Фотограф Мария Павловская 15 лет снимает Петербурге на пленку. 15 декабря в Ротонде библиотеки Маяковского на Невском, 20 открывается ее выставка «Это всё уже было» в жанре расследования о городе: как узнать его, чтобы описать по-своему, и возможно ли это. «Бумага» узнала у Марии, удалось ли ей задуманное.
В чем идея
— Я как фотограф сталкиваюсь с тем, что куда камеру в Питере ни наведи — на парадную, крышу, набережную, двор-колодец — ощущение, что этот кадр ты уже у кого-то видел. Гравюры и рисунки мастеров XVIII–XIX веков, работы Карла Буллы, послевоенные кадры Наровлянского, мощнейшая школа ленинградского фотоандеграунда 80-х годов, — все эти картинки стоят перед глазами, места на них очень узнаваемы. Петербург ведь и уникален тем, что как будто бы застыл и уже 300 лет не меняется.
Для меня город — не просто привычная среда обитания, а важный и интересный персонаж. Я пытаюсь его «раскусить», ищу подход и ракурс, но сталкиваюсь с тем, что как будто уже невозможно сказать никакое новое слово. Ты так или иначе попадаешь в чьи-то штампы. Моя выставка – это как раз попытка подступиться к Петербургу, признаться ему в любви, пусть корявым, но искренним языком.
Выставка будет проходить в Ротонде библиотеки Маяковского на Невском, 20 — это бывшая голландская церковь с высоким куполом и органом, пространство очень классическое и серьезное, если не сказать пафосное. Поэтому сразу было понятно, что в нем нужно делать что-то максимально легкое и ироничное, иначе будет масло масляное. Мы с кураторкой Женей Игнатовой решили, что идеальным жанром моей выставки будет детективное расследование, а я выступлю в роли сыщика, который собирает свидетельства очевидцев, улики и ищет взаимосвязи в попытках разгадать петербургский феномен, genius loci. Кстати, на выставке кроме самих финальных изображений будет показан процесс их создания – негативы, контрольные отпечатки, а также референсы, работы других авторов и информация о них.
Кто предшественники
— На меня больше всего повлиял фотограф Борис Смелов. Когда готовила выставку, обратила внимание, что раньше даже подражала ему, некоторые мои кадры прямо рифмуются с его работами.
Сейчас в городе идут выставки фотографов, которые были на пике творческой активности в 70-80-е годы, и мы с ними в своеобразном творческом диалоге. 10 декабря открывается выставка в галерее 2/17, где четыре автора — Александр Китаев, Елена Агафонова, Виталий Смирнов, Андрей Чежин — размышляют о петербургской Коломне. Закончилась выставка неофициального искусства «Петербургский диагноз» в Фонтанном доме. А в Румянцевском дворце идет выставка «Непотопляемый» про городские наводнения.
Что на самих фото
— Я долгое время жила в районе Владимирской площади, это очень дорогие мне места. А сейчас мы перебрались в Коломну и я активно ее осваиваю, изучаю, в том числе с помощью камеры. Один из разделов выставки посвящен близким лично мне местам в городе — это Владимирский проспект, Пять углов, а также самый конец Фонтанки, Пряжка, «Квадрат», площадь Репина — вся эта тихая непарадная часть Адмиралтейского района.
Вообще, я портретный фотограф, но в этот раз была задача сделать именно портрет города. На фотографиях есть люди, но они неузнаваемы, эта история — не про них.
Для кого это
— Мне нравится, что выставка в таком туристическом месте. Думаю, гостям города, которые только что вышли из экскурсионного автобуса, могло бы быть интересно увидеть город с неожиданной стороны, за пределами штампов. Ведь Питер, растиражированный на сувенирах, кружках и футболках, уже навяз в зубах.
C другой стороны, выставка точно будет интересна тем, кто здесь живет. «Это всё уже было» — не только мое ощущение; я уверена, что многие пытаются выйти за пределы привычных устоявшихся образов и взглянуть на свой город по-новому, почувствовать что-то свое.
Выставку можно посмотреть с 14 декабря 2024 по 13 января 2025 года в Ротонде библиотеки Маяковского с понедельника по субботу с 11:00 до 20:00 и в воскресенье с 11:00 до 18:00. Официальное открытие 15 декабря в 18.00, вход свободный.
Что еще почитать:
- Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга.
- Где смотреть искусство за пределами центра? Гид «Бумаги» по современным площадкам в промышленных и спальных районах.