В Петербурге работают арт-пространства, организованные самими художниками. С одной стороны, они менее открыты, чем музеи: прийти туда можно только на мероприятия или по предварительной договоренности. С другой, они дают художникам больше свободы, так как напрямую не зависят от числа зрителей и продаж билетов.
Специально для «Бумаги» Елена Филиппова из Государственного центра современного искусства в Петербурге рассказывает о пяти городских пространствах, созданных художниками и арт-группами.
Публикация гида приурочена к Кураторскому форуму, который во второй раз проходит в Петербурге. «Бумага» — его информационный партнер.
Галерея «Люда»
Галерея «Люда» — территория искусства быстрого реагирования, основанная в Петербурге художником Петром Белым в 2008 году. За 12 лет эта независимая институция провела более 100 выставок современного искусства.
В 2008–2009 годах проект исследовал феномен локальной, петербургской идентичности в андеграундной, маргинальной среде. Каждая выставка длилась одну-две недели, то есть за год в галерее выставили более 30 проектов — Анатолия Заславского, Тимура Новикова, «Новых тупых», группы «Мыло» и других художников и арт-объединений.
Впоследствии галерея неоднократно меняла формат, локации и формы взаимодействия, сотрудничая с художниками и кураторами из разных стран. В 2014-м «Люда» открылась на Моховой улице. Сохраняя стратегическую идею, в новом пространстве в 2014–2017 годах показали более 40 выставок региональных и международных авторов — Павла Пепперштейна, «Коллективных действий», финского коллектива «Видеокафе», норвежской группы Locus и других.
Сейчас «Люда» существует в формате самоорганизованного музея-лаборатории, оставаясь территорией свободного эксперимента для художников и кураторов. «Мы показываем то, что нельзя увидеть, — всё, что отражает нервную и нежную плоть искусства», — говорит Петр Белый.
Студия «Сдвиг»
Студия перформативных искусств «Сдвиг» — камерная площадка, которую поддерживает команда независимых танц-художников: Антон Вдовиченко, Камиль Мустафаев, Аня Кравченко и Маша Шешукова. Здесь они создают свои работы и организуют регулярные занятия по современному танцу, айкидо и йоге, а также проводят лаборатории, мастер-классы, лекции, концерты и показы спектаклей российских и европейских танц-художников.
Студия работает три года и является одной из немногих площадок для развития современного российского танца в городе. Она в равной степени представляет местных и приглашенных артистов и педагогов.
— За три года на нашей площадке было показано около 50 новых работ. Важно, что мы создаем прецедент и практику того, как можно поддерживать такое место не только без финансовой, но и без административной поддержки. У нас нет никаких должностей, мы всё делаем сами — уборку, финансовый учет, социальные медиа, продюсирование.
Среди событий «Сдвига» для широкой аудитории — «Ночь перформанса», фестиваль-выставка «ПО.в.с.танцы ХХ» и серия лекций-перформансов «Субъективная история современного танца».
«ДК Розы»
«ДК Розы» — это платформа, объединяющая активистские и художественные инициативы. Ее цель — «создание сообщества товарищей, солидаризирующихся в процессе творческой деятельности и самообразования», — говорят участники.
В пространстве на Большой Разночинной проходят семинары и выставки, а также публичные мероприятия (лекции, кинопоказы, дискуссии, вечеринки) и кружки. Здесь же работает Школа вовлеченного искусства и открытая библиотека с книгами по современному искусству и активисткой литературой.
Участники «ДК Розы» говорят, что «опираются на историю Домов культуры в социалистических странах, текущий опыт антикапиталистического развития социальных центров в Европе и Латинской Америке и тенденции прогрессивных арт-институций, ориентированных на развитие альтернативных аудиторий современного искусства».
«Дом Культуры Розы» появился в 2015 году и назван в честь Розы Люксембург. Платформу основали арт-группа «Что делать» и несколько самоорганизованных активистских коллективов. Проект поддерживает Фонд взаимопомощи коллектива «Что делать», а координирует — открытая группа «Самоорганизация», образованная на базе резидентов ДК и учащихся Школы вовлеченного искусства.
Styd Space
Styd Space — пространство в здании бывшей картографической фабрики на реке Пряжке, открытое художницей Александрой Гарт, искусствоведом Евгением Кузьмичевым и куратором Александрой Генераловой летом 2020-го. Все выставки здесь — это 20-минутные иммерсивные шоу для одного зрителя за закрытыми дверями.
— Когда посетитель покидает Styd, он начинает обсуждать с тобой то, что увидел и пережил. И редко это простые слова поддержки или одобрения: чаще — интерпретация, технические вопросы, касающиеся того, как сделан проект, или даже конструктивная критика. Всего этого лишены другие пространства с открытиями и теплым шампанским.
В Styd показывали проект краснодарского скульптора Владимира Омутова, который сочетает блэк-метал-эстетику и постинтернет, и спектакль Thanks for Nothing минской художницы Вероники Ивашкевич, которая трансформировала атмосферу, пережитую на уличных протестах, в зрительский опыт вроде хороров Хичкока. Для Кураторского форума пространство подготовило проект Александры Гарт, которой удается сочетать техно-эстетику и печатные традиции ленинградской графической школы.
Галерея 24×4
Галерея «24X4» открылась в «Бертгольд Центре» в сентябре. Ее цель — объединить функцию поп-ап-площадки для презентации проектов художников, работающих с новыми медиа, и функцию паблик-арт-объекта в арке городского культурного центра. Основатель и идеолог проекта — медиахудожник Виктор Кудряшов.
Галерея представляет собой четыре LCD-дисплея, на которых демонстрируются работы приглашенных художников — от фильмов категории b movie и видео, снятых на камеру мобильного телефона, до сложнейших визуализаций, созданных с помощью компьютерного кода.
— Я давно мечтал о месте, где никто и никогда не закроет двери, куда не надо покупать билеты, где можно высказаться на любые темы, не боясь показаться странным. Принципиально важной чертой проекта для меня является его демократичность. Будущее — за осмысленным подходом к бизнесу и открытым диалогом, который мы планируем вести не только с художниками, но и со зрителями.
Галерея открылась ретроспективной выставкой мировой звезды net-арта бразильско-голландского художника Рафаэля Розендаля. На следующей выставке показали «вегетативное порно» от молодой сайнс-арт-группировки «Биороботы 019». Основа художественной политики «24×4» — развитие и поддержка молодой отечественной арт-сцены, но в галерее также планируют показывать работы известных иностранных художников.
21 и 22 ноября в Петербурге пройдет Art Weekend — день открытых дверей петербургских галерей и арт-пространств. В связи с продолжающейся пандемией коронавируса посетить выставки можно только по регистрации.
Читайте также, на какие выставки стоит обратить внимание в ноябре, и смотрите, как выглядит эффектная выставка «Утопия Спасенная» известной южнокорейской художницы Ли Бул в «Манеже».