репродукции. Вообще, мне всегда казалось, что удовлетворение происходит в голове, но, видимо, не у всех.
- Человек использует 5–7 % всех клеток мозгаЯ не специалист по нейробиологии, конечно, но цифры эти взяты с потолка и данные интерпретированы некорректно. И зачем это повторять, непонятно.