19 мая 2015

Специалист по онлайн-платежам — о безопасных покупках в интернет-магазинах

Государственная дума ввела уголовное наказание за мошенничество с банковскими картами и скимминг. Ужесточение наказания парламентарии объяснили тем, что ежегодно количество преступлений с киберплатежами растет на 10 %. При этом, по данным «Яндекс.Денег», количество покупок в зарубежных интернет-магазинах в мае увеличилось на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Эксперт «Яндекс.Денег» рассказывает, как безопасно делать покупки в интернет-магазинах: на что обратить внимание при выборе сайта, как вернуть до 25 % стоимости в зарубежном онлайн-магазине и на какие уловки идут мошенники, чтобы украсть данные банковских карт.

Александр Поваров

Руководитель карточного направления «Яндекс.Денег»

Как быстрее найти нужный товар

Найти нужный товар в интернете легко, а вот найти хороший интернет-магазин, в котором можно заказать этот товар, может быть куда сложнее. Чтобы не гоняться сначала за одним зайцем, потом за другим, существуют специальные товарные поисковики, например, Shopping.com или ShopStyle.com. Подобные сервисы ищут конкретные товары на зарубежных сайтах: достаточно ввести модель желанного смартфона — и система выдаст список предложений и магазинов.

Что такое магазины-хамелеоны

Выбирать интернет-магазин следует не только по выгодности предложения, но и по его адресу. Многие мошенники даже не пытаются создавать собственный сайт, а просто копируют сайт реального магазина и, предлагая якобы выгодные товары, собирают деньги с доверчивых пользователей. Как правило, сайт-подделка выглядит точь-в-точь как оригинал, и заблаговременно распознать его можно только по адресу. Например, AlliExpress и AliExpress — разница заметна не сразу. Чтобы не попасть на мошенников, стоит внимательно читать, что написано в адресной строке, а еще лучше вводить адрес вручную.

Письма-обманки

Часто злоумышленники под видом тех же реально существующих интернет-магазинов рассылают пользователям «письма счастья» примерно такого содержания: «Внимание! Распродажа!! Купите iPhone 6 по цене iPhone 4 и получите в подарок iPhone 5!!!». Польстившись на такую математику, пользователь охотно переходит по ссылке в письме, делает заказ и в итоге не получает вообще ничего — ни обещанных смартфонов, ни счастья, ни даже новых «писем счастья». Такие письма стоит сразу отправлять в спам, однако если же предложение настолько заманчивое, что пройти мимо невозможно, лучше перейти на сайт не по ссылке, а все так же введя его адрес вручную.

Как не платить НДС в зарубежных магазинах

Делать покупки без учета налога на добавленную стоимость (НДС — в России, VAT — за границей) можно не только в магазинах Duty Free, но и в интернет-магазинах. Многие европейские сайты идут навстречу покупателям из других стран, в том числе из России, и сами возвращают средства, идущие на уплату VAT. Обычно интернет-магазин учитывает эту разницу сразу после того, как покупатель добавит товар в корзину. Если же на сайте такой функции нет, лучше почитать его правила или обратиться в службу поддержки, чтобы узнать, как можно вычесть сумму VAT из стоимости заказа или вернуть часть денег, если покупка уже оплачена. Например, в испанском интернет-магазине таким образом можно получить назад (или не платить изначально) 18 % от стоимости заказа, в Германии и Нидерландах — 19 %, во Франции — 19,6 %, в Австрии, Великобритании и Италии — 20 %, в Бельгии — 21 %, а в Швеции — целых 25 %.

Что делать, если нет доставки в Россию

К сожалению, не все заграничные интернет-магазины отправляют товары в другие страны. Если же вам приглянулись именно эти часы стоимостью в несколько тысяч долларов, а сайт не занимается доставкой в Россию, можно написать продавцу письмо с просьбой отправить вам заказ персональной посылкой. Интернет-магазины часто идут навстречу своим покупателям, будь то американский, европейский или китайский сайт. В любом случае попытка не пытка.

Зачем иметь несколько карт

Очевидно, что за покупки в зарубежных магазинах со своей кредитной или основной карты, на которой хранятся все средства, лучше не платить. Для таких случаев имеет смысл завести специальную дебетовую карту и пополнять ее только на суммы, которые собираетесь потратить на интернет-покупки. Если вдруг мошенники каким-то образом завладеют данными вашей карточки и смогут снять с нее деньги, они получат лишь те средства, которые вы на нее положили для очередной покупки. Это неприятно. Но еще неприятнее будет, если они снимут вообще все средства с вашей основной карты или тот миллион рублей, что ваш банк щедро выделил вам в кредит. Чтобы еще больше обезопасить свои деньги, привяжите карту для покупок к электронному кошельку: так ни мошенники, ни даже интернет-магазины не увидят никаких данных вашей карты, а при оплате будет использоваться лишь информация о вашем кошельке. Если карточек у вас несколько, можно привязать их все.

Почему можно заплатить «не туда»

Перед тем как заплатить за онлайн-покупку, еще раз внимательно проверьте адрес интернет-магазина. Даже если сайт не поддельный, мошенники могут заразить его вирусом, который после оформления заказа перенаправляет пользователя не на настоящую страницу оплаты, а на поддельную. Внешне платежные страницы могут ничем не отличаться одна от другой, но разница в адресах будет точно. Еще обращайте внимание на протокол соединения: адрес должен начинаться с «https://» — это указывает на безопасность сайта.

Правила возврата товара

Перед тем как сделать заказ, обязательно загляните в раздел Delivery&Returns, в нем интернет-магазины сообщают об условиях возврата товаров. На разных сайтах они могут отличаться, а некоторые площадки могут вообще не принимать товары назад. Важно помнить, что, покупая в конкретном магазине, вы автоматически соглашаетесь с его правилами, в том числе возврата. И если, согласно правилам магазина, товар можно вернуть только «Почтой России» или привезти лично (например, бракованный кошелек из кожи водяной змеи, доставленный вам с Бали), то вернуть покупку вы сможете только таким способом и никаким другим. Кроме того, обычно при возврате товара, купленного в интернете, расходы ложатся не на магазин, а на покупателя. Если вам не повезло и вы получили бракованный товар, нужно сфотографировать брак, сообщить о нем продавцу и уточнить условия возврата.
Если магазин согласится принять товар назад, отправьте посылку и дождитесь подтверждения, что она дошла до адресата. После этого магазин будет обязан вернуть вам деньги. Если вы выполнили все условия возврата, но деньги так и не пришли, можно обратиться в банк, который обрабатывал ваш платеж. Не забудьте сохранить все документы, касающиеся покупки: чеки, переписку с согласием магазина на возврат, бумаги об отправке товара назад продавцу, — все это пригодится вам в дальнейшем разбирательстве.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.