27 ноября 2012

Hop&Scotch: английский не как в школе

Языковая школа Hop&Scotch открылась в сентябре 2011 года. На примере небольшого образовательного учреждения авторы проекта доказали, что процесс обучения станет эффективнее, если преподаватель будет прислушиваться к ученику и иногда закрывать учебник на неинтересной теме. Школьница, студент, сотрудник IT-компании и управляющая рестораном рассказали «Бумаге» о том, зачем они пошли учить английский и каких результатов достигли благодаря нестандартному подходу преподавателей.

 Материал публикуется в рамках рекламного спецпроекта «Бумаги» и школы Hop&Scotch

Фото: Анастасия Авдеева / «Бумага»
История небольшой частной школы началась год назад. Авторы проекта — Владимир, Екатерина и Марина, поработав в разных местах, так или иначе связанных с образовательной деятельностью, решили объединить свой опыт и изменить подход к обучению английскому языку. Владимир Овсянников до Hop&Scotch работал исполнительным директором в крупной языковой школе в Челябинске. Изучив систему работы с клиентом, принятую во многих частных школах, Владимир понял, что она совершенно не эффективна и не может дать желаемых результатов в короткие сроки: — Ученик проходил поверхностный тест, и его сразу же отправляли в любую свободную группу, которая порой не соответствовала уровню его знаний. На вопрос: «Почему меня отправили туда?» чаще всего менеджер не мог дать ответа, так как занимался только составлением договоров и к английскому отношения не имел. В итоге человек платил деньги ни за что. С этой же проблемой, но уже с позиции ученика, столкнулась исполнительный директор школы Марина Сухина. Марина работала в медицине и часто ездила на стажировки в Европу. Язык был ей необходим, чтобы слушать лекции и общаться с коллегами. Казалось, выполнить задачу просто — ведь в городе языковых школ много, рынок давно сформирован и предложение превышает спрос. Однако эффективное обучение и внимательный подход к нуждам клиента найти так и не удалось. — Мне нужно было достичь конкретной цели — за месяц подтянуть английский. Но что я получила? Каким-то непонятным образом меня определили в группу, где были ребята с разными уровнями подготовки. Кто-то не мог двух слов связать, а кто-то говорил так бегло, что я не понимала и половины, — вспоминает Марина. Окончательно концепция новой школы и стратегия совершенствования учебного процесса оформились с приходом Екатерины Тычинской, занявшей должность академического директора. Будучи филологом и профессиональным преподавателем английского языка, Екатерина понимала косность традиционной системы и стремилась сделать структуру занятия более мобильной — предоставить свободу преподавателю и ученику в выборе тем курса и методов работы. Как говорят коллеги, они борются с одной проблемой с разных сторон: Владимир как грамотный организатор, Марина как требовательный клиент, а Екатерина как профессиональный преподаватель английского языка. Теперь главными принципами работы школы стали продуманная организация образовательного процесса, комфортные условия для проведения занятий и, конечно же, индивидуальный подход к ученику.

«Ученик проходил поверхностный тест, и его сразу же отправляли в любую свободную группу, которая порой не соответствовала уровню его знаний»

Перед записью на курсы в Hop&Scotch каждый клиент проходит диагностику языка. Это не традиционный тест на грамматику и лексику, а полная проверка знаний, которая включает письменные задания, устную беседу и подробную консультацию по результатам пройденных испытаний. Нередко бывает так, что уровень грамматики, например, выше, чем уровень устной речи. Тогда ученик сам выбирает, что ему важнее: подтянуть разговорный английский в более слабой группе или же продолжить совершенствовать грамматику в сильной. — Иногда я провожу целый день, общаясь с клиентами, — рассказывает Екатерина. — Важно не только диагностировать уровень знания языка, но и понять, каких целей он планирует достичь, заплатив деньги за курс. В каждой группе Hop&Scotch учится не более восьми человек. Только при таком количестве преподаватель имеет возможность работать с каждым индивидуально, учитывая профессию, цели и интересы ученика. — Одна из шероховатостей традиционного изучения иностранного языка — это универсальный подход ко всем членам группы. Наши преподаватели обязательно меняют тематическое наполнение занятия в зависимости от потребностей наших учеников,  — рассказывает Екатерина. —  Например, мы никогда не будем изучать с группой айтишников тему «свадебных колокольчиков», которая есть во многих учебниках. Если тема неинтересна, значит обратимся к другим учебным материалам.

«Важно не только диагностировать уровень знания языка, но и понять, каких целей он планирует достичь, заплатив деньги за курс»

В программе школы реализуется несколько направлений изучения языка — основные курсы, специализированные тренинги и практические занятия. Сейчас основатели и преподаватели развивают программы не только базового английского, но и профессиональные направления для людей, которым язык нужен для работы. Каждый курс имеет свою специфику — будь то программы для школьников, семинары для бизнесменов или обучающие тренинги для студентов. Ученики наравне с преподавателями имеют возможность моделировать учебную программу и предлагать новые темы курсов.

Курсы для детей

В Hop&Scotch для детей проводят как групповые занятия, так и индивидуальные уроки. По мнению преподавателей, основная проблема школьного английского заключается в том, что учителя уделяют слишком мало вемени устной речи и произношению. В небольшой группе эти пробелы легче восполнить, уделив внимание каждому ребёнку. Самый лучший способ обучить языку маленьких детей — говорить исключительно на нём.

Елена Артемьева, ведёт детские группы:

— Вести уроки, разговаривая всё время на английском, бывает тяжело, но этот метод даёт хорошие результаты: даже в перерывах дети общаются со мной только на английском. Однажды ребёнок услышал, как я говорю с его родителями по-русски, подошёл и так удивлённо произнес: «Hello, Helen?». Вообще, при работе с детьми, считает Елена, нужно сходить с ума — как можно больше играть и веселить, а не заставлять ребёнка зазубривать слова. Изучая цвета с ребятами, преподаватель может оставить красную метку на носу — так детям будет легче запомнить названия цветов и сконцентрироваться на уроке. Семья одной из учениц школы Кати Горшковой собирается в следующем году переезжать в Канаду. Несмотря на то, что английский в классе преподают четыре года, одноклассники Кати так и не продвинулись дальше простейших грамматических конструкций. — Так как мы будем жить в Канаде, мне важно хорошо знать язык и понимать, о чём со мной говорят. В школе на английском мы уже четыре года подряд проходим один и тот же Present Simple. Как говорит моя мама, далеко с таким английским не уедешь. В Канаду точно. Сейчас я вижу результаты занятий — благодаря курсам я без труда попала в сильную группу в школе.

Тренинг Presentation Skills

Курс по мастерству презентации проходит в течение двух дней. Чтобы эффективно выстроить урок, преподаватель знакомится с группой и узнаёт, какие пробелы необходимо восполнить — проверка может проходить в форме теста или устной беседы на английском. В первый день даётся база специальной лексики, изучаются языковые и культурные особенности презентации для англоязычной аудитории. Второе занятие посвящено практической части: ученик готовит презентацию и выступает перед аудиторией.

Иван Гусев, ведёт семинар Presentation Skills:

— Курс был создан для людей, которым по работе или учёбе часто приходится делать презентации. Нередко эти навыки требуются на экзаменах на сертификат. И для этого нужна специальная подготовка: если вы будете переводить с русского на английский дословно, то ваша презентация получится неграмотной. Что касается манеры поведения при публичном выступлении, то здесь можно посоветовать больше читать разных авторов, но ко всему подходить критично. Однажды мне попалась фраза: «Помните, что дорогой парфюм никогда не продаётся в дешёвой бутылке» («Remember that good perfume never comes in a cheap bottle»). Благодаря этой метафоре я теперь каждый раз продумываю, во что я буду одет — это тоже важно. Студент факультета муниципального управления Геогрий Тычинский пришёл на тренинг, чтобы подготовиться к выступлению в университете. Ему необходимо было представить учебный проект турфирмы на английском языке. — Несмотря на то, что в университете уровень английского не очень высокий, задания нам дают довольно сложные. Часто приходится выступать перед публикой с докладами и презентациями на английском. Для того чтобы грамотно описать графики и диаграммы, нужно владеть специальной лексикой, а её как раз нам никто в университете не давал. На тренинге за два дня я освоил необходимую базу и подготовил презентацию по своему заданию. В университете было значительно легче выступить, меня даже спросили, где я учился этому.
В детстве я играл в компьютерные игры очень много и меня постоянно ругали родители. А сестра как раз-таки говорила, что это, наоборот, хорошо, потому что все игры были на английском с субтитрами. Смешно, но это была мощная база.

Профессиональный английский

Курс для ресторанного бизнеса — это новая программа, которую только начали разрабатывать в школе. В скором времени появится несколько специализированных направлений — для официантов, барменов, сомелье и менеджеров.

Екатерина Тычинская, автор курса для ресторанного бизнеса:

— Мы были свидетелями одного забавного случая в Елисеевском магазине: в кафе около нас сидели две иностранки и отчаянно пытались добиться внимания официантов, чтобы наконец сделать заказ. Мы успели выпить кофе и съесть десерт, а они по-прежнему ждали. Ребята пробегали мимо со словами: «Не, не, не. Я не пойду, я боюсь. Я Колю позову». А это ведь центр города — туристическое место. Было жутко стыдно. К нам приходят учиться управляющие и менеджеры в ресторанах, барах, клубах. Они признаются, что незнание языка — это огромная проблема. Поэтому мы поняли, что потребность в отдельной программе по ресторанному бизнесу существует и её нужно удовлетворить. Олеся Бесперстова несколько месяцев посещает курс Elementary. Потребность в изучении языка появилась после того, как девушка устроилась работать в ресторан, где каждый день приходилось общаться на английском. — Наш шеф-повар, балиец, поставил чёткое условие: «Вы должны говорить по-английски, я же не разговариваю с вами на индонезийском». С языком у меня всегда были проблемы — я могла произносить банальные фразы, путая слова и времена. Сейчас я уже могу решать проблемы и свободно общаться с шеф-поваром. Недавно я отправила в Hop&Scotch одного официанта: я хотела его повысить до менеджера, но проблема в том, что английский он знал плохо. А это действительно огромное препятствие на пути карьерного роста в ресторанном бизнесе.
Лексика меню очень сложная, многие официанты не знают, как перевести некоторые позиции. Тогда мы в школе перевели названия ингредиентов на английский, и я попросила персонал заучивать наизусть, чтобы не возникало трудностей с поваром. Зная специфику моей работы, преподаватели Hop&Scotch стараются давать нужную лексику из ресторанной тематики. Но, конечно, рано или поздно понадобятся более глубокие знания, поэтому специализированный курс придётся кстати.

Курсы Upper Intermediate и Advanced

Татьяна Антипина преподает английский в продвинутых группах. С такими учениками, считает Татьяна, нельзя ограничиваться набором общих тем, которые есть во всех учебниках. Структура занятия должна быть максимально свободной. Преподаватель старается выбрать интересную, но в то же время сложную для обсуждения проблему, и подобрать как можно больше источников информации для анализа.

Татьяна Антипина, преподаёт английский у продвинутых групп:

— У нас может быть очень узкая тема: например, почему один бизнес успешен, а другой нет? Недавно обсуждали воспитание детей и проблемы российского школьного и вузовского образования. Я стараюсь им показать не учебные видео, а предоставить разнообразные взгляды на проблему. В Hop&Scotch удалось создать структуру, где никто никого не ограничивает. Иная ситуация складывается  в школах, где работают уважаемые, но слишком консервативные преподаватели. Там настолько жёсткая система, что ты как преподаватель даже не можешь показать интересное видео длиннее 10 минут, например. Ученик Татьяны Александр Цветков работает в американской IT-компании, которая занимается разработкой программного обеспечения. Александр в совершенстве владеет языком в деловой сфере, а в школу пришёл, чтобы подтянуть разговорный английский. — Очень не хватало устного английского и возможности поговорить на отвлеченные темы. Если бизнес-общение мне было по плечу, то как только мы с коллегами оказывались на каком-нибудь team-building в ресторане, мне становилось сложнее. Конечно, захотелось достичь такого уровня английского, на котором можно было вести неформальную беседу.
У меня есть два любимых способа дополнительного изучения языка. Первый — кино и сериалы. Из современных сериалов мне нравится произношение в «How I met your mother» и «The Big Bang Theory». Второй способ — спортивные матчи. Я увлекаюсь британским футболом и регулярно смотрю матчи, слушая английских комментаторов. Они всегда работают по двое: один из них говорит с британским акцентом, а другой как будто с шотландским — это, наверное, считается политкорректным. Они всё по-разному произносят — это тоже хороший опыт восприятия информации на слух.
Татьяне Михальченко, сотруднице отдела «Яндекс.Деньги», наоборот, понадобился английский для работы. Начав с базового курса Pre-Intermediate, девушка почти за год дошла до уровня Advanced. — Я занимаюсь подключением иностранных магазинов к нашей платёжной системе, и когда настал момент первых переговоров с иностранцами, я поняла, что попала: ничего не понимала и могла положиться только на своих коллег. Поэтому с ноября прошлого года начала заниматься в школе Hop&Scotch — сначала индивидуально, а к январю меня перевели в группу Upper. Сейчас я уже на уровне Advanced и по-прежнему продолжаю заниматься. Регулярно провожу переговоры с Америкой, Норвегией, Австралией.
Смотрю сериалы, все книги читаю на английском. Прочитала Dracula, Clockwork Orange, Lord of the Flies. Сейчас я перешла на обучающую литературу по составлению резюме, прохождению собеседований. Очень полезной оказалась книга The Google Resume Гейла Лакмана Макдауэлла.

Чтобы определить свой уровень владения английским, вы можете пройти тест и получить бесплатную консультацию в школе Hop&Scotch 

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.