21 августа 2020

Гидроциклам и маленьким катерам хотят запретить плавать в центре Петербурга. Что об этом известно

Комитет по транспорту предложил запретить гидроциклам и маленьким катерам передвигаться по рекам и каналам в центре Петербурга. Таким образом чиновники хотят бороться с предпринимателями, которые сдают суда в аренду без капитанов и пускают за штурвал неопытных водителей.

«Бумага» рассказывает, что известно о поправках и о том, как они отразятся на водных экскурсиях и аренде малых судов.

Власти Петербурга хотят запретить гидроциклам и маленьким катерам плавать в центре города

В августе комитет по транспорту Петербурга предложил внести поправки в правила пользования водными объектами, запрещающие небольшим судам плавать в центре города. Об этом «Бумаге» сообщили в пресс-службе комитета.

Согласно поправкам, под запрет попадают суда массой до 200 килограммов и мощностью двигателя до 8 киловатт — для управления ими не нужны права. В основном это гидроциклы, моторные лодки или катера вместимостью 2–5 человек, пояснили «Бумаге» участники рынка водного туризма. Такие плавсредства часто сдают в аренду.

Если поправки примут, небольшим судам запретят передвигаться по Мойке, Фонтанке, Зимней канавке, каналу Грибоедова, Кронверкскому проливу и Крюкову каналу. В комитете по транспорту отмечают, что это акватории с наиболее интенсивным движением.

Законопроект призван бороться с арендой катеров без капитанов

Законопроект разработали для борьбы с предпринимателями, которые сдают катера в аренду без капитанов. В комитете по транспорту говорят, что за штурвал часто пускают неопытных водителей, которые не знают правил движения на воде. Это показали рейды МВД и МЧС в конце 2019 и 2020 годов.

Пресс-служба комитета по транспорту:

«Согласно объяснениям граждан, которые управляли такими судами, выяснилось, что во время инструктажа их в основном знакомили с тем, как управлять судном, и изредка информировали о разрешенных для плавания акваториях. За штурвал в основном допускались те, кто не имел опыта управления судном и не знал нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок движения судна в административных границах Санкт-Петербурга».

В поисковиках Google и «Яндекс» можно найти десятки сайтов по аренде катеров без капитана. В основном услугу предлагают всем желающим, даже без опыта вождения. Только на некоторых сайтах отмечают, что заходить в каналы в центре города опасно.

В среднем цена за аренду четырехместного катера на 45 минут начинается от 1300 рублей. В некоторых случаях она доходит до 7 тысяч рублей за час. В 2018 году объем рынка аренды водных судов в Петербурге источники «Фонтанки» оценивали в 400 миллионов рублей за сезон.

Катера и гидроциклы создают аварии на воде, считают авторы поправок

Авторы поправок считают, что из-за массовой аренды катеров без капитанов на воде происходят аварии. С ними согласны и некоторые участники рынка. В компании Neva Trip «Бумаге» сказали, что «быстрое и хаотичное передвижение [водных мотоциклов] создает определенные неудобства для туристов и жителей города, а также опасные прецеденты на воде». С ними согласны и в «Нева Тревел Компани».

Сергей Комлев
директор по эксплуатации флота «Нева Тревел Компани»

— Я всегда привожу аналогию с автомобилями каршеринга. Что будет, если разрешить всем желающим, не имеющим прав на управление, брать в аренду автомобиль и выезжать на дороги общего пользования? Конечно, количество ДТП возрастет.

При этом два источника «Бумаги» на рынке водного туризма отмечают, что не знают о массовых авариях с арендованными катерами. Один из источников предполагает, что комитет «действует на опережение» при принятии поправок.

На сайтах по аренде катеров пишут, что в случае аварии арендаторам придется лишь оплатить ремонт. Об ответственности за аварии информации нет.

После оглашения поправок в водное законодательство управление на транспорте МВД рассказало, как в июле девушка и молодой человек взяли напрокат гидроцикл, не справились с управлением на Малой Мойке и упали. В итоге девушка получила травму головы. У предпринимателя, который выдал им гидроцикл, изъяли суда, отчитались в МВД.

Фото: Елена Селиверстова
Фото: Елена Селиверстова
Фото: Елена Селиверстова

На водные экскурсии поправки, скорее всего, не повлияют. Но могут пострадать владельцы сапов и байдарок

Основные судовладельцы в Петербурге — это «Нева Тревел Компани» и Astra Marine. Остальные фирмы в основном выступают посредниками и пользуются судами этих компаний, говорит «Бумаге» источник на рынке водного туризма.

У «Нева Тревел Компани» нет судов, подпадающих под запрет, говорит директор по эксплуатации флота Сергей Комлев.

Сергей Комлев
директор по эксплуатации флота «Нева Тревел Компани»

— Большинство судов, которые проводят массовые экскурсии, больше 200 килограммов. У них есть капитаны, имеющие дипломы и знающие, как двигаться по рекам и каналам Петербурга, не создавая аварийных ситуаций. Для согласования маневров обхода, причала, подхода и обгонов они используют радиосвязь. А на судах без капитана радиостанций нет, и всё движение осуществляется без согласования.

В Neva Trip «Бумаге» также сообщили, что не используют суда с двигателями до 8 киловатт для водного туризма. При этом в компании отмечают, что запрет теоретически может отразиться на байдарках, сапах, резиновых моторных лодках и других малых частных судах. Официально их владельцам и так запрещено плавать по рекам и каналам в центре Петербурга, но их всё равно часто видят в основных акваториях.

«Эта инициатива направлена на регулирование движения водных мотоциклов по акватории. Но как часто у нас бывает, любые ограничения без комплексного подхода создают возникновение ряда других вопросов», — считают в Neva Trip.

Когда именно поправки примут, пока неизвестно. Как говорят в пресс-службе, законопроект должен пройти «оценку регулирующего воздействия», в итоге его подпишет губернатор Петербурга.

Фото: Максим Мицун / Фотобанк Лори

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.