3 февраля 2016

Что показывают на первой в России ретроспективе Фриды Кало

Сегодня в Петербурге начинает работу первая российская ретроспектива культовой художницы из Мексики. Работы Фриды Кало выставляют в неожиданном месте: портреты и натюрморты художницы разместились в одном из залов музея Фаберже.
«Бумага» рассказывает, что ждет зрителей в музее на набережной Фонтанки, как непросто было собрать ретроспективу в городе и когда петербуржцы снова увидят работы Кало.
Фото: Руслан Шамуков
С тех пор как в Эрмитаже закрылась выставка одной картины Фриды Кало, прошло чуть больше недели. Невинный «Автопортрет с обезьянкой» выставляли примерно два с половиной месяца. И хотя сдержанной по своему содержанию работы, безусловно, мало для понимания того, кто такая Фрида Кало, ее вполне достаточно, чтобы возбудить аппетит у местной публики. Кроме того, качественная экспликация при картине аккуратно ввела зрителей в мир символов художницы, который, вообще-то, не так прост.
И вот в городе уже стартовала ретроспектива легендарной мексиканской художницы, на секундочку — первая в России. С учетом того, что картины латиноамериканской коммунистки в России видят реже, чем кометы в небе, нынешняя интенсивность показов живописи Кало просто неслыханная. А для Петербурга, который часто бывает обделен мировыми именами в живописи, это событие практически беспрецедентное.
Куратор выставки Екатерина Лопаткина (она же заместитель заведующего отделом современного искусства в Эрмитаже) утверждает, что череда выставок — лишь совпадение. Но тот факт, что через некоторое время в главном музее города пройдет выставка мексиканских женщин-художниц, дарит скромную надежду на то, что, пусть и с опозданием в несколько десятилетий, отечественные музеи обратили внимание на художественную самобытность Латинской Америки.
Фото: Руслан Шамуков
Теперь петербуржцы наконец могут основательно познакомиться с творчеством Фриды Кало. В музее Фаберже представлены картины и графика всех этапов жизни художницы (картина с эрмитажной выставки на Фонтанке также есть). Разместившаяся в одном большом зале ретроспектива не должна показаться скромной. Хотя в Петербург привезли всего 35 произведений Фриды, это примерно одна шестая творческого наследия художницы, которая за свою непродолжительную жизнь написала не так уж и много.
Мало в каком крупном музее мира находится больше одной ее картины, а множество работ и личных вещей художницы и вовсе признано национальным достоянием Мексики и не может покидать пределы страны. Чтобы их увидеть, нужно отправиться в музей в «голубом доме» в Мехико-Сити.
Как говорят в музее Фаберже, для петербургской выставки они брали «всё, что давали». Основная часть экспозиции приехала из мексиканского музея Долорес Ольмедо (оттуда же ранее прибыл «Автопортрет с обезьянкой»). Еще несколько работ удалось получить из собрания галереи Arvil и частной коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука мужа Фриды Диего.
Фото: Руслан Шамуков
На петербургской ретроспективе картины Кало представлены сами по себе: из историко-культурного контекста на выставке только пара платьев того времени, стена фотографий да документальный фильм. Куратор Екатерина Лопаткина сознательно придерживалась классического подхода в организации экспозиции, чтобы, по ее словам, зрителю было несложно заучить «алфавит» живописи художницы.
Екатерина Лопаткина
куратор ретроспективы в музее Фаберже

— Мы исходили из того, что это первая большая ретроспектива Фриды в России. И мы старались сделать ее максимально привлекательной и доступной одновременно: как можно подробнее рассказать, кто такая Фрида и почему важно ее искусство, а не то, что было создано вокруг ее личности.

Вокруг фигуры Кало действительно возникло много, грубо говоря, мерчендайзинга: под ее именем выпускаются корсеты и нижнее белье, спортивная обувь, косметика и даже текила. Мало кто не видел мелодраму с Сальмой Хайек о драматической судьбе мексиканской художницы.
Фото: Руслан Шамуков
На выставке в музее Фаберже отражены все этапы неразделимых творчества и жизни Фриды Кало: от одной аварии, которая покалечила художницу в 18 лет и лишила ее возможности иметь детей, до второй — встречи с будущим мужем Диего Ривера и далее.
Больница, младенец, измена, надежда и ее утрата: петербургский зритель наконец может увидеть не икону стиля и женщину трудной судьбы Фриду Кало из голливудского фильма. В город привезли в первую очередь оригинальную художницу, превратившую жизненные перипетии в яркую, порой вызывающую, не всегда однозначную живопись, которая отозвалась в работах многих художников и повлияла на то, что художественная жизнь Мексики и всей Латинской Америки уже давно воспринимается как явление.
Посмотреть выставку «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» можно до 30 апреля с 10:00 до 20:45 в любой день, кроме пятницы. Стоимость входного билета — 450 рублей, есть льготы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.