3 августа 2012

Красочный лигалайз: граффити
в центре Петербурга

В минувшую среду в десяти точках города петербургские граффитчики рисовали при свете дня и под надзором полиции. Цель перфоманса — пропаганда стрит-арта и привлечение внимания горожан к проблеме легального граффити. «Бумага» узнала у участников акции, зачем легализовать уличное искусство.

Фото: Анастасия Авдеева / «Бумага»
Акция была частью программы арт-форума Grafffest, который пройдёт в нашем городе во второй раз. В рамках фестиваля состоится и традиционная встреча Meeting of Styles — крупнейшего международного форума граффити, российский этап которого проходит в Петербурге. В прошлом году организаторы уже пытались собрать подписи под открытым письмом губернатору с просьбой создать зоны, где граффити можно было бы рисовать легально. Но собранных подписей оказалось слишком мало. В этом году активисты граффити-движения возобновили попытки и выбрали новую стратегию — устроили перфоманс с участием художников в центре города. Планировалось, что лучшие петербургские граффитчики будут создавать свои картины прямо на глазах у прохожих. При этом остановившиеся зеваки смогут тут же поставить свою подпись. Всё действо должно было продлиться два часа — с 15 до 17, но из-за сильного дождя художникам пришлось свернуться раньше. Тем не менее, все картины в тот же день были закончены. Получившиеся граффити останутся на месте до конца лета. Их не тронут и не заклеят афишами. Администрация выделила щиты для акции в центральных точках города, но это разовое разрешение для временной экспозиции. Сейчас в  Петербурге нет ни одного места, где рисовать на городских объектах было бы разрешено постоянно. За рисунки на стенах можно в лучшем случае быть задержанным за хулиганство, а в худшем — за вандализм. Петербургские художники, которые занимаются граффити давно и профессионально, часто уезжают рисовать в Америку и страны Европы. Дома же их деятельность считается преступной. Многие картины стрит-арта остаются незаконченными, так как авторам просто приходится убегать от полиции. Возможность нарисовать что-то легально появляется крайне редко. И только на частных территориях. На сегодняшний день единственным таким местом является Центр культуры «Красное Знамя», территория которого и является площадкой для ежегодного Meeting of Styles.

Владимир Солдатов, вокалист группы Т9, ведущий фестиваля Grafffest

На мой взгляд, настоящая жизнь возникает под пером поэта, на нотном стане, когда музыкант пишет музыку, когда художник рисует. А стрит-арт — это как раз тот вид искусства, где любой может взять в руки баллон с краской и нарисовать. Их полотно — это улица. Это ниша, которая даёт возможность рисовать всем, кто хочет. Я понимаю, когда художник только начинает, это смотрится не очень хорошо — какие-то там буквы, что-то грязное и непонятное. Но так обстоят дела во всех сферах. Есть люди, которые уже умеют, у которых есть опыт и они продолжают делать это так же чисто и искренне. Можно просто смотреть на них и тянуться к этому. Это всего лишь элементы развития и стрит-арт на данный момент развивается огромными шагами. Если Санкт-Петербург так консервативен в отношении своего внешнего вида, как о нём говорят, то почему у нас так много мусора? Становится меньше, но люди все равно сорят на улицах. Кругом грязные стены. Причем я не говорю об исторических зданиях, о памятниках культуры. Я о совершенно других местах. И если их будут украшать действительно красивые, хорошо сделанные рисунки, то все будут только рады. Конечно, люди должны сами понимать, какой у них уровень. Одно дело нарисовать дома на планшете или у себя во дворе, чтобы потом стереть, а другое — в своем любимом городе. Надо понимать, сможешь ты или нет. И если нет, то знать людей, которые смогут. Важно трезво оценивать себя и не проявлять этот дикий творческих эгоизм, свойственный художникам.

Наташа Floksy, иллюстратор, креативный директор компании Indeepop, граффитчик, участница фестиваля

В 9-м классе мне нравился мальчик, который занимался граффити. Я к тому времени закончила художественную школу и мне удалось вписаться в тусовку. Честно говоря, ничего стоящего я тогда не нарисовала. Первую свою картинку я сделала позже у себя в парадной. Рисовала месяц, предварительно опросив всех соседей. Стена эта до сих пор там. Ей десять лет, а она как будто вчера нарисована. Смысл таких фестивалей для меня прежде всего в общении. В том, чтобы все не просто пришли и порисовали, что хотят, а чтобы смогли договориться. Ведь все расписывают одну стену. Среди граффитчиков всё происходит очень просто. Все друг другу доверяют. Можно сказать: «Я нарисую это, а вы нарисуйте то» и быть уверенным, что не уйдут и нарисуют круто. С иллюстраторами-фрилансерами, например, совсем не так. Они могут пропасть, подвести тебя. У граффитчиков так не принято. В Петербурге это команда, которая собиралась не один год и все очень дружные.

«Первую свою картинку я сделала у себя в парадной. Рисовала месяц, предварительно опросив всех соседей. Стена эта до сих пор там. Ей десять лет, а она как будто вчера нарисована»

У нас есть несколько дворов, которые из года в год перекрашиваются все новыми и новыми людьми. Раньше ездили рисовать в Автово, но там убрали гаражи и рисовать там больше негде. Еще ранше на Кировском заводе рисовали, но теперь там пейнтбольный клуб. Но и это все было нелегально. В любой момент могли приехать и забрать тебя. Городу нужно разрешать художникам рисовать, но только продакшенам из профессионалов. И важно, чтобы граффити росли вверх, а не расползались «по низам» города. Чем выше, тем сложнее это достать вандалам и просто начинающим районным «умельцам». Если бы город выделил бы несколько стенок, то найти спонсоров на эти стенки не трудно. Даже если там будет какой-то логотип. Почему нет? Взамен мы получим красивое здание. В европейских городах это на каждом шагу. И даже если это по сути реклама, это лучше, чем просто старый обветший дом. Конечно, было бы здорово, чтобы были места и для тех, кто только учится рисовать. Иначе они будут продолжать ходить по городу и пробовать свои силы на любом попавшемся доме. Мне бы этого не хотелось. С одной стороны, стыдно — нас ведь потом сравнивают с теми, кто оставляет непонятные надписи на домах. С другой — их тоже можно понять, они хотят научиться, а не испортить. И такие граффити будут появляться и дальше. Вот почему профессионалам нужно «расти» вверх, в более недоступные места. Часто люди, приезжающие в наш город, спрашивают меня, где можно посмотреть красивые граффити. И я отвечаю, что не знаю. Всё, что появляется, быстро закрашивается или перекрывается. И получается, что кроме дома на Комендантском проспекте, который мы сделали в 2008 году, нам больше нечего показать.

 Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.