21 августа 2020

Гидроциклам и маленьким катерам хотят запретить плавать в центре Петербурга. Что об этом известно

Комитет по транспорту предложил запретить гидроциклам и маленьким катерам передвигаться по рекам и каналам в центре Петербурга. Таким образом чиновники хотят бороться с предпринимателями, которые сдают суда в аренду без капитанов и пускают за штурвал неопытных водителей.

«Бумага» рассказывает, что известно о поправках и о том, как они отразятся на водных экскурсиях и аренде малых судов.

Власти Петербурга хотят запретить гидроциклам и маленьким катерам плавать в центре города

В августе комитет по транспорту Петербурга предложил внести поправки в правила пользования водными объектами, запрещающие небольшим судам плавать в центре города. Об этом «Бумаге» сообщили в пресс-службе комитета.

Согласно поправкам, под запрет попадают суда массой до 200 килограммов и мощностью двигателя до 8 киловатт — для управления ими не нужны права. В основном это гидроциклы, моторные лодки или катера вместимостью 2–5 человек, пояснили «Бумаге» участники рынка водного туризма. Такие плавсредства часто сдают в аренду.

Если поправки примут, небольшим судам запретят передвигаться по Мойке, Фонтанке, Зимней канавке, каналу Грибоедова, Кронверкскому проливу и Крюкову каналу. В комитете по транспорту отмечают, что это акватории с наиболее интенсивным движением.

Законопроект призван бороться с арендой катеров без капитанов

Законопроект разработали для борьбы с предпринимателями, которые сдают катера в аренду без капитанов. В комитете по транспорту говорят, что за штурвал часто пускают неопытных водителей, которые не знают правил движения на воде. Это показали рейды МВД и МЧС в конце 2019 и 2020 годов.

Пресс-служба комитета по транспорту:

«Согласно объяснениям граждан, которые управляли такими судами, выяснилось, что во время инструктажа их в основном знакомили с тем, как управлять судном, и изредка информировали о разрешенных для плавания акваториях. За штурвал в основном допускались те, кто не имел опыта управления судном и не знал нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок движения судна в административных границах Санкт-Петербурга».

В поисковиках Google и «Яндекс» можно найти десятки сайтов по аренде катеров без капитана. В основном услугу предлагают всем желающим, даже без опыта вождения. Только на некоторых сайтах отмечают, что заходить в каналы в центре города опасно.

В среднем цена за аренду четырехместного катера на 45 минут начинается от 1300 рублей. В некоторых случаях она доходит до 7 тысяч рублей за час. В 2018 году объем рынка аренды водных судов в Петербурге источники «Фонтанки» оценивали в 400 миллионов рублей за сезон.

Катера и гидроциклы создают аварии на воде, считают авторы поправок

Авторы поправок считают, что из-за массовой аренды катеров без капитанов на воде происходят аварии. С ними согласны и некоторые участники рынка. В компании Neva Trip «Бумаге» сказали, что «быстрое и хаотичное передвижение [водных мотоциклов] создает определенные неудобства для туристов и жителей города, а также опасные прецеденты на воде». С ними согласны и в «Нева Тревел Компани».

Сергей Комлев
директор по эксплуатации флота «Нева Тревел Компани»

— Я всегда привожу аналогию с автомобилями каршеринга. Что будет, если разрешить всем желающим, не имеющим прав на управление, брать в аренду автомобиль и выезжать на дороги общего пользования? Конечно, количество ДТП возрастет.

При этом два источника «Бумаги» на рынке водного туризма отмечают, что не знают о массовых авариях с арендованными катерами. Один из источников предполагает, что комитет «действует на опережение» при принятии поправок.

На сайтах по аренде катеров пишут, что в случае аварии арендаторам придется лишь оплатить ремонт. Об ответственности за аварии информации нет.

После оглашения поправок в водное законодательство управление на транспорте МВД рассказало, как в июле девушка и молодой человек взяли напрокат гидроцикл, не справились с управлением на Малой Мойке и упали. В итоге девушка получила травму головы. У предпринимателя, который выдал им гидроцикл, изъяли суда, отчитались в МВД.

На водные экскурсии поправки, скорее всего, не повлияют. Но могут пострадать владельцы сапов и байдарок

Основные судовладельцы в Петербурге — это «Нева Тревел Компани» и Astra Marine. Остальные фирмы в основном выступают посредниками и пользуются судами этих компаний, говорит «Бумаге» источник на рынке водного туризма.

У «Нева Тревел Компани» нет судов, подпадающих под запрет, говорит директор по эксплуатации флота Сергей Комлев.

Сергей Комлев
директор по эксплуатации флота «Нева Тревел Компани»

— Большинство судов, которые проводят массовые экскурсии, больше 200 килограммов. У них есть капитаны, имеющие дипломы и знающие, как двигаться по рекам и каналам Петербурга, не создавая аварийных ситуаций. Для согласования маневров обхода, причала, подхода и обгонов они используют радиосвязь. А на судах без капитана радиостанций нет, и всё движение осуществляется без согласования.

В Neva Trip «Бумаге» также сообщили, что не используют суда с двигателями до 8 киловатт для водного туризма. При этом в компании отмечают, что запрет теоретически может отразиться на байдарках, сапах, резиновых моторных лодках и других малых частных судах. Официально их владельцам и так запрещено плавать по рекам и каналам в центре Петербурга, но их всё равно часто видят в основных акваториях.

«Эта инициатива направлена на регулирование движения водных мотоциклов по акватории. Но как часто у нас бывает, любые ограничения без комплексного подхода создают возникновение ряда других вопросов», — считают в Neva Trip.

Когда именно поправки примут, пока неизвестно. Как говорят в пресс-службе, законопроект должен пройти «оценку регулирующего воздействия», в итоге его подпишет губернатор Петербурга.

Фото: Максим Мицун / Фотобанк Лори

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
Почему Пулковский парк решили официально переименовать в Парк Городов-Героев?
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.