18 апреля 2018

Пройти на яхте всю Атлантику, выдержать в шторме три дня и три ночи и установить мировой рекорд. История петербурженки Ирины Грачевой

В июне 2017 года петербурженка Ирина Грачева со шведским гонщиком Микаэлем Рюкингом установили мировой рекорд, совершив на 40-футовой парусной яхте трансатлантический переход по маршруту Бермуды — Плимут всего за 13 дней. До этого однокорпусные яхты никогда не проходили такое расстояние на скорость. Сейчас Грачева готовится к одиночной трансатлантической гонке, которая пройдет в 2019 году.

Ирина рассказала «Бумаге», как проходит подготовка к одиночной гонке и почему они с напарником не стали обходить шторм.

Ирина Грачева

Яхтсменка

Идея

Еще в феврале я познакомилась со своим шкипером Михаэлем из Швеции — и мы продолжили путь вместе. Идея совершить переход Бермуды — Плимут была изначально его, я просто получила предложение пройти этот путь и присоединилась. Поэтому с моей стороны большой подготовки не было.

Яхта Микаэля Talanta (входит в международную ассоциацию Class 40 — прим. «Бумаги») идет по маршруту в течение года и участвует в разных мероприятиях, которые должны быть друг с другом сопряжены. Сначала у него гонки в Европе, потом через Атлантику и на Канарских островах. После этого нужно снова возвращаться в Европу. Но просто так возвращаться в режиме круизинга и идти абы как не хочется, это не по-спортивному и не дает никакого опыта.

Переход от Бермудских островов до Плимута тоже произошел поэтому: предыдущие гонки завершились на островах, мы собирались на гонки в Англию и решили пройти эту дистанцию. Мыс Лизард (располагается в графстве Корнуэлл, самая южная точка Великобритании — прим. «Бумаги») — самый популярный финиш в кругосветных гонках; наша точка финиша была чуть дальше, но мы проходили и этот мыс тоже.

Подготовка

В первую очередь яхта должна отвечать требованиям безопасности. Важна надежность такелажа (всех снастей судна — прим. «Бумаги») и корпуса яхты, наличие оборудования. Есть очень большой список того, что должно быть на яхте и в каком состоянии; всё оборудование проходит в нужные сроки инспекцию и соответствует требованиям. 

Если говорить про подготовку навигации, то на таких лодках установлена система роутинга. То есть на компьютере мы прокладываем наш путь, загружаем прогноз туда же в программу и видим, сколько времени займет дорога и какими курсами можно идти, а также спрогнозировать, какие паруса и где будем ставить.

Еще можем посмотреть, какие опасности нас ждут из-за погоды: и если будут какие-то циклоны проходить, заранее решить, как их обойти.

В законодательном плане есть такой нюанс: чтобы рекорд засчитали, нужно обратиться в организацию, которая занимается регистрацией мировых рекордов. Подать заявку, оплатить взносы, выполнить определенные требования. Например, запрещено передвижение под мотором вообще. 

Еще нужно договориться с человеком, который даст старт. Он должен выйти в определенном месте в определенное время, пока мы намечаем линию отправления, и по рации дать нам команду «старт» (яхта стартовала 1 июня в 23:09 — прим. «Бумаги»). С этого момента мы считаемся в этой, так сказать, гонке и должны кататься только под парусами, не принимать ничью постороннюю помощь, использовать только свои ресурсы.

Представители организации могут отслеживать, где мы находимся и когда прибудем (Ирина и Микаэль финишировали 15 июня в 7:28 — прим. «Бумаги»). Мы заранее отправляем электронное письмо человеку, который нас встретит и примет у нас финиш, засечет время с точностью до секунды. После этого отправляем организации файлы с нашего роутинга. Это занимает недели-две, и если все требования были соблюдены, фиксируют рекорд.

С провизией всё было достаточно просто. Мы использовали стерилизованный продукт — это еда, которая расфасована в пакеты по одной порции. Пакет кидаешь в кастрюлю и согреваешь, отрезаешь верх и ешь оттуда ложкой. Еще брали с собой немного консервированных овощей, фруктов и йогурты.

Переход Бермуды — Плимут

Переход начался хорошо, но первые несколько ночей мы всё время рвали паруса: только за первые четыре ночи порвали три паруса. А в середине пробега попали в шторм, достаточно серьезный: три дня и три ночи с волной до 12 метров и ветром скоростью в среднем 45 узлов (около 83 км/ч — прим. «Бумаги»). Всего за время поездки мы порвали пять парусов.

Волна была достаточно крутая, из-за этого автопилот почти не мог справиться —приходилось рулить всё время вручную, было очень тяжело. Мы трое суток шли таким образом, сменяя друг друга каждые три часа: один шел спать, другой рулить. К тому времени мы уже не ложились в кровать, а спали прямо на полу в спасательных жилетах.

Два раза нас положило парусами и мачтой на воду, я в этот момент рулила — и меня просто выкинуло из лодки. Я была пристегнута и какое-то время просто висела над океаном только на этой веревке. После шторма был еще один день штиля, который нас очень сильно притормозил.

2 человека

участвовали в переходе Бермуды — Плимут

13 дней

занял заплыв

2870 миль

(≈ 4600 км) прошли участники на яхте

5 парусов

порвалось за время перехода

3 дня и 3 ночи

длился сильный шторм

12 метров

высота волн во время шторма

По времени переход занял 13 дней, 5 часов, 19 минут и 30 секунд. Изначально планировали пройти дней за 11, но нас затормозил шторм. На этой дистанции мы были первой однокорпусной лодкой, установившей рекорд. Предыдущим ходил тримаран — это многокорпусное судно, показывающее совсем другие результаты.

Деньги, затраченные на переход, мы не подсчитали. Очень сложно оценить, потому что яхта давно готова для прохождения таких дистанций и регулярно участвует в гонках.

Единственная проблема: когда вносили рекорд, меня записали шведкой. Пришлось им исправлять мою национальность на русскую. Тогда представитель организации предложил: «Может, вы поженитесь, и ничего менять не надо будет?».

Риски

Основные риски — это, конечно, матчасть: когда что-то ломается и надо чинить. Хорошо, что на нашей яхте есть много вещей для ремонта прямо на плаву. Но понятно, что бывают ситуации совершенно катастрофические, когда яхты налетают на предметы в океане. Такой риск существует всегда.

Был риск с моментом «погодного окна». Наш результат зависел от погодных условий, но мы не могли ждать того окна, которое создало бы для нас идеальные погодные условия, чтобы всё прошло быстро и комфортно. Поэтому приходилось ловить какое-то подходящее «окно» — и можно было испортить результат.

Опыт

Мы могли обойти шторм большим кругом, но нам было важно знать, что там находится и как это ощущается, когда ветер дует так сильно. Это было достаточно страшно. Но когда идешь в море, нужно представлять, с чем можешь столкнуться. Еще важен опыт нахождения на палубе в одиночку. И вообще, переход через Атлантику — это огромное событие в моей жизни, это было грандиозно.

О подготовке к одиночному плаванию через Атлантику

Подготовка к трансатлантической гонке одиночек, которая пройдет в 2019 году, идет полным ходом. Я уже купила яхту и совершила свое первое квалификационное плавание: 33 часа в море одной.

В гонке запрещено пользоваться любыми системами, которые делают автоматический роутинг и позволяют в процессе гонки загрузить прогноз. Единственное, что я могу слушать, это прогноз по радио. Поэтому мне сейчас приходится вспоминать бумажные карты, старинные GPS-навигаторы и прочее.

Маршрут такой: сначала мы идем от Франции на Канарские острова, а потом на Карибские. К участию в гонке допускается 84 лодки, все стартуют в один момент. Но океан большой, а у всех свое видение, как нужно пройти этот маршрут, поэтому все постепенно разбредаются и может произойти так, что ты кого-то не видишь достаточно долго.

У меня по плану весь сезон до сентября очень плотный, впереди будет много гонок. Венцом станет гонка от Франции на Азорские острова и обратно, в общей сумме 2600 миль. Но до этого я должна пройти много квалификаций. Неподготовленным людям трансатлантическую гонку пройти не разрешается.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.