4 мая 2017

Что для Петербурга значит строительство экспериментальной плавучей АЭС? Цель проекта и опасения горожан

В первом полугодии 2017 года в Петербурге должны загрузить ядерным топливом плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов». После этого экспериментальный энергоблок увезут на Чукотку. Однако представители экологических организаций считают, что запускать атомные реакторы на территории пятимиллионного города — неоправданно высокий риск.
«Бумага» узнала, что происходит с плавучей АЭС в Петербурге, зачем она потребовалась и что о проекте говорят его сторонники и противники.

Что такое плавучая атомная станция и зачем она нужна?

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) — это мобильная АЭС малой мощности. Она состоит из несамоходного (то есть не оснащенного двигателем) судна и энергетического блока. Станцию сооружают на заводе, а затем буксируют к месту эксплуатации.
Проект по строительству таких станций в России начала госкомпания «Росатом». Предполагается, что ПАТЭС можно использовать в труднодоступных районах Арктики и Дальнего Востока, чтобы снабдить энергией местную промышленность и инфраструктуру.
Первую станцию «Академик Ломоносов», которую сейчас строят в Петербурге, планировалось отправить в город Вилючинск на Камчатке. Это должно было произойти еще в 2014 году, однако сроки строительства затянулись, а на Камчатке решили сконцентрироваться на газовой энергии, поэтому под ПАТЭС выбрали новое место. Им стал чукотский город Певек — там уже начали возводить береговую инфраструктуру для объекта.
По словам главы Чукотки Романа Копина, плавучая станция заменит Билибинскую АЭС, а также даст энергию горнодобывающим компаниям региона.
В Росатоме заявляли о том, что подобные ПАТЭС могут быть востребованы за рубежом: в частности, в островных государствах и в развивающихся странах.

Как плавучая АЭС оказалась в Петербурге?

«Академика Ломоносова» начали строить в 2007 году в Северодвинске, однако в 2009 году передали Балтийскому заводу, который занимается также атомными ледоколами. Кроме того, главный конструктор плавучего энергоблока ЦКБ «Айсберг» и проектировщик станции ЗАО «Атомэнерго» также базируются в Петербурге.
В 2010 году «Академика Ломоносова» спустили на воду на территории Балтийского завода рядом с Васильевским островом. Прошлым летом Росэнергоатом (входит в состав Росатома) приступил к испытаниям ПАТЭС, к концу 2017 года станцию должны подготовить к буксировке.
Запуск реакторов и турбогенератора планируется осуществить в первом полугодии 2017 года. В ответе Гринпису Ростехнадзор подтвердил, что загрузка ядерного топлива и запуск реакторов будет производиться на Балтийском заводе, в черте города. Там также говорится, что разрешение от Георгия Полтавченко на это было получено в 2014 году.

В чем особенности станции?

Сейчас в мире нет действующих аналогов строящейся ПАТЭС. Единственной плавучей атомной станцией была американская MH-1A «Стёрджис», которую сооружали для армии США в 1968 году. Однако в 1977-м ее деактивировали.
Как объяснил «Бумаге» преподаватель кафедры инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии Андрей Акатов, и преимущества, и недостатки такой станции — в ее мобильности.
Андрей Акатов
старший преподаватель Санкт-Петербургского технологического института

— Потенциально опасный объект появляется в месте установки не навсегда: отработавший блок заберут на специальный завод для разборки. Но если подумать, то «подвижность» — значимый недостаток, делающий станцию более уязвимой для преступников. Иными словами, она требует очень серьезной охраны.

ПАТЭС сооружают на основе энергоустановки атомных ледоколов. Однако, как пояснил «Бумаге» сотрудник энергетической программы Гринписа России Рашид Алимов, ее использование будет отличаться: «Этот проект экспериментальный: подобные реакторы с этим типом топлива (низкообогащенный уран — прим. «Бумаги») никогда не работали».

Кто и почему выступает против плавучей АЭС?

Представители экологических организаций — в частности, Гринпис — выступали против проекта на протяжении всех лет, что строили станцию. Однако в этом году кампанию против плавучей АЭС стали вести более активно из-за скорого запуска реакторов, говорит Рашид Алимов. «Пока станция строилась, это была просто баржа и ни о какой ядерной опасности говорить не приходилось. Ядерная опасность начинается с загрузкой топлива и запуском реакторов».
На прошлой неделе Гринпис развернул баннер «Нет плавучему Чернобылю» рядом со строящейся станцией. Ранее организация также опубликовала петицию против плавучей АЭС в Петербурге. По словам Алимова, активисты выступают против проекта плавучей станции как таковой, потому что такая АЭС уязвима перед стихией, терроризмом и морским пиратством.
Рашид Алимов
сотрудник энергетической программы Гринписа России

— Мы считаем, что этот проект довольно опасен. Мы не говорим, что обязательно с этой плавучей станцией что-то должно случиться, — мы говорим, что дополнительный риск, который она представляет собой, неоправдан. Сам проект не очень нужен ни Петербургу, ни Чукотке, ни людям, ни стране.

Кроме того, некоторые эксперты говорят об экономической нецелесообразности проекта. Например, в 2011 году международное экологическое объединение «Беллона» опубликовало доклад о плавучих атомных станциях, в котором назвала ПАТЭС «абсолютно убыточной»: по мнению авторов, никто «кроме государства в такой проект не будет ничего инвестировать». На сегодняшний день с учетом стоимости плавучего энергоблока и инфраструктуры проект стоит не менее 28,7 млрд рублей (изначально он оценивался в 9,8 млрд).

Что говорят о запуске реакторов на территории Петербурга?

Гринпис считает недопустимым запускать реакторы в черте Петербурга, так как в случае аварии город не сможет обеспечить безопасность пятимиллионному населению. Заявление, адресованное Георгию Полтавченко, с предложением отменить загрузку ядерного топлива в Петербурге опубликовала также партия «Яблоко».
Как считает Андрей Акатов, запускать реакторы на Балтийском заводе отчасти безопаснее, чем в «нейтральных водах», так как там есть необходимая инфраструктура и коллектив специалистов — на случай если возникнет какая-либо проблема при запуске.
Андрей Акатов
старший преподаватель Санкт-Петербургского технологического института

— Во-первых, нужно учитывать, что на ПАТЭС установлены одни из самых безопасных реакторов, за несколько десятилетий доказавшие свою надежность. Второе — это современные системы безопасности, которые не допустят аварии даже в самых тяжелых условиях. Перевернись «плавучка» килем вверх — всё равно глушение силовой установки будет обеспечено. Поэтому можно говорить об очень высоком уровне надежности.

В Росатоме назвали заявления активистов «распространением радиофобии среди населения». Там также сказали, что на Балтийском заводе «не было зафиксировано ни одного случая нарушения правил и норм безопасности при строительстве судов с ядерной энергетической установкой».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.