В первом полугодии 2017 года в Петербурге должны загрузить ядерным топливом плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов». После этого экспериментальный энергоблок увезут на Чукотку. Однако представители экологических организаций считают, что запускать атомные реакторы на территории пятимиллионного города — неоправданно высокий риск.
«Бумага» узнала, что происходит с плавучей АЭС в Петербурге, зачем она потребовалась и что о проекте говорят его сторонники и противники.
Что такое плавучая атомная станция и зачем она нужна?
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) — это мобильная АЭС малой мощности. Она состоит из несамоходного (то есть не оснащенного двигателем) судна и энергетического блока. Станцию сооружают на заводе, а затем буксируют к месту эксплуатации.
Проект по строительству таких станций в России начала госкомпания «Росатом». Предполагается, что ПАТЭС можно использовать в труднодоступных районах Арктики и Дальнего Востока, чтобы снабдить энергией местную промышленность и инфраструктуру.
Первую станцию «Академик Ломоносов», которую сейчас строят в Петербурге, планировалось отправить в город Вилючинск на Камчатке. Это должно было произойти еще в 2014 году, однако сроки строительства затянулись, а на Камчатке решили сконцентрироваться на газовой энергии, поэтому под ПАТЭС выбрали новое место. Им стал чукотский город Певек — там уже начали возводить береговую инфраструктуру для объекта.
По словам главы Чукотки Романа Копина, плавучая станция заменит Билибинскую АЭС, а также даст энергию горнодобывающим компаниям региона.
В Росатоме заявляли о том, что подобные ПАТЭС могут быть востребованы за рубежом: в частности, в островных государствах и в развивающихся странах.
Как плавучая АЭС оказалась в Петербурге?
«Академика Ломоносова» начали строить в 2007 году в Северодвинске, однако в 2009 году передали Балтийскому заводу, который занимается также атомными ледоколами. Кроме того, главный конструктор плавучего энергоблока ЦКБ «Айсберг» и проектировщик станции ЗАО «Атомэнерго» также базируются в Петербурге.
В 2010 году «Академика Ломоносова» спустили на воду на территории Балтийского завода рядом с Васильевским островом. Прошлым летом Росэнергоатом (входит в состав Росатома) приступил к испытаниям ПАТЭС, к концу 2017 года станцию должны подготовить к буксировке.
Запуск реакторов и турбогенератора планируется осуществить в первом полугодии 2017 года. В ответе Гринпису Ростехнадзор подтвердил, что загрузка ядерного топлива и запуск реакторов будет производиться на Балтийском заводе, в черте города. Там также говорится, что разрешение от Георгия Полтавченко на это было получено в 2014 году.
В чем особенности станции?
Сейчас в мире нет действующих аналогов строящейся ПАТЭС. Единственной плавучей атомной станцией была американская MH-1A «Стёрджис», которую сооружали для армии США в 1968 году. Однако в 1977-м ее деактивировали.
Как объяснил «Бумаге» преподаватель кафедры инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии Андрей Акатов, и преимущества, и недостатки такой станции — в ее мобильности.
ПАТЭС сооружают на основе энергоустановки атомных ледоколов. Однако, как пояснил «Бумаге» сотрудник энергетической программы Гринписа России Рашид Алимов, ее использование будет отличаться: «Этот проект экспериментальный: подобные реакторы с этим типом топлива (низкообогащенный уран — прим. «Бумаги») никогда не работали».
Кто и почему выступает против плавучей АЭС?
Представители экологических организаций — в частности, Гринпис — выступали против проекта на протяжении всех лет, что строили станцию. Однако в этом году кампанию против плавучей АЭС стали вести более активно из-за скорого запуска реакторов, говорит Рашид Алимов. «Пока станция строилась, это была просто баржа и ни о какой ядерной опасности говорить не приходилось. Ядерная опасность начинается с загрузкой топлива и запуском реакторов».
На прошлой неделе Гринпис развернул баннер «Нет плавучему Чернобылю» рядом со строящейся станцией. Ранее организация также опубликовала петицию против плавучей АЭС в Петербурге. По словам Алимова, активисты выступают против проекта плавучей станции как таковой, потому что такая АЭС уязвима перед стихией, терроризмом и морским пиратством.
Кроме того, некоторые эксперты говорят об экономической нецелесообразности проекта. Например, в 2011 году международное экологическое объединение «Беллона» опубликовало доклад о плавучих атомных станциях, в котором назвала ПАТЭС «абсолютно убыточной»: по мнению авторов, никто «кроме государства в такой проект не будет ничего инвестировать». На сегодняшний день с учетом стоимости плавучего энергоблока и инфраструктуры проект стоит не менее 28,7 млрд рублей (изначально он оценивался в 9,8 млрд).
Что говорят о запуске реакторов на территории Петербурга?
Гринпис считает недопустимым запускать реакторы в черте Петербурга, так как в случае аварии город не сможет обеспечить безопасность пятимиллионному населению. Заявление, адресованное Георгию Полтавченко, с предложением отменить загрузку ядерного топлива в Петербурге опубликовала также партия «Яблоко».
Как считает Андрей Акатов, запускать реакторы на Балтийском заводе отчасти безопаснее, чем в «нейтральных водах», так как там есть необходимая инфраструктура и коллектив специалистов — на случай если возникнет какая-либо проблема при запуске.
В Росатоме назвали заявления активистов «распространением радиофобии среди населения». Там также сказали, что на Балтийском заводе «не было зафиксировано ни одного случая нарушения правил и норм безопасности при строительстве судов с ядерной энергетической установкой».