16 июля 2012

Митя Харшак: «Образование —
это не то, чему тебя учат»

13 июля в Петербурге открылся центр информационного и графического дизайна MAKE IT. Главная цель проекта — предоставить площадку для творчества как дизайнерам, так и тем, кто хочет ими стать. Одним из спикеров, приглашенных на открытие, стал дизайнер и издатель журнала «Проектор» — Митя Харшак. «Бумага» поговорила с Дмитрием о том, зачем нужны подобные пространства и почему в России графических дизайнеров до сих пор учат рисовать натюрморты.

Фото: Юлия Лещинская / «Бумага»
— Идея этого пространства заключается в объединении сил дизайнеров, журналистов и так далее. Вы уже в курсе ближайших проектов MAKE IT и планируете в них участвовать? — Я пока не понимаю, что оно собой представляет, так как сам оказался в этом пространстве 15 минут назад. На первый взгляд могу лишь сказать, что подхвачена прекрасная петербургская традиция обустраивать культурные пространства на последних этажах без лифта. Если без шуток, то появление таких мест не может не радовать. Здорово, что подобных точек на карте становится всё больше и больше. Центр графического и информационного дизайна — это, конечно, здорово. Но пока не могу сказать, как будет работать эта образовательная площадка. — Могут ли такие проекты, как этот, дать серьёзное образование в сфере дизайна? Или это лишь площадка, благодаря которой можно получить лишь поверхностные знания и расширить кругозор? — На самом деле, что Муху, что MAKE IT можно рассматривать и как одинаково серьезное и как одинаково несерьезное образование. Нужно понимать, что образование — это не то, чему тебя учат, а то, что ты сам берёшь. Например, шесть сезонов программы «Вижу», которые я делал в «Этажах», стали для многих очень хорошей школой. Естественно, для тех, кто этого хотел. Ведь общение с профессионалами, а не выполнение семестровых заданий, самая важная часть в дизайнерском образовании. В этом плане новая площадка может быть полезна. — А где тогда стоит учиться графическому дизайну? — Конечно, стоит ехать за границу. Обязательно, если есть такая возможность. Даже не столько для овладения профессией, сколько для включения себя в европейский культурный контекст. Проживание в течении нескольких лет в Европе исключительно положительно сказывается на дальнейшей карьере, да и просто расширяет кругозор. А что касается наших вузов, то сильнейшей графдизайнерской кафедрой, на мой взгляд, является кафедра под творческим руководством Константина Старцева на Факультете Искусств нашего СПбГУ. Все результаты «старцевских» студентов на голову выше результатов выпускников Мухи и других заведений — совершенно другой качественный уровень. Говоря о Москве, стоит, конечно, назвать Британскую высшую школу дизайна, которой можно дать первое место как по уровню образования, так и по уровню профессионализма преподавателей — это люди, состоявшиеся в профессии, те, кто известен выдающимися проектами в боевых практических условиях. Как правило, в Британку на семестровые и дипломные просмотры приходят представители известных студий таких, как «Дизайн Депо», «Директ Дизайн», «Студия Артемия Лебедева» и многих других, чтобы отследить талантливых и перспективных ребят. — Вы преподавали в России и какое-то время читали курс лекций в Германии. Есть ли разница между образовательными программами здесь и там? — Я сейчас регулярно не преподаю, скорее, даю интенсивные мастер-классы. Вот три дня назад вернулся из Москвы, где давал мастер-класс в Британке. В Германии же, да и в Европе в целом, дизайнерское образование не имеет ничего общего с написанием натюрмортов и рисованием гипсов. Это уже совершенная архаика в нашей системе образования. Там значительно в большей степени учат людей думать и смотреть вокруг, чем зарываться в многочасовые академические рисовальные штудии. Этим грешат наши фундаментальные традиционные дизайнерские заведения Строгановка или Муха. — Одним из немногих профессиональных изданий для дизайнеров является ваш «Проектор». Это журнал для довольно узкой аудитории. Как думаете, могут ли появиться в России массовые журналы вроде английского Design Review? — А я считаю, что и это не нужно, так как нет достаточной аудитории, чтобы такие журналы продавались в киосках Роспечати. Специализированные арт-издания за редким исключением не окупают затрат на производство, а держатся на плаву благодаря энтузиазму издателей. Что касается «Проектора», то у него в сравнении с массовыми изданиями, аудитория небольшая. Но для профессионального дизайнерского издания, я считаю, печатный тираж 3 000 экземпляров и 25 000 читателей онлайн-версии очень неплохим результатом. — Какие проблемы в развитии графического дизайна в Петербурге вы можете обозначить на сегодня? — Одна из проблем в том, что в нашем городе тот небольшой рынок, что есть и тот стопроцентно построен под заказчика. В Москве все же есть крупные студии и офисы сетевых агентств, которые имеют большой вес и оказывают заметное влияние на рынок. Дизайнерское сообщество в Петербурге очень разобщено и никакого влияния на ситуацию оказать не может. Союз дизайнеров также не играет консолидирующую роль. Данный рынок, впрочем, в Санкт-Петербурге никогда не был полноводным. Стоит также понимать, что графический дизайн — это не лучший способ приблизить собственное материальное благосостояние. Читайте другие тексты рубрики:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.