9 октября 2013
Колхас в Петербурге: что изменится в Эрмитаже и в городе с приходом знаменитого архитектора
К 2018 году у фондохранилищ Эрмитажа на «Старой Деревне» появится еще два новых помещения. Здание с новым выставочным пространством, библиотеками и Музеем костюма построят по проекту архитектурного бюро Рема Колхаса, который также работает над реконструкцией Малого Эрмитажа. «Бумага» узнала, чего можно ожидать от знаменитого нидерландского архитектора, по проектам которого в Петербурге так и не построили «Газпром-сити» и «Балтийскую жемчужину». Для фондохранилища Государственного Эрмитажа построят еще два новых здания. Это будет уже третья очередь строительства на «Старой Деревне». Работами займется бюро нидерландского архитектора Рема Колхаса OMA/AMO — проект был одобрен на коллегии министерства культуры в понедельник. К существующему комплексу фондохранилища добавятся: производственный комплекс и здание с пространством для временных выставок и показов, вспомогательной и общественной зонами с кафе, публичной и научной библиотеками «Мир Эрмитажа» с книгохранилищами (в них перевезут около миллиона эрмитажных книг), Музеем костюма, издательским центром и открытым фондохранилищем. Строительство предполагают закончить к 2018 году.
Проект новых зданий Эрмитажа на «Старой Деревне»
В комплекс уже входит десять зданий. Теперь к нему добавится еще и постройка, напоминающая 60-метровый куб с двойным фасадом, выставочным залом и библиотеками. Она будет выполнена из специального фигурного стекла, подходящего для российского климата. Между зданиями комплекса, разделенными железнодорожными путями, будет возведен наземный переход, которым смогут пользоваться все петербуржцы, а не только посетители эрмитажных фондов.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
Реставрационно-хранительский центр — это наш ответ на вопросы о том, сколько коллекции показывается, какой процент находится в хранилищах, в подвалах и так далее.
Из-за перегруженности фондов в исторических зданиях музея возникла потребность в дополнительных площадях на окраине города. Строительство началось в 1990 году, а первая очередь была сдана в конце весны 2003-го. Тогда у Эрмитажа появилось четыре корпуса на «Старой Деревне»: административный, фондовый, инженерный и котельный. Вторая очередь была сдана к концу 2012 года — это еще шесть зданий. В реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» находятся коллекции отделов западноевропейского искусства, истории русской культуры, Востока, археологии Восточной Европы и Сибири и лаборатория научной реставрации станковой живописи. С помощью специально установленных мобильных стеллажей и стеклянных боксов-витрин посетители могут увидеть, как хранятся картины. В фондах содержатся работы русских художников и иностранцев, живших в России, мебель, коллекция карет, фрески и иконы, скульптура. В фондохранилище ежедневно водят экскурсии по определенному маршруту, протяженность которого равна примерно километру.
Фондохранилища Эрмитажа второй очереди, сданные в конце 2012 года. Фото: Денис Панов
Еще один проект Колхаса в Петербурге — совместная с главным архитектором Эрмитажа Валерием Лукиным реконструкция Малого Эрмитажа. Предполагается, что здание превратится в автономный выставочный комплекс. Бывшие конюшни и манеж, прежде располагавшиеся в Малом Эрмитаже, станут новыми залами для постоянных выставок площадью 1200 квадратных метров и общественным пространством на 860 квадратных метров. В последнем разместятся кассовый зал и информационный центр. Также откроют Шуваловский проезд (между Малым и Новым Эрмитажами) — через него с Дворцовой площади можно будет выйти на набережную. Для хозяйственных нужд построят подземный переход между корпусами музея. Правда, его возведение может столкнуться с препятствиями: вполне возможно, что при строительных работах археологи обнаружат уже давно интересующие их фрагменты особняка Крюйса, сподвижника Петра I. Эрмитаж ищет компанию для проведения раскопок и опубликовал заказ на сайте госзакупок.
Автономный выставочный зал поможет разгрузить поток посетителей, особенно во время проведения масштабных выставок. Для нового функционала разрабатывают и новое внутреннее и внешнее освещение. С художественной точки зрения система иллюминации должна быть самобытной, тонкой и не вычурной, сочетать в себе особенности современного дизайна, экологичность и наследие Эрмитажа. Валерий Лукин обещает, что к 6 декабря 2014 года, когда начнутся празднования 250-летия музея, реконструкция Малого Эрмитажа будет окончена. Все работы, по словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, выполняются в рамках проекта «Большой Эрмитаж» и должны сделать крупнейший музей более доступным для посетителей. На протяжении проекта Рем Колхас активно консультировал Эрмитаж по разным вопросам. После одобрения архитектурной концепции, как заявил на коллегии заместитель министра культуры Григорий Ивлиев, следует обратиться к правительству Петербурга и принять предложение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о поэтапном строительстве и финансировании для большей прозрачности и ясности процесса.
Юрий Митюрев, заместитель главного архитектора Петербурга:
Давайте доверимся выдающемуся архитектору современности. Пусть хоть одна работа в городе будет завершена так, как ее задумывал автор.
Бюро Колхаса занималось реставрацией здания для ЦСК «Гараж» в московском парке Горького. Рем Колхас также ведет программу на «Стрелке»; он же будет курировать проект «Стрелки» на архитектурной биеннале в Венеции в 2014 году. Прежде Колхас уже пробовал воплотить свои проекты в Санкт-Петербурге. Но вариант «Газпром-сити» с двенадцатью башнями, проект жилого района «Балтийская жемчужина» и переорганизацию Новой Голландии в городе так и не реализовали, план реконструкции Главного штаба доверили «Студии 44», а перестройку Апраксина двора — британцу Крису Уилкинсону.

Вадим Кондрашев, архитектор бюро Archi-Do:

— То, что Рем Колхас будет строить в Петербурге, — прекрасно. Голландцы вообще являются крестными отцами города. Если в спальных районах раз в три года будут появляться проекты мэтров архитектуры, то город только выиграет. Проект фондохранилища для Эрмитажа представляет собой сдержанную модернистскую архитектуру, что не совсем типично для этого Колхаса. Я ожидал от него чего-то большего, особенно в проекте для «Старой Деревни», где глазу не за что зацепиться. С другой стороны, высотность и большие объемы строений позволяют говорить о том, что проект, несомненно, станет яркой доминантой. По своему объему фондохранилище напоминает ЦКБ Машиностроения на Новочеркасском проспекте, правда, там открывается красивая панорама на здание, а на «Старой Деревне» объем будет несколько зажат. Однако «ансамблевость» всех строений фондохранилища дает проекту законченный вид. Единственный вопрос возникает к пешеходному мосту через железную дорогу. Мост заявлен как галерея, однако панорамы района достаточно унылы: на Серафимовское кладбище, железную дорогу, промышленную зону. Не будет ли это объемом ради объема? Это очень сложный переход. По композиции он необходим, но абсолютно лишен функции. Возможно, практичнее было бы ограничиться одним «кубиком» и больше использовать подземное пространство.
ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.